Не забудем лермонтоведа и кавказоведа Л.П. Семёнова!

В 2026 году исполняется 140 лет со дня рождения выдающегося ученого.

Добрый день, уважаемая редакция!

Обращается к вам культуролог, кавказовед, доктор философских наук, член Союза журналистов России, Заслуженный деятель науки РЮО-Алания Тамара Владимировна Дадианова. Мои детство, отрочество, ранняя юность прошли в г. Орджоникидзе (ныне Владикавказ). Я окончила  Осетинское педучилище, что на улице Маркса. Поступила сразу в пединститут, который вскоре стал СОГУ, но его не окончила, так как стала студенткой МГИК. Потом закончила  очную аспирантуру ЛГУ им. А.Жданова и докторантуру МГУ им. М.Ломоносова. Часто приезжала и приезжаю в мой любимый и родной город. Участвую во многих конференциях, проходящих в Осетии. Неплохо знаю историю Осетии, можете в интернете ознакомиться с моими работами, из которых читатели впервые  узнали, что икона «Богоматерь с Предвечным Младенцем (Толгская Тронная)» была вывезена в 1278 году русскими князьями из многоязычного и поликонфессионального города Дедякова, находившегося недалеко от нынешних Эльхотово и Змейской. Они вынужденно прибыли туда по зову монголо-татарского хана Менгу-Темира, помогая овладеть ему этим непокорным аланским городом. Было забрано много добра, в том числе и Евангелие, созданное в домонгольский период.  Оно оказалось в трофеях ярославского князя Федора Черного и его походного священника Прохора. Потом, когда  во главе ярославской и ростовской епархии  стал Прохор, он  инспектировал храмы епархии, её протяженность, и приспособил на берегу Волги, при впадении притока Толги, трофейную икону «Богоматерь с Предвечным Младенцем». Потом, после смерти князя Федора,  и в честь его духовного  святого покровителя было создано «Федоровское Евангелие»  с вмонтированными образами двух святых:  римского мученика Федора Стратилата и евангелиста Иоанна, диктующего Прохору святое Евангелие (статью Т. Дадиановой «Аланская компонента художественной образности Фёдоровского Евангелия как памятника культуры XIII-XIV веков» можно найти на сайте ИА Осинформ). Там находился Татартупский минарет, вблизи которого Л.П. Семёнов проводил раскопки и написал о нём книгу.

Немало пленников из Алании было вывезено белозерским князем Глебом Васильковичем – сыном легендарного мученика, истерзанного татаро-монгольскими захватчиками  в Ширенском лесу.  На территории ныне затопленного места находилось поселение «Осетин», сейчас оно погребено на дне Рыбинского водохранилища (поместье  дворян Мусиных). Алан привезли в эти края, у них были большие связи с богатыми купцами в разных странах, так как Шелковый путь проходил через Аланию. Пленники рады были уехать из-под гнета Менгу-Темира. Они создали на реке и в городе Мологе первую на Руси меновую ярмарку (см. ст. «Осетины на Мологе»).

На конференциях в СОГУ я одна из первых повествовала о сукиасянцах – первых аланах-христианах. При желании интересующиеся могут в интернете найти статью «Тайна захоронения грузинской царицы Тамары» (вы знаете, что она по матери Бурдухан была осетинкой). В 1980 г., когда нас с мужем после окончания очной аспирантуры в Ленинграде пригласили преподавать в Ярославль, где открылось Высшее театральное училище, я заинтересовалась Марией-Ясыней – княгиней аланского происхождения, женой великого князя владимирского Всеволода, прозванного  «Большим Гнездом». Их дети стали князьями ростовскими, ярославскими, мологскими, переславскими. Потомки переславского князя  А. Невского – князья московские. Самый младший сын Марии-Ясыни Шварновны Иван стал предком Д. Пожарского – героя периода Смуты.

Мотивация обращения к вам: мне уже немало лет, и я желаю, чтобы мои наработки не канули в Лету, чтобы молодежь знала свои корни, владела диалектикой национального и интернационального в истории, культуре, науке. Великий философ  Г.В.Ф. Гегель неоднократно подчеркивал, что чистых явлений не существует. Само понятие чистоты не ведет к объективности постигаемой истины.

Надо помнить о выдающемся историке, профессоре  МГУ  Г.А. Кокиеве, обвиненном завистниками в национализме. Он был арестован и сгинул в неволе в 1954 г. в Угличском районе Ярославской области, посмертно реабилитирован.

О необходимости спасения архива известного археолога Е.Г. Пчелиной – сотрудника  отдела Востока Эрмитажа, которая вдоль и поперёк прошла Осетию, занималась раскопками, собрала уникальный материал и артефакты, вскоре после  смерти почти забыта. Наследие археолога хранилось в луковом отделении овощного хранилища в Парголове  (местечко в Ленинграде). Архив был промочен, часть его покрылась грибком. Об этом вопиющем факте я узнала из уст этнографа Б. Калоева (1916-2006), который был приглашен на встречу с прихожанами в Аланское подворье  – храм Рождества Богородицы на Кулишках (станция метро «Китай-город») настоятелем Шаурмагом Баззаевым. Автор книги «Осетины» поведал с горечью на устах, что срочно надо спасать архивное наследие Е. Пчелиной (1895-1972). Встреча была незадолго  до его смерти. «Оно не расписано, не сфондировано. Я видел, как в нём рылись допущенные исследователи», –  повторял он.  Неподобающее хранение подтвердил мне известный археолог В.А. Кузнецов (1927-1924). Ничего не оставалось, как написать заявление для командировки на имя начальника  вуза, чтобы разрешил  отправиться  в Санкт-Петербург  с отношением на имя И. Тункиной – директора Санкт-Петербургского филиала Архива РАН. По приезде мне отказали в работе с пчелинским наследием, объяснив отказ «отпуском у сотрудников».  Я проинтервьюировала  нескольких сотрудниц архивного учреждения. Они подтвердили аховое состояние пчелинского архива. Я не унималась: «Если поспособствую дополнительному финансированию, чтобы вы его расписали по темам, согласитесь за официальное  вознаграждение  разобрать?»  Никто не согласился, а одна мама грудничка-малыша, оставившая дитя няне на часок для работы в библиотеке,  воскликнула: «Ни за какие деньги!  Там грибок!»  Подключив знакомых,  я нашла внуков Е.Г. Пчелиной, усовестила их. До поездки в Санкт-Петербург в резолюцию «Георгиевских чтений» во Владикавказе внесла предложение о спасении наследия Евгении Георгиевны, а потом, провоцируя владыку Аланского и Владикавказского Леонида, заявила, что если он не выйдет с просьбой к патриарху, придется мне, как ученому-кавказоведу и журналисту,  самой встретится с главой РПЦ. Одна из главных причин – необходимость реставрации Нузальской средневековой часовни. Пчелина вела там раскопки сразу после окончания ВОВ. В селе Нузал захоронены аланские князья. Отец Леонид, видя моё упорство, обратился к патриарху Кириллу, тот –  к президенту.  Путин дал предписание заместителю председателя правительства  О. Голодец.  Вскоре открылось финансирование не только на обработку  архива, но и на строительство нового здания. И. Тункина ликовала, что это её заслуга. Стала приглашать сотрудников СОИГСИ для разбора пчелинского наследия, забыв про отца Леонида и меня. Когда я на видеоконференции сказала, что немало материалов  из-за  испорченности рукописей списано, директор архива возмутилась, заявила, что это не правда.  Об этой эпопее читайте мою статью «О необходимости спасения архива  выдающегося археолога и этнографа-осетиноведа Е.Г. Пчелиной» (см. журнал «Дарьял», 2016 г.).  О ней же написала добротную статью в декабре 2022 г.  «Полилингвальность Е.Г. Пчелиной», с приложением большого фотоальбома (см. на портале Ярославского  фонда развития культуры yarcult.org).

В 2026 году 30 мая Л.П. Семёнову (1896-1959) – выдающемуся лермонтоведу, хетагуроведу, нартоведу, археологу-кавказоведу (участнику 44 экспедиций) исполнится 140 лет со дня рождения. Он стоял у истоков создания в Северной Осетии Учительского института – предтечи педагогического вуза. На базе последнего вырос СОГУ им. К. Хетагурова. Леонид Петрович – доктор филологических наук, профессор, заведовал кафедрами русской и зарубежной литературы. Он трудился в Северо-Кавказском институте краеведения и его научном музее. Читал лекции по русской и западно-европейской литературе. За свои достижения был награжден орденами Ленина, Трудового Красного Знамени, Знаком Почёта,  медалями «За трудовую доблесть», «За оборону Кавказа», был Заслуженным деятелем науки СОАССР, состоял членом Лермонтовской комиссии при Академии наук СССР,  подарил музею «Домик Лермонтова» в Пятигорске уникальную коллекцию по лермонтоведению, которую собирал более 50 лет. Ему принадлежит идея «Лермонтовской энциклопедии».За заслуги перед Родиной был похоронен в ограде Храма Рождества Пресвятой Богородицы (в те годы – Музей осетинской литературы). Сейчас это действующая церковь. Возле неё, в пантеоне выдающихся личностей, покоятся великий поэт и художник Коста Хетагуров (1859-1906),  градоначальник-просветитель Гаппо Баев (1869-1939), историк  Борис Скитский (1884-1959) и другие. Мною были найдены посвященные ему мемориальная доска и документ, подтверждающий, что дом №4 по ул. Осетинской, в котором он прожил всю жизнь, указом Совета министров СОАССР от 1987 года  признан объектом культурного наследия. Написала статью и для газеты «Северная Осетия». В сокращенном варианте моё воззвание было там опубликовано 27 января 2025 года.

Полный текст моей статьи «Спасем память о выдающемся лермонтоведе  и кавказоведе Л.П. Семенове» был опубликован 10 мая 2025 г. в альманахе «Причал» Ярославского отделения Союза писателей России. В Ярославле регулярно проводятся «Лермонтовские чтения», на которые съезжаются лермонтоведы страны. Если кто-то из них не имеет возможности приехать, присылает свои выступления в видеоварианте.  В своих видеодокладах, посвященных наследию  Л.П. Семенова, я показала фотографии  безобразного и удручающего состояния дома этого выдающегося ученого и педагога. Снимки мне прислали мои помощники, неравнодушные краеведы-осетины О.Кудзиев и К.Агнаев в 2024 и в 2025 гг. Статью републикована на сайте «Собора русского народа» под названием «Против манкурства» (srn.su>?p=18285).

После обратилась к главе  республики С. Меняйло, председателю комитета по охране и использованию объектов культурного наследия А. Галуеву, министру культуры С. Фидарову, депутату Госдумы, лермонтоведу и артисту, общественному деятелю Н. Бурляеву, к  дирижёру В. Гергиеву, вахтанговцу К. Кроку, к потомкам рода Лермонтова  и другим, чтобы они воспрепятствовали полному уничтожению этого здания после продаж и перепродаж объекта культурного наследия М. Тахо-Годи, Г. Тебиевой  и В. Кочиевым. Запущенность, аварийное состояние мемориального дома  были вызваны нынешним хозяином, пожелавшим надстроить второй этаж. Предыдущая хозяйка раздвоилась в лице двух Тебиевых, и сумма при перепродаже удвоилась, но В. Кочиева цена не остановила. А когда он узнал, что повышение этажности запрещено законодательством, было уже поздно. Тут и пропала вдруг мемориальная доска, которую искали известный ученый из МГУ им. М. Ломоносова  Аза Алибековна Тахо-Годи (его племянница, по матери Семенова) и сотрудники музея им. Алибека Тахо-Годи из Дагестана (отца Азы и Муминат). Про дом «временно забыл» собственник, чтобы он зарос кустарниками, и крыша,  поврежденная начатыми инновациями, рухнула (имеются подтверждающие фотографии). Но неравнодушные краеведы, объединившись, не дали угробить до конца объект культурного наследия. Да тут и парламентские слушания на расширенном заседании Совета Федерации Федерального Собрания РФ  подоспели, где, выполняя поручение президента России, 9 декабря 2024 г. с конструктивным, решительным докладом выступила председатель Совфеда  В. Матвиенко. Тема ее выступления – «Сохранение объектов культурного наследия (памятников истории культуры) народов РФ: парламентский подход и законодательное  обеспечение».  Организатор слушаний  – Комитет СФ РФ по науке, образованию и культуре.  Впервые прошли в таком составе. Что будет с домом №4 по ул. Осетинской во Владикавказе? Посмотрим, краеведы не дремлют. Новую порцию снимков с начинаниями реконструкции мне недавно прислали.

Но главная проблема сейчас – подготовка подрастающего поколения. Знает ли молодежь выдающихся личностей, внёсших большой вклад в развитие отечественной культуры? Не уподобляются ли люди манкуртам  – существам, не желающим знать историю, культуру? Во многом, как мною отмечено в статьях, это зависит от тех, кто позволяет разрушать объекты культурного наследия, самовольно решая, стоит ли то или иное здание сохранять.  В науке некоторые исследователи сознательно не ссылаются на труды  предшественников, изучавших  ту или иную проблему, личность, факты.  Такая забывчивость происходит по причине незнания в одних случая, а в других – нарочным неупоминанием  наработок, достижений, находок ради повышения собственной значимости. Предлагаю в 2026 году наконец-то уделить достойное внимание выдающейся личности – Л. П. Семенову. 30 мая  ему исполнится 140 лет со дня рождения. Что предлагаю:

  1. Пора опубликовать его труды про М. Лермонтова, К. Хетагурова, по нартоведению, фольклору терских казаков, по анализу творчества осетинских писателей. Необходимо изучить его заметки и статьи, посвященные археологии.  Было бы идеально издать четырехтомник его трудов. Этот вопрос мы обговорили в августе 2025 г. на личной встрече с руководителем  Союза писателей Северной Осетии Б.Р. Хозиевым. В ноябре 2025 г. я письменно ознакомила со своими идеями проректора по научной работе СОГУ,  д.э.н., профессора Т. Тиникашвили.
  2. Провести научную конференцию, посвященную жизни и творчеству Л.П. Семенова, объединив усилия ученых и сотрудников СОГУ им. К. Хетагурова, СОИГСИ, Национального музея Северной Осетии, архивных учреждений обеих Осетий. С архивистами Южной Осетии я общалась в августе 2025 года, сообщив им, что во время ВОВ он преподавал в пединституте в Цхинвале.  Небезучастным должен быть НИИ Южной Осетии, равно как и другие учреждения, с которыми Семенов имел связь. Привлечь его внучатую племянницу  (дочь  д.ф.н., профессора СОГУ Муминат Тахо-Годи, выпускницу этого же вуза) Елену Аркадьевну Тахо-Годи – д.ф.н., профессора кафедры истории русской литературы МГУ им. М.Ломоносова к этой акции – увековечению памяти  выдающегося ученого.
  3. Способствовать привлечению национальных студий телевидения и ЦТ к созданию передач и фильмов о юбиляре.
  4. Привлечь школьников и студентов к написанию исследовательских работ о Семенове. Например, провести конкурс работ «Л.П. Семенов – наш земляк», где будут отражены разные виды его деятельности. Следует заметить, он писал стихи и прозаические произведения (об этом см. статьи Азы и Елены Тахо-Годи).
  5. Способствовать неусыпному контролю Комитета по охране и использованию объектов культурного наследия РСО-Алания (председатель А. Галуев) за реконструкцией (или качественным ремонтом) дома №4 по ул. Осетинской г. Владикавказ. Сроки сдачи объекта определены Комитетом.

Тамара Дадианова – доктор философских наук, член Союза журналистов России, Заслуженный деятель науки РЮО-Алания, с.н.с. НИО ЯВВУ ПВО, культуролог, кавказовед 

Ярославль, 02.12.2025

Подписаться
Уведомление о
guest

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

0 комментариев
Inline Feedbacks
View all comments