«Банда, подобная Цапкам, у нас
имеется чуть ли не в каждой станице”.
Александр Ткачев, губернатор Краснодарского края
по поводу массового убийства в станице Кущевской.
Не успело забыться потрясшее 21 января весь Ставрополь убийство криминального авторитета Владимира Слизаева по кличке Хан и семи его домочадцев, как стало известно о новом жутком по изощренности убийстве.
Багдасарян, Арзуманов и сотрудник милиции по фамилии Ваниев договорились похитить с целью разбойного нападения и последующего убийства 33-летнюю женщину, которая была любовницей отца Арзуманова. Злоумышленники проследили за своей жертвой и приехали к ее дому на машине «Лада Приора» без госномеров. Скрывая лица под масками, Багдасарян и Ваниев посадили женщину в автомобиль и вывезли в безлюдное место в Пятигорске. Там они жертву жестоко избили, после чего, связав ей руки и заклеив рот скотчем, поочередно изнасиловали. Во время группового надругательства женщина потеряла сознание, а изверги заживо закопали ее в вырытой яме, похитив у нее деньги и три сотовых телефона.
В ходе расследования чудовищного преступления оперативники выявили еще один эпизод преступной деятельности той же банды. Было установлено, что 8 ноября 2003 года Сейран Багдасарян вместе с Геннадием Ханумяном договорились совершить разбойное нападение на мать своего приятеля и убить ее. Молодые люди вооружились ножом и прибыли к дому будущей жертвы в поселке Горячеводске возле Пятигорска. Женщина пустила гостей внутрь, так как Ханумян дружил с ее сыном. Передавая друг другу нож, бандиты поочередно били ее ножом в грудь. Когда убедились, что женщина не подает признаков жизни, забрали все деньги, какие могли найти в доме, сотовый телефон, ювелирные украшения и скрылись.
Геннадий Хануман приговорен к 23 годам лишения свободы. Сейран Багдасарян и Георгий Арзуманов получили 24 и 16 лет заключения соответственно. Отбывать наказание все трое будут в исправительной колонии строгого режима. В отношении Ваниева, являвшегося сотрудником уголовного розыска милиции материалы уголовного дела выделены в отдельное производство. Он объявлен в розыск.
А ведь всего лишь в середине января губернатор Ставрополья Валерий Гаевский на заседании коллегии краевого ГУВД подводившем итоги работы за 2010 год, утверждал, что в его регионе нет банд, подобных той, что терроризировала станицу Кущевскую в Краснодарском крае: “В крае нет территорий, где правоохранители и местная власть погрязли бы в круговой поруке и коррупции».
А едва телевидение показало восемь тел, растерзанных убийцами в доме Слизиева по кличке «Хан», мэр Ставрополя Николай Пальцев поспешил заявить, что «не надо сравнивать массовое убийство в Ставрополе с массовым убийством в станице Кущевская».
А почему, собственно, «не надо»?
Можно подумать, г-н мэр забыл про банду Попова, осужденную краевым судом в марте прошлого года. Бывший спецназовец Попов во главе своей банды на протяжении семи лет (!), с 2000 по 2006 год, убивали людей практически безнаказанно. Именно эта банда совершила покушение на Хана, в результате которого погибла жена «авторитета», заслонившая собой мужа. Бандиты убили директоров рынков “Людмила” и “Предгорье” Юрия Тимошенко и Игоря Андреева, директора пятигорской кондитерской фабрики “Экон” Анатолия Плющенко. Они дважды покушались на жизнь генерального директора “Ставропольгазснаба” Эдуарда Агаджаняна и, в конце концов, его убили вместе с депутатом городской думы Олегом Казначеевым.
Именно «поповцы», по версии следствия, совершили в июне 2005 года дерзкое убийство Прачева, начальника охраны и советника бывшего губернатора края Черногорова, и телохранителя, капитана милиции Шведова, расстреляли заместителя председателя правительства Карачаево-Черкесской Республики, бывшего замминистра МВД республики Ансара Тебуева и депутата республиканского парламента, руководителя борцовского клуба “Барс” Расула Атабиева.
Банда отличалась патологической жестокостью.
Попов с подельниками в присутствии бизнесмена Николая Бережкова и его жены издевались над их детьми, требуя от бизнесмена отдать им рынок “Бетта” в Пятигорске. Одному из ростовских предпринимателей они живому вырезали сердце, а его заместителю вбили в затылок отвертку. Сам Попов присутствовал при этом и с любопытством смотрел в глаза умирающим. А казни провинившихся бандитов записывались на видеокамеру. Все эти «видеофильмы», как и записи сексуальных междусобойчиков, были приобщены к материалам уголовного дела в качестве вещественных доказательств.
Правой рукой Попова был… начальник отдела по борьбе с коррупцией (!) УБОП РУВД края подполковник Махонько. Именно он организовал задержание на Домбае вора в законе Эрика Ашхабадского и тут же передал его бандитам Попова. Ашхабадского искромсали ножами, а потом прострелили голову из пистолета. И после этого крестик и перстень покойного, а также нож киллеры попытались подбросить его близкому другу, другому вору в законе — Володе Пухлому, но были задержаны с поличным сотрудниками ФСБ и МВД России, которые давно уже вели бандитов. Махонько сейчас находится в международном розыске.
Вместе с Поповым за похищение человека осужден Лайпанов, начальник одного из ОВД города Карачаевска. Как писала местная пресса, с бандой активно контактировали осужденный в 2008 году за злоупотребление должностными полномочиями экс-спикер краевой думы Андрей Уткин и бывший ставропольский мэр Дмитрий Кузьмин (также находящийся в международном розыске за коррупционные преступления). Кстати, оба чиновника были ближайшими друзьями и партнерами убитого Хана. Уткин вообще начинал свой бизнес с продаж автомашин вместе с Ханом. Убитый Хан, по мнению многих в Ставрополе, и довел Уткина до кресла спикера местного законодательного собрания. В городе упорно говорят, что и рынок “Южный”, за контроль над которым, по одной из версий следствия, убили Хана, фактически давно принадлежал Уткину.
Но самая пикантная фигура среди ставропольских чиновников – это первый заместитель мэра Ставрополя Андрей Зайцев. Перед тем как в 2002 году стать советником губернатора края он, судя по публикациям в СМИ, был практикующим адвокатом, отстаивавшим интересы… членов банды Попова!
Попову и его ближайшему сообщнику Бутько на основании обвинительного вердикта присяжных заседателей назначено наказание в виде пожизненного лишения свободы. К разным срокам лишения свободы осуждены еще четыре члена банды. Но как минимум девять бандитов остаются на свободе. Кого-то оправдали присяжные, кто-то скрывается. А главное, спокойно себя чувствуют все те, кто долгие годы помогал и позволил банде совершать ужасающие преступления.
И после этого мы «не должны» резню в Ставрополе сравнивать с резней в Кущевской?!
Сколько-нибудь честное расследование убийства Хана и его семьи может вскрыть весьма интересные подробности из жизни “ставропольского спрута”. Сосед Хана и его близкий товарищ, скандально известный продюсер группы “Ласковый май” Андрей Разин уже сделал в СМИ заявление о том, что Хан собирался обнародовать компромат о связях местных властей и бизнеса с криминалитетом. Именно намерение пустить в дело эти документы, по мнению Разина, и было поводом для расправы.
А Хану было что рассказать.
Например, в гараже, где были найдены трупы убитых, стоял принадлежащий Хану “Мерседес” с номером X 507 XX 26. Но номер с такой серией, по мнению горожан, «близких к ГУВД», мог выдать лишь кто-то из руководителей ставропольской милиции! Кто именно?! С большой долей вероятности – друживший с Ханом бывший мэр областного центра Дмитрий Кузьмин, пребывающий в международном розыске
Когда руководители правоохранительных органов и главы регионов заявляют о ликвидации очередного преступного сообщества, банды, то они имеют в виду арест преступников, проведение расследования и передачу их в руки правосудия. Но какое наказание получает криминалитет?
Как правило, ликвидируется в лучшем случае лишь ядро банды (как в случае с поповской бригадой), а основная часть бандитов и их пособников вообще остается вне сферы уголовной ответственности. Но и с теми, кто все же попадает в жернова правосудия, вещи происходят поразительные. В период с 2004 по 2009 год пожизненное лишение свободы за умышленное убийство было назначено 0,2 -0,5 процента всех осужденных за это преступление. Максимальный срок лишения свободы назначен лишь 3,2 -4,6 процента всех бандитов. За нанесение тяжкого вреда здоровью (в том числе и повлекшего смерть — фактически за убийство) в 2004-2009 годах максимальный срок лишения свободы был назначен только двоим лицам из 234,4 тысячи осужденных за это преступление!
В период с 2004 по 2009 год 32,6 -36,9 процента всех осужденных за это преступление получили условный срок лишения свободы. В 2004-2009 годах общее число лиц, осужденных за бандитизм, составило 1180 человек. Из них за этот период времени только трое (!) получили максимальный срок лишения свободы. Из 146,9 тысяч лиц, осужденных за разбой в 2004-2009 годах, только… семеро получили по максимуму. Совокупное количество лиц, осужденных в 2004-2009 годах за организацию преступных сообществ или участие в них, составило 440 человек.
Лишь 37 осужденных мафиози получили максимальный срок лишения свободы.
Что означают все эти цифры? Только одно. Огромное количество преступников, совершивших тяжкие и особо тяжкие преступления, не наказываются в должной мере. Все это порождает в массовых масштабах чувство безнаказанности. Правоохранительная система, по существу, черпает воду решетом.
А управления по борьбе с оргпреступностью на радость бандитам разогнали, аннулировав тысячи оперативных дел на особо опасные ОПГ и банды, заставив опытных оперов ловить «экстремистов», каковыми чаще всего оказываются люди, чем-либо неугодные региональным властям
Если в одной лишь Кущевской прокурорские следователи за два месяца работы нашли 1,5 тысячи сокрытых преступлений, выявили более 120 фактов захоронения людей без проведения предварительных патологоанатомических исследований, даже при наличии телесных повреждений, это свидетельствует уже не о болезни, а о распаде правоохранительной системы.
Анатолий ОЧЕРНЯЕВ.