Что же делать?(Интервью с В.К.Мамаевым, членом Российского философского общества)

  • Post category:Статьи

– Вадим Константинович, скоро двадцать лет, как мы живем в другой стране. Результаты гибели СССР только начали осмысливать. Что произошло тогда, в далеком 1991 году?

– Гибель Советского Союза явилась крупнейшей геополитической катастрофой ХХ века. В мире было всего две идеологии: капиталистическая и социалистическая. Других вариантов просто нет. Всякие там мусульманские, африканские, латиноамериканские и прочие пути на самом деле тупиковые пути. Советский Союз был единственной страной, которая реально первая создала на своей территории другую идеологию, социальный строй и иное, отличное от Запада, цивилизационное развитие. Эта катастрофа еще до конца не оценена. Она произошла, конечно, под влиянием как внутренних, так и внешних причин. В развал СССР Запад вложил огромные деньги, плюс внутренние неурядицы, которые вовремя не были разрешены.

– Что произошло с экономикой России после развала СССР?

– Навязанная новой России экономика была создана на Западе совершенно в конкретных условиях, конкретными людьми с конкретными этическими представлениями, потому что в отличие от физики экономика, в немалой степени, опирается на психологию, этику, народные традиции, которые в данном народе существуют.

Русским экономистом Сергеем Федоровичем Шараповым была разработана в начале ХХ века теория национальной экономики. Его теория опиралась на идеи Фридриха Листа о национальной экономике. Эта теория кардинально отличалась от той экономической теории, которая есть на Западе, и, в немалой степени, она была воплощена в жизнь оппонентом Сергея Федоровича Иосифом Сталиным. Многое из того, что делал Сталин, было предложено Шараповым. Экономика вещь специфическая, и навязывать одни модели и стандарты, созданные в другой культуре, достаточно опасное явление.

Если мы посмотрим на то, что происходит сейчас в России, то увидим планомерное уничтожение всего того, что нам досталось от Советского Союза. Прежде всего, развалена промышленность. Причем, делается все это целенаправленно, осознанно. Скажем, реформа РАО ЕЭС затевалась тогда, когда подобные реформы были уже проведены в США и Англии, и результаты оказались отрицательными. Обнаружилось, что пик потребления электроэнергии приходился на лето, когда все включали кондиционеры. После разделения генерирующих компаний и компаний, передающих электричество, летом многие станции стали выводить на профилактику. Электричества стало не хватать, цена сразу подросла, и оказалось, что можно зарабатывать деньги не строя генерирующие компании, а увеличивая тарифы. Это было уже известно, когда Чубайс начал разваливать РАО ЕЭС. То, что мы сейчас имеем, это следствие чубайсовских «реформ». Если в США цена кВт/час составляет 5 центов, что примерно составляет 1 рубль 40 копеек, то в России это уже от 5 до 9 рублей, т.е. от 20 до 30 центов. В этих условиях предлагается конкурировать с западными фирмами. Если учесть, что кредиты там дают под 2-4%, а у нас от 15-20%, то возможности для обновления оборудования тоже очень не велики.

Мне хорошо известна история с лесоперерабатывающими предприятиями. Одно знакомое мне предприятие купило английскую лесопилку. За нее расплачивались лесом в течение пяти лет. Когда расплатились, начали расплачиваться за ее ремонт. Принцип западной экономики таков. Давайте, Бразилия и Россия, конкурируйте на рынке леса между собой. У кого будет ниже цена на древесину, у того мы ее купим. А нашу лесопилку берите по той цене, по которой мы вам ее предлагаем. В этом заключается основной фокус паразитирования западной экономики на всех остальных. Советский Союз не устраивал Запад, потому что он играл по другим правилам. Перспектив же у российской экономики и промышленности при соблюдении чужих правил игры нет.

Посмотрим на сельское хозяйство. ЕС тратит 60 миллиардов евро в год на поддержку своего сельского хозяйства. В России после развала колхозов даже на плодородной Кубани бывшие колхозники получили по 2-4 га земли, лопаты и вилы в придачу. И все. Ни средств, ни техники. И им предлагается конкурировать с западными фирмами, которые поднимают вой, если в России то запрещают непонятное мясо ввозить из Польши, то с овощами проблемы и т.д. Причем они агрессивно нам навязывают свою продукцию, что мы обязаны у них ее покупать, хотя перед этим нам рассказывали байки о свободном рынке. Есть реальный диктат Запада всем остальным странам, и Россия попала к нему фактически в полуколониальную зависимость. Из страны просто качают сырье.

– Еще одна важная сторона нашей жизни – это реформа и модернизация здравоохранения.

– Замечательно по этому поводу говорил и писал доктор Рошаль еще в то время, когда господин Медведев в ранге вице-премьера занимался программой оснащения медицинским оборудованием больниц и поликлиник. Рошаль говорил тогда, что все, что делается в этом направлении, ведет к развалу, потому что к пяти имеющимся зданиям, которые не до конца загружены в силу того, что отсутствует или персонал, или оборудование, рядом строят точно такое же шестое. А деньги изымаются из общего бюджета минздрава.

– К сожалению, с годами в новой России начал обостряться национальный вопрос. В 1991 году СССР развалился именно на национальные государства, которые выдумал Ленин. Насколько серьезна угроза национального сепаратизма сегодня?

– Даже в Советском Союзе национальный вопрос не был до конца решен. Положение русских в нашем государстве – коренной вопрос. Хотелось бы напомнить, что есть племена, этносы, народы, национальности. У нас даже в конституции пишут, что Россия это многонациональное государство. В стране есть только одна большая нация – русская, все остальные это народности и племена. В конституции Казахстана, например, сказано о волеизъявлении казахского народа, хотя казахов там всего лишь половина, и государство Казахстан было образовано Россией из трех огромных племен, которые и между собой-то не всегда мирно жили. Российская Империя была империей наоборот, потому что за счет русских создавалась промышленность в национальных окраинах как в царское время, так и в советское.

Сейчас в России множество национально-территориальных образований. К сожалению, законы в мире устроены так, что как только появляется национально-территориальное образование, оно начинает требовать со временем независимости. В наших национальных образованиях живет местная национальная элита, которая имеет экономические интересы. В Советском Союзе этот факт стал одной из важнейших причин распада страны. Эти элиты посчитали для себя, что гораздо выгоднее быть царьком у себя в доме, чем жить в рамках большого государства.

То, что сейчас происходит на Кавказе, страшно. Все идет по тому же сценарию. Что касается ислама, то скажу, что понятие истины и справедливости в исламе, подчеркну, в традиционном исламе, совершенно другое, чем в христианстве. Поэтому заигрывание даже и с традиционным исламом опасно. Истинный мусульманин должен жить по шариату, а все остальное, это временное и в порядке ожидания. Когда позволяют строить мечети в старинных русских городах, то играют в очень опасную игру. Под видом толерантности закладывается пороховая бочка, которая рано или поздно взорвется. Нужно помнить, что главные центры этой религии находятся за рубежом и управляются оттуда. Поэтому все вопросы, связанные с исламом, просто недооценены. Я хочу обратить внимание на труды Ильшата Насырова, сотрудника института философии РАН, который об этом открыто пишет.

У нас постоянно говорят о некой ксенофобии. Говорят, что незнание традиций и обычаев народов ведет к той ненависти, которая существует в обществе. При этом забывают, что из той же Чечни были изгнаны сотни тысяч русских, что из национальных республик СССР были изгнаны миллионы русских. В Азербайджане в конце восьмидесятых русских убивали, оскорбляли, жгли, требовали, чтобы они покинули республику. В Чечне по официальным данным убито 50 тысяч человек. Кто за это ответил? Никто. Все, кто бежал оттуда, не признаны беженцами. Им вернули квартиры, вернули имущество? Нет!

– Традиционный вопрос: что делать?

– Необходимо ликвидировать все национально-территориальные образования и свести их к национально-культурным. Нужны губернии. Если люди хотят жить по-своему, это их право. Пусть они на свои деньги создают свои школы, свои национальные оркестры, ансамбли, хоры и проч. Но не за счет государственного бюджета. Нужно сказать, что русский национализм кардинально отличается от национализма других народов и этносов. Если англичане высасывали все из своих колоний, то в России, наоборот, за счет русского этноса развивались все народы и национальные республики. В результате и сформировались эти национальные элиты, которым отдали экономические рычаги.

Автор:

Антон Мстиславин

специальный корреспондент журнала “Политическое образование”