Россия отдала Азербайджану половину водозабора реки Самур и два села, до этого входивших в состав Дагестана, вместе с 600 проживающими там лезгинами-гражданами РФ. Азербайджан же помимо этого получил еще и первое в своей новейшей истории международное признание своих границ – ни одно другое соседнее с ним государство такой чести Баку до сих пор не удостоило.
Таков итог ратифицированного президентом РФ Дмитрием Медведевым российско-азербайджанского договора о государственной границе, который был заключен в Баку еще 3 сентября прошлого года.
Столь «взаимовыгодный» характер произведенного тогда российской стороной обмена, однако, до сих пор замалчивался. Истинная правда о договоре всплыла наружу, когда он попал на ратификацию в Госдуму. Случилось это 17 июня, когда документ был спешно «сюрпризом» включен в повестку заседания нижней палаты парламента.
Замминистра иностранных дел Григорий Карасин, представлявший документ Думе, зачитывал привычные мидовские клише: договор, мол, заключен для того, чтобы «с соседями жить дружно», «чтобы отстоять наши интересы». А перенос российско-азербайджанской границы на середину русла реки (ранее она пролегала по правому, азербайджанскому берегу) вызван тем, что азербайджанская сторона не признавала водозабор реки российским и потому забирала для своих нужд 90% водных ресурсов Самура.
Аргументация, приведенная г-ном Карасиным, просто потрясает. Оказывается, Россия заключила очень выгодную сделку: у нее до этого воровали почти всю воду, а теперь она твердо договорилась с ворами о том, что те будут забирать лишь половину. Ради такой выгоды не зазорно отдать в придачу и два села с 600 гражданами.
Выгодность сделки, однако, почему-то не признали эти самые 600 граждан. Лезгины никак не могут понять, почему воров Россия не только не наказала, но даже премировала. А вот их самих – граждан РФ, повторим – отдала Азербайджану словно вещь.
«Выгодность» договора для России подчеркивает еще одна характерная деталь. Когда документ такого рода вносится в Думу на ратификацию, к нему положено заранее прилагать карту – чтобы парламентарии смогли разобраться, оправдано ли очередное изменение границ, или нет. Так вот, глава Комитета Госдумы по делам СНГ Алексей Островский (фракция ЛДПР), как сообщает «Советская Россия», до последнего момента оставлял депутатов без приложения к Договору – копии карты с указанием линии новой границы между РФ и Азербайджаном. При этом на Совете Думы он пояснял: «Мы ее (карту) специально не раздали депутатам, чтобы не привлекать внимания…»
Коммунисты, тем не менее, не позволили ратификации пройти «тихо и незаметно». Депутат Сергей Решульский, слова которого приводит «Советская Россия», заявил: «России, Южному Дагестану новый передел наносит большой материальный урон. Договор разделяет непропорционально и несправедливо речной водозабор. Для Дагестана, особенно Магарамкентского района, вода реки Самур представляет огромную ценность. Примерно на 5 млрд рублей. Азербайджан незаконно использует эту воду, хотя 96% водостока – это российская земля. В советские времена наша граница проходила по правому берегу Самура, по территории Азербайджана. А Медведев согласился провести линию границы по центру реки… С чего мы так отдаем все?»
Но самое непростительное для президента РФ, по мнению Решульского, – это отношение к своим гражданам, отмечает корреспондент издания. «Водоразделом реки Самур разделяется лезгинский народ, – заявил Решульский. – Два их селения вместе с жителями-россиянами остаются на территории Азербайджана. Трудно представить, что с ними будет. Их уже сегодня вытесняет азербайджанская сторона под любым предлогом, начиная от физического давления. Если мы узаконим эту границу, то наши граждане могут оказаться беженцами без крова и земли… Принять азербайджанское гражданство они не хотят, а продать за бесценок свои жилища и уйти будет означать для них нищенство. Нельзя ратифицировать Договор! По крайней мере, его надо перенести на осеннюю сессию до урегулирования вопросов переселения этих людей или выделения их в особый статус…»
Шум, поднятый коммунистами, впрочем, на судьбе российско-азербайджанского договора не сказался. Думское большинства из «Единой России», которое поддержали и депутаты других фракций, легко проголосовало за закон о ратификации российско-азербайджанского договора о границе. Что касается дальнейшей судьбы 600 граждан РФ, отданных Азербайджану, то г-н Карасин ограничился словами: «Так распорядилась история, мы будем поддерживать контакты с ними». Вот и вся «забота».
Сами же лезгины убеждены, что Россия их попросту «обменяла на газ» – они неспроста подозревают, что кусок российской территории вместе с 600 гражданами РФ был попросту обменян российскими властями на согласие Азербайджана увеличить поставки своего газа в Россию и снизить на него тарифы.
Тут выясняется еще одна сторона «выгодности» для России договора о границе с Азербайджаном. Дело в том, что Россия, быть может, и заинтересована в увеличении поставок азербайджанского газа – но только не для своих нужд. Азербайджанский газ нужен России, прежде всего, для того, чтобы он не пошел, не дай Бог, в «Набукко» – чтобы «Газпром» остался бы монополистом. Но это значит, что наше руководство ставит интересы «Газпрома» выше общегосударственных. Иначе как можно оправдать размен российской территории (с проживающими на ней гражданами!) на некую мифическую выгоду «Газпрома»?
Почему – мифическую? Да потому что где документально зафиксированное согласие Азербайджана отдать нам свой газ? А его нет и, наверняка, не будет. Потому что газ для Азербайджана – это и инструмент для проведения политики многовекторности. Посулят ему Штаты какую-нибудь супервыгоду (да могут и руки просто-напросто выкрутить) – и Баку благополучно забудет о газовых договоренностях с Москвой. А вот два села, 600 граждан и весь водозабор Самура Россия обратно уже не вернет. Все – договор ратифицирован полностью.
В целом же, новая территориальная уступка наших властей наглядно показывает, что наша российская земля для них – не священная территория, завещанная нам предками, а всего лишь предмет коммерческого торга. Наши предки проливали за нее кровь – а нынешние власти позволяют себе ее «выгодно обменивать». При таком коммерческом подходе непонятно, как они распорядятся нашей землей, если встанет, например, вопрос о необходимости защищать ее с оружием в руках? Того и гляди, разбегутся ведь.
Но без этого мрачного футуристического прогноза не легче – территориальные уступки, сдача своей земли «ни за понюшку табаку» стали уже какой-то «нормой» внешней политики наших властей. Вспомним только наиболее крупные территориальные «пожертвования».
Начал раздавать Россию еще Михаил Горбачев – отдал США 200 российских миль экономической зоны, 7,7 тыс. кв. км водной поверхности и 46,3 тыс. кв. км континентального шельфа в Беринговом и Чукотском морях. Так он «разграничил» морские просторы со своими друзьями из США.
Еще большую «спорную» территорию – 86 тыс. кв. км Баренцевом море – отдал недавно Норвегии Дмитрий Медведев.
А до этого были еще территориальные уступки Китаю. Не надо забывать и о пограничном договоре, подписанном с Казахстаном, в соответствии с которым Россия узаконила за своим новым южным соседом многие тысячи кв. км ее исторических территорий.
Доколе наши власти будут позволять себе распродавать Россию?
Юрий Филатов
Источник: KMnews