Предисловие
Представленная ниже на рассмотрение статья господина Ю. Каныгина не претендует, конечно, на углублённый научный анализ соответствующей, вынесенной в название статьи демографической программы Псковской области. Но она интересна тем, как именно и с какой точки зрения, современная русская молодёжь (к которой относится и автор статьи) воспринимает подобного рода программы, на что обращает внимание, какие проблемы обозначает. В этом смысле, несмотря на некоторую тенденциозность, статья весьма показательна.
Поскольку данную статью мы публикуем в дискуссионном порядке (надеясь, что автор точен в фактическом материале), то позволим себе ряд кратких предварительных замечаний, расширяющих политический контекст статьи.
Относительно недавно планы по расселению при финансовой поддержке государства по русским областям “кавказских юношей”, для повышения там, в частности, “рождаемости”, озвучил печально известный “эффективный менеджер” Кавказа господин Хлопонин. Даже после последнего ряда терактов и демонстративного расстрела русских туристов на подведомственной ему территории Кабардино-Балкарии, он ещё раз с упорством, достойным лучшего применения, подтвердил своё намерение. В качестве первой конкретной “экспериментальной площадки” уже названа Пензенская область. Не трудно догадаться в этой связи и о судьбе последней, фактически единственной 100-процентной русской области, со стремительно вымирающим и регулярно спаиваемым населением – Псковской.
Если учесть при этом выигрышное отношение мусульман к спиртным напиткам, то участь Псковской области, занимающей первое место в России по количеству пьяных психозов и соответствующим преступлениям, будет в данном контексте предрешена. Но зачем же содействовать этому ещё и за счёт бюджетных средств русских налогоплательщиков? Как говаривал в подобных случаях предшественник Хлопонина на губернском посту генерал Лебедь: “Наглость – беспредельная…”
Преступления, в том числе этнические, надо не только наказывать, но и предотвращать, не создавая для них искусственно взрывоопасную, в том числе “миграционную почву”. Неужели такая линия местных властей соответствует официальной государственной политике и здравым мыслям Президента, озвученным им по поводу последних московских этнический столкновений, в частности, об особой государствообразующей роли русского народа и русской культуры в сохранении национального мира и социальной стабильности в России?
На Западе, на который так любили ещё недавно ссылаться наши “демократические политологи”, ведущие руководители европейских держав уже открыто устами президента Франции Саркози, канцлера Германии Меркель и премьера Англии Кэмерона провозгласили, что проект мультикультурализма и безбрежной толерантности в Европе провалился. Необходимо менять современную миграционную политику, которая грозит Европе опасностью нестабильности и обострения религиозно-этнических столкновений. Там выводы уже сделали. А у нас? Неужели будем, как и раньше, повторять 70 лет вслед за Европой, то, что там давно уже устарело? Пора и своим умом жить. А если его нет, то надо подучиться по-настоящему, а не только на словах, хотя бы на том же современном европейском Западе.
Вывод: Псковская общественность непременно должна взять под контроль предложенную ей местной властью “демографическую программу”, включая расходование 35 миллиардов рублей бюджетных денег на её освоение, и скорректировать в правильном, современном общеевропейском направлении.
Андрей Сергеев
Псковское отделение Собора Русского Народа
Юрий Каныгин: “О демографической программе Псковской области до 2015 года”
(См.: Администрация Псковской области. Распоряжение от 10.02.2011 N 38-р “Об утверждении Стратегии демографического развития Псковской области на период до 2015 года”.
10 февраля 2011 года губернатор псковской области Андрей Турчак подписал распоряжение администрации Псковской области “Об утверждении Стратегии демографического развития Псковской области на период до 2015 года”, бюджет которой, по словам его зама Веры Емельяновой, составит более 35 миллиардов рублей. На разработку этой программы было потрачено 499 тысяч рублей и ещё столько же на экспертизу, которая дала положительную оценку (http://www.regnum.ru/news/fd-nw/1331392.html).
Ситуация с демографией в Псковской области характеризуется не иначе как катастрофа. Далее цитатами из самой программы: “Сокращение численности населения в области началось с 1965 г. и ежегодно составляет порядка 10 тыс. человек. Если в 1995 г. в области проживало 830 тыс. человек, то на начало 2009 г. население сократилось на 133,6 тыс. человек и составляло 696,4 тыс. жителей”.
Цифры действительно огромны.
В начале программы рассматривается ситуация в целом и делается такой вывод: “На начало 2010 г. в Псковской области сложилась крайне неблагоприятная демографическая ситуация. Смертность в два раза превышает рождаемость, ожидаемая продолжительность жизни населения ниже средней по Северо-Западному федеральному округу на 3,7 года. Продолжительность жизни мужчин на 14,6 года меньше, чем продолжительность жизни женщин. Увеличивается число социально обусловленных заболеваний, растет потребление алкоголя, в том числе у женщин и детей. Смертность населения в работоспособном возрасте на селе в два раза превышает смертность горожан. Второе место среди причин смертности всего населения занимают внешние причины, которые опережают смертность от злокачественных заболеваний” (стр.10).
Далее рассматривается 3 сценария развития. Первый сценарий – инерционный. Он основан на сохранении существующих тенденций в демографических процессах Псковской области при небольшой положительной динамике, при этом “сальдо миграции обеспечивается главным образом притоком мигрантов из стран Средней Азии, Казахстана и Закавказья..” (стр. 12).
Второй – инновационно-активный сценарий – представлен в двух вариантах. Первый предусматривает изменение численности населения области преимущественно за счет привлечения рабочей силы из-за пределов области, при использовании “преимущественно внешних источников пополнения населения (организованной миграции)”. Второй предполагает улучшение показателей естественного воспроизводства населения: существенное увеличение в перспективе до 2020 года рождаемости и снижение смертности населения Псковской области (стр. 12-13).
И вывод: “В заключение рассмотрения прогнозных сценариев следует отметить, что в силу инерционности процессов естественного движения населения, сокращения в области женщин репродуктивного возраста, утраты населением многих семейных ценностей, в том числе ценности многодетности, первый инновационно-активный сценарий (миграционный), использующий преимущественно внешние источники пополнения населения, представляется более реализуемым и экономически оправданным” (стр.13).
Если учесть при этом, что в программе нигде открыто не говорится о намерении переломить уже проявившееся неблагоприятное для русского населения Псковской области инерционное “сальдо миграции”, которое обеспечивается “главным образом притоком мигрантов из стран Средней Азии, Казахстана и Закавказья…”, то обозначенный как благоприятный “инновационно-активный сценарий (миграционный), использующий преимущественно внешние источники пополнения населения”, представляюется уже не столь уж благоприятным для русского населения Псковской области.
Затем идёт подробное рассмотрение данной стратегии. Отмечу, что в программе приведено немало вполне разумных, и, на мой взгляд, очевидных вещей, которыми и нужно заниматься. Немало средств предполагается выделить на медицину. Но упор делается всё же на миграцию, вот что предлагается делать: “Внедрение гибких систем обучения в школах разных видов, учитывающих особенности школьного контингента (мигранты, дети из неблагополучных семей и т.д.)”. При этом “движение по первому инновационно-активному сценарию требует развития социальной сферы с учетом значительного притока мигрантов. Это означает, что необходима реализация специальных программ сфокусированных на профилактике возможных социальных проблем мигрантов. Например, на базе медицинских учреждений – программы вакцинации, на базе образовательных учреждений – программы по повышению толерантности и преодолению ксенофобии, в процессе работы учреждений социального обслуживания населения – учет национально-конфессиональных особенностей мигрантов” (стр. 19). Вот такие инновации и нанотехнологии…
Если вы не поймёте следующую строчку – все вопросы к авторам и экспертам.
“Перечень мероприятий Стратегии по комплексу мероприятий “Мероприятия в сфере миграционной политики”:
Оказание содействия переселению семей соотечественников (980 человек); Формирование квот для привлечения иностранной рабочей силы не более 5 тыс. единиц в год; Организация работы 26 консультационных пунктов во всех муниципальных образованиях; Обеспечение социальной защиты в учреждениях образования детей мигрантов; Привлечение мигрантов на сезонные работы и т.д… (Приложение N 5.8)
В заключение напомню, что Псковская область и так страдает от безработицы, приток инородных мигрантов только усугубит ситуацию: кроме искусственно создаваемой почвы для возможного обострения национальной розни, наступят и неизбежные негативные экономические последствия – зарплаты при повышенной конкуренции на одно рабочее место упадут, а число предлагаемых мест сократится…. На рынке недвижимости увеличение спроса спровоцирует повышение цен, что в сумме создаст условия для дополнительного притока богатого “некоренного” населения и оттока коренного и т.д.
Предложенные меры, безусловно, улучшат дела с динамикой населения, обогатят строительные компании, но при этом ухудшат положение русских псковичей.
Ещё не поздно что-либо сделать, чтобы добиться реализации программы по настоящему предложенному инновационному пути, основанному на снижении смертности и увеличении рождаемости.
Юрий Каныгин