Президент страны желает загарпунить двух китов — «модернизация экономики» и «тотальная борьба с коррупцией»
Существует мнение, что так не вовремя нагрянувший мировой экономический кризис способен встряхнуть экономику и привести ее в чувство. Избавить от накопившейся «шелухи» или, например, спровоцировать структурные сдвиги в экономике. Однако в России подобного результата ожидали и после кризиса 1998 года. Хотя определенный эффект тогда был. Например, высокими темпами развивались промышленность и экспорт, за прошедшее десятилетие экономика получила еще большую сырьевую зависимость. Вдобавок, рос и госсектор. Один кризисный год уже позади, но каких-либо структурных сдвигов в российской экономике пока не видно.
Изменить нельзя оставить
Представить сегодня экономику России без мощного сырьевого сектора невозможно. Не зря занимаем первое место в мире по добыче и экспорту сырья. Сырьевая структура экономики страны складывалась исторически. Так было, и видимо, так будет. Но президент страны призывает отходить от сырьевой направленности национальной экономики. А куда отходить? Выбора особого нет. Может, структура бытия определяла структуру сознания? Плохо, когда трубы вместо извилин определяют экономическое сознание на многие годы вперед. Когда говорят одно, делают другое, а получается — как всегда.
На самом деле структура национальной экономики за последние 15 лет менялась. Например, в 90-е годы бюджет страны имел другие основные источники: поступления от приватизации, внешние заимствования. За последние 10 лет России удалось использовать благоприятную конъюнктуру на мировых сырьевых рынках. Страна практически избавилась от внешнего долга, накапливались золотовалютные резервы, бюджет впервые стал профицитным. В Россию пришли иностранные инвестиции. Бюджет в основном формировался за счет сверхдоходов от продажи сырья. Собственно, и сам сырьевой сектор экономики успешно развивался. Ничего плохого в этом нет, если, конечно, параллельно развивались бы и остальные сегменты экономики.
Однако успешно развивался только лишь еще один ее сегмент — государственный бюрократический аппарат. Сословие чиновников за эти годы выросло втрое! Сверхдоходы позволяли государству иметь подобную роскошь, вертикаль власти укреплялась по всем возможным и невозможным горизонталям. Вдруг начали накапливаться «лишние» деньги, а для того, чтобы их освоить, были срочно придуманы нацпроекты и госкорпорации. В итоге «вертикально-горизонтальная» чиновничья власть, получившая доступ к огромным ресурсам, за короткий период времени заполнила собой всю экономику страны. Даже всемогущие олигархи были отодвинуты на вторые роли. Казалось, Россия окончательно стала на путь развития и процветания. Но исторический шанс реструктуризации национальной экономики был упущен.
Дело в том, что так уж устроена российская власть. Доходы от сырья, вместо того чтобы стать капиталом развития, аккуратно перекачиваются в карманы чиновников. Кроме воровства бюджета, чиновники вкупе с правоохранительными органами освоили и другие сферы деятельности: взяточничество, «крышевание», у многих параллельно с госслужбой налажен собственный бизнес. Они же курируют «госзаказы», «налоговый бизнес», «таможенный бизнес», «земельный». Кто-то «сидит» на трубе или экспорте металлов, кто-то на импорте продуктов питания или, еще хуже — завозят контрабандой китайское барахло. Откуда взяться развитому отечественному сельскому хозяйству или промышленности, они просто не выдержали подобного саботажа вороватых чиновников. Такова сама экономика, и «сырьевая направленность» здесь как бы ни при чем.
Альтернативные приоритеты
Тем не менее, предполагаемые «два кита» президентских реформ, затрагивающие интересы всего общества — борьба с коррупцией и модернизация экономики — озвучены. Цели поставлены, хватит ли для реализации реформ политической воли, интеллектуальных и прочих ресурсов, и будет ли результат, покажет время. По крайней мере, резервов накопления и бюджетных ресурсов для модернизации практически нет. Резервный фонд страны уже потрачен, средства Фонда национального благосостояния, как показывает динамика расходов, также будут потрачены уже в этом году. Россия возвращается к дефицитному бюджету и, соответственно, к внешним заимствованиям. По оценкам экспертов, только в текущем году нужно заемных средств не менее 60 млрд долларов.
Страна одновременно нуждается в политической реформе, смене модели экономического развития, радикальной модернизации элит. Но для этого нужны ресурсы, которых уже нет и в ближайшие годы не предвидится. В сырьевой и коррупционной национальной экономике инновационные процессы вряд ли приживутся. Нет для этого благоприятной среды, условий развития, как нет и мотивации у чиновников к изменениям. Они научены тратить, но не зарабатывать. В национальной экономике нет категорий окупаемости, рентабельности, возвратности капитала, конкурентоспособности, эффективности. Подобные цели при инвестировании государственных средств, просто не ставились. Про эффективность расходования бюджетных средств можно не говорить.
Россия упустила возможности, шансы не только инновационного развития, технологического прорыва, но не продвинулась в институциональном и территориальном развитии. Государственные институты коррумпированы, рыночные и общественные или недостаточно развиты, или подавлены тотальным присутствием государства во всех сферах. Централизация власти и национального накопления привела к отсталости и зависимости регионов. Налицо процессы депопуляции огромных территорий, инфраструктурное отставание.
Собственно, проблема модернизации национальной экономики, смена модели экономики на модель инновационную, есть проблема поиска альтернатив и смены приоритетов. Именно поиск альтернатив сегодня определяет структуру будущей экономики. Управляющее воздействие власти и государственная экономическая политика должны быть перенаправлены на реализацию других приоритетов. Основным приоритетом усилий может быть создание рабочих мест. Сегодня без работы остался каждый седьмой гражданин трудоспособного возраста. Должна быть разработана и реализована долгосрочная программа по созданию рабочих мест.
Еще важнее сменить приоритеты затрат. Банки и государственные корпорации получили триллионы из накопленных за десять лет денег. И что, кто-то их вложил в технологическое перевооружение промышленности? В отрасли импортозамещения или конкурентоспособные на мировом рынке профили? Когда еще страна получит возможность накапливать? Китай даже в период кризиса наращивает накопления, которые превысили два триллиона долларов.
Проводить реформы в запущенном экономическом хозяйстве страны крайне трудно. Инициативам Д. Медведева необходима всеобщая поддержка. План модернизации национальной экономики нуждается как в мощной интеллектуальной поддержке, так и в поддержке всего общества, участия и вклада каждого гражданина страны.
Маир Пашаев
Дагестан