Доклад в Общественной Палате РФ в рамках слушаний «Русские на Кавказе: мифы и реальность», 18.10.2011
Руководители Северной Осетии часто любят повторять о том, какая многонациональная наша республика, как хорошо и привольно в ней живется всем нациям.
Увы, благие слова на деле часто оказываются лишь пустым звуком. В реальности ситуация в межнациональной сфере довольно безрадостная и замалчивая действительное положение дел в этой сфере, мы похожи на страуса, который прячет голову в песок.
Одним из главных признаков того, что ситуация в межнациональных отношениях нездоровая является отток русского (а в целом русскоязычного) населения. Бесспорно, такого беспредела по отношению к русскому населению, который был в Чечне и Ингушетии, в Северной Осетии нет. Однако и здесь, где-то в большей, а где-то в меньшей степени, русские вынуждены жить в атмосфере постоянного психологического дискомфорта.
По моему мнению, уже давно проводится целенаправленная политика вытеснения русских с ключевых постов в органах власти и управления. Это наглядно видно по составу чиновничьего аппарата. Так например, в столице республике – Владикавказе из семи заместителей главы города не осталось ни одного русского; из 36 управлений, комитетов, отделов АМС г.Владикавказа уволены почти все русские руководители. Из четырех префектов также нет ни одного русского, как нет и ни одного заместителя префекта. При этом русских во Владикавказе проживает более 23%. Те русские чиновники, которые еще остались на своих постах, нужны власти лишь для того, чтобы сохранить лицо перед Федеральным центром. Но это уже «остатки» русских чиновников. Пройдет еще несколько лет и их не останется. Уже сейчас, когда властям это надо, возникает большая проблема найти какого-нибудь русского для вакантной должности. Почти нет русских и среди влиятельных бизнесменов.
Особенно значительные изменения произошли в этническом составе республиканского парламента. Так, например, в составе парламента Северной Осетии второго созыва (выборы 1999 г.) было представлено – 65 осетин и 9 представителей других этнических групп, в составе парламента третьего созыва (выборы 2003 г.) – 68 осетин и 5 представителей других этнических групп. В действующем составе парламента Северной Осетии четвертого созыва (выборы 2007 г.) – 60 осетин и 7 представителей других этнических групп. Индекс представленности различных этносов в трех последних составах парламента РСО-Алания имел значительные диспропорции в пользу осетинской этнической группы. Можно сказать, что в первое десятилетие XXI века в республике фактически был завершен процесс монополизации власти представителями доминирующего осетинского этноса.
По моему мнению, официальная элита Северной Осетии начинает приходить к пониманию, что дисбаланс этнического представительства при слабом доверии к власти в силу ее этнокланового характера несет в себе большой конфликтогенный потенциал в Северной Осетии. В тактическом плане механизм этнического представительства полезен и необходим, поскольку обеспечивает определенную межэтническую стабильность. Но пока реальных сдвигов нет.
За межпереписной период с 1989 – 2002 гг. отрицательное сальдо миграции из республики нетитульных этносов составило – 40 тыс. чел., в том числе русских – 26 тыс. чел. Несомненно, среди уехавших есть и большое число осетин. Но при этом необходимо учитывать, что русские уезжают навсегда, а осетины, как правило, на учебу или на заработки, даже уехав, они, не теряют связь с родиной. Даже если осетины будут уезжать десятками тысяч, Осетия без осетин не останется, а вот без русских она реально может оказаться.
Наглядным примером того, что русское население покидает Северную Осетию является Владикавказ. Основанный российской властью изначально как крепость, а затем преобразованный в город он долгое время был главным оплотом российского государства на Северном Кавказе. Если в конце 19 века русские составляли 70% от всех жителей города, то постепенно эта цифра стала снижаться и к началу 1970 года достигла 50%. Это снижение было вызвано не оттоком русского населения, а ростом численности других этносов (в первую очередь осетин). Начиная с середины 80-х годов, количество русских только снижалось и снижалось по абсолютным показателям. Перепись 2002 года показала в городе 315 608 жителей, из них русских – 72 906, осетин – 197 886. Предполагаю, что перепись 2010 года может дать менее 50 тыс. русского населения во Владикавказе, что говорит об уменьшении более чем в два раза за последние 20 лет. Разве это не повод задуматься?
Иной раз звучат слова о том, что уезжают русские, которые приехали в Осетию в 50-70 годах поднимать экономику, а теперь с закрытием промышленных предприятий они остались не у дел. В чем-то здесь есть доля правды, но как тогда быть с населением казачьих станиц, которое тоже уезжает? Терские казаки живут в своих станицах с середины 19 века, а иные еще раньше, когда на осетинской равнине и осетин – то почти не проживало, фактически они коренное население Осетии. Для них Осетия не вторая родина (как некоторые любят утверждать), а первая и единственная.
Некоторые деятели утверждают, что русское население на Северном Кавказе было опорой имперской политики России, но это не так. Русские играли роль своеобразного буфера, связующего звена между коренными народами, а потому были востребованы и значимы. Русские, живущие на Северном Кавказе, хорошо знакомы с местными традициями и обычаями, национальной психологией народов. Они давно заняли свою нишу, которая позволяла им до последнего времени вносить свой вклад в развитие региона.
За последние годы определились места компактного проживания русского населения в Северной Осетии это г.Владикавказ, Моздокский район, ст.Архонская, ст.Николаевская, ст.Змейская. Обратите внимание, казачьи места проживания.
Терские казаки, подчеркивая свое историческое право на эти земли, четко заявляют, что никаких преимуществ для себя не добиваются, хотят жить на равных со всеми народами, проживающими на Северном Кавказе.
И когда разного рода патриоты говорят о колонизации Россией Северного Кавказа, они лукавят. Необходимо напоминать им как все было на самом деле. Приведу пример. В 1838 году была образована станица Николаевская на земле площадью в 8 866 десятин, купленной у полковника Туганова за вознаграждение в 13 299 рублей. Таким образом, земли под казачьи станицы выкупались повсеместно. Эти и другие данные имеются в ЦГА КБР «Ведомость о землях, отошедших от кабардинских владельцев под военные поселения на Военно-Грузинской дороге».
А вот и продолжение истории казаков ст. Николаевской. В период красного переворота 1917 года главный источник существования – землю у казаков забрали и передали горцам, оставив немного для организации колхоза.
Но, к сожалению, расказачивание не закончилось и в наши дни. В 2009 году искусственно обанкротив колхоз-миллионер, кое-какие деятели забрали и эти земли. На сегодняшний день в станице Николаевской пустует около 200 хат, оставшись без земли и работы, казаки уехали на заработки в другие регионы России.
В прошлом году исполнилось 15 лет как 200 человек вынужденных переселенцев из Чечни и Ингушетии заселились в деревянные сборно – щитовые дома на хуторе Поповом на окраине Владикавказа. Жители хутора Попова уже давно добиваются статуса казачьего поселения – результат нулевой. Многие жители хутора в результате этнических чисток в Чечне и Ингушетии потеряли родных и близких, дома и все свое нажитое долгими годами имущество. Думаю, есть необходимость напомнить о вынужденных переселенцах из Чеченской и Ингушской республик, они до сих пор не получили причитающуюся им по закону финансовую помощь, как вынужденным переселенцам. При всем благоухании в Чеченской республике не надо забывать про ее жителей, проживающих вне ее.
Россия долгое время не защищала интересы русского населения Северного Кавказа, постоянно идя на уступки горским народам. В результате северокавказские республики превратились в проблемные территории, экономика которых держится лишь на дотациях из федерального центра. Теперь похоже ситуация начинает изменяться. Уже Президент России весьма обеспокоен оттоком русских с Северного Кавказа. Тем не менее, на местах еще не все признают эту проблему.
В Чечне и Ингушетии (где русского населения почти не осталось) разрабатываются программы по возращению русского населения. В Дагестане, где в 1989 годы русских было 10 процентов, а в 2002 году стало 5 процентов, существует правительственная комиссия по проблемам русскоязычного населения. А в Северной Осетии чиновниками на высоком уровне неоднократно заявлялось, что «проблема оттока русскоязычного населения из республики является преувеличенной». А русских с каждым годом все меньше, и это факт.
Конечно, в прямом виде национализма в Северной Осетии как не было, так и нет. Но есть казавшееся совершенно невинным местничество, которое называется теперь куда более грозно – клановость.
Клановая структура общества характерна для всего Северного Кавказа. Советская власть всего лишь приостановила действие традиционной многовековой системы взаимоотношений. Теперь схема возвращается, в нее не вписаться русским, а вместе с ними и представителям других народов. В условиях нынешней экономики выживает сильнейший, который смог урвать себе что-то и клановость ему в этом помогает. При этом власть, которая призвана контролировать и регулировать эти процессы, безучастно наблюдает, а нередко и помогает добить «слабейшего». Примеров тому масса.
Также можно вспомнить различные нападения, избиения русских жителей, и всякий раз благодаря клановости, преступникам удается уйти от наказания или они получают минимальное наказание.
Кому – то все это может показаться мелочью, местными разборками, но ведь из таких, для кого-то малозначительных фактов, и складываются те условия, которые вынуждают русских уезжать из республики. Ведь человек хочет достойно жить, а не выживать. Если у него нет работы, если дети не могут поступить в вузы, если нет перспектив достойно прожить жизнь, то конечно захочешь уехать в поисках лучшей доли.
Можно только удивляться недальновидности местных властей, ведь давно известно, что свято место пусто не бывает. Сегодня место русскоязычных граждан (в большинстве своем квалифицированных специалистов, представителей интеллигенции, сельских трудяг) занимают беженцы, прежде всего чеченцы, курды, переселенцы из Закавказья, а также турки-месхетинцы. В большинстве случаев, не имея работы, они пополняют ряды криминалитета. Зачастую пришельцы незнакомы с местным укладом жизни, что ведет к возникновению конфликтных ситуаций с местным населением. Это наглядно видно по Моздокскому району. Внешние факторы, которые все активнее внедряются в Моздокский район, все больше и больше негативно воспринимается местным населением. Динамика миграционных процессов настораживает не только коренных жителей, но и руководство района. Так русское население района составляло в 1993 году – 86,4 %, в 2002 соответственно 53,4 % и уже в 2009 году 48%. Сегодня требуются определенные превентивные меры, чтобы не усугублять складывающуюся ситуацию.
Очевидно, что отток русскоязычных в целом ведет к нарушению сложившейся в регионе демографической ситуации. Все это только усугубляет и без того непростую ситуацию на Северном Кавказе. Поэтому проблема положения русскоязычных затрагивает интересы и титульного населения республик. Остается только надеется, что понимание этого все же придет к тем, кто бы мог в силу своего положения и авторитета в обществе изменить ситуацию к лучшему.
Скажу и про ситуацию с изучением русского языка, сложившуюся в школах республики, где наши дети не могут изучать русский язык в объемах, в которых он изучается в других регионах России. Этим фактом обеспокоены и осетины. Настоящее положение дел в школе не даёт возможности заложить прочный фундамент навыков владения русским языком! Ведь для нормального изучения сложного письменного русского языка необходима ежедневная практика. Однако сегодня всё пущено на самотёк. Почему-то считается, что все и так знают русский язык хорошо, и особого внимания ему уделять не стоит. А это совершенно не так! Отрывая наших детей от глубокого изучения основ русского языка и литературы, наносится трудно поправимый ущерб образованию. Думаю, что осетинский язык необходимо оставить в общеобразовательной школе для факультативного изучения. И любой человек, вне зависимости от национальной принадлежности сможет изучать его в свободное от основной учёбы время. Не надо лишать детей возможности качественно подготовиться и успешно сдать экзамен по русскому языку, являющемуся одним из основных предметов школьной программы.
Таким образом, происходящий процесс с оттоком русского населения в РСО-Алания и непринятие каких-либо мер со стороны федеральной власти подталкивает русских к тому, чтобы они покидали этот благодатный край и уезжали в другие регионы страны в поисках лучшей доли.
Председатель правления СОРОО «Славянский союз Осетии», Член Совета регионального отделения СОБОРА РУССКОГО НАРОДА в Северной Осетии,
Владимир Писаренко