Русская глубинка. Филипповские Робинзоны…

  • Post category:Статьи

 Есть в Чудовском районе Новгородской области одна деревня, жители которой не сетуют на отсутствие дорог и прочих благ цивилизации. Хотя, ради справедливости надо сказать, что электричество в деревне всё же есть, а телевизор исправно показывает несколько каналов. Здесь нет продуктового магазина, и автолавка сюда не приходит из-за отсутствия элементарной грунтовой дороги. Практически все продукты питания в деревне – домашнего производства, даже хлеб пекут здесь свой. Покупные сигареты местным мужичкам заменяет «самосад» – домашний табак. Деревня Филиппово и ее жители живут размеренной спокойной жизнью и в города не рвутся. Напротив, сами горожане – из числа новгородских и питерских дачников – стараются вырваться сюда в период летних отпусков, и окунуться на несколько недель в мир местных Робинзонов, среди которых, кстати говоря, много бывших горожан.

«Малая земля»

С «большой землей» деревню Филиппово связывает река Оскуя и еле приметная в зарослях леса и высокой, густой траве, тропинка, которая упирается в указанную реку. В качестве переправы через Оскую служит небольшой плот, снабженный замысловатым набором веревок и проволоки. Это такое местное (деревенское) плавательное средство из разряда, как нынче модно говорить, нанотехнологий. О других нанотехнологических решениях филипповских Робинзонов мы поговорим чуть позже.

Есть еще одна – чисто сухопутная – трехкилометровая дорога через лес, которая связывает Филиппово с Рогачами, но по ней сегодня можно проехать только на вездеходе.

На мой вопрос – а как же вы тут живете без дороги и моста, один из жителей Филиппова сказал:

– А зачем они нам? Без них спокойнее жить: ни машин тебе, ни хулиганов. Хорошо – одним словом.

И с этим трудно поспорить. Деревня Филиппово стоит в таком удивительном по красоте уголке Чудовского края, что наплыв дачников, туристов и прочих любителей отдыха на природе, может только нарушить гармонию здешних мест.

Отрешенность от Мира, от «большой земли» угадывается даже в планировке деревни. Если идти в Филиппово со стороны Рогачей, то деревня вас встретит (простите) – задом, то есть огородами, дворами и сараями. Лицом же деревня Филиппово обращена к реке Оскуя, сразу за которой начинается густой лес. Эх, если бы вы только видели, как здесь красиво вечером, когда солнце опускается на закате за высокие кромки леса. Умели же наши предки выбирать места не только для жизни, но и просто для души.

Некогда под окнами филипповских домов проходила деревенская улица – Луговая. Но год за годом песчаная почва всё больше «плывёт» вниз – к реке, так что там, где некогда была улица, теперь уже стоят дома, некоторые из которых из-за близости к крутому спуску стали «горбатиться».

Мы здесь не выживаем, а живем

Несмотря, на кажущуюся, отрешенность от Мира и «большой земли» жители деревни Филиппово очень гостеприимные люди. И не удивительно, ведь в таких красивых местах просто не могут жить неприветливые люди.

Геннадий Федорович после нашего знакомства сразу же пригласил меня к себе в дом на чай, но я, поблагодарив его за приглашение, попросил показать Филиппово и рассказать – чем живет деревня.

Начнем, пожалуй, с того, что в Филиппове достаточно представительный, по нашим временам, «контингент» домашнего скота. Нет-нет, я говорю не о кошках, собаках и курицах, хотя, и они имеются. Еще надо поискать в Чудовском районе деревню, где частники держали бы, например, коров, лошадей, коз, овец.

Когда мы обходили Филиппово, из окрестностей деревни то и дело доносились голоса.

– Это наши – деревенские – сено заготавливают, – пояснил Геннадий Федорович, заметив недоумение на моем лице. – Ночью косим, а днем убираем готовое сено. Кто-то своими силами справляется, а кому-то дети с внуками помогают.

– Так вам, получается, надолго из деревни отлучаться и нельзя. Нужен уход за домашней скотиной.

– Ну, так куда же их денешь? В Чудово с собой не повезешь, – улыбается Геннадий Федорович. – Скотина и в праздничные дни кушать хочет, и в выходные. С хозяйством свободного времени практически нет. А тут еще и огород в придачу.

– Всё равно же, наверно, в Чудово ездить приходится? – интересуюсь я.

– Бывает. Вот, за пенсией, например. Или еще там чего.

– Слушайте, а как же вы зимой-то на «большую землю» выбираетесь? В этом году снегу навалило столько, что в городах убирать не успевали, а здесь – глухое место.

– Да придумали тут кое-что. Я запрягаю лошадь в сани. К саням прицепляю самодельную волокушу из трех небольших бревен в форме треугольника и еду в сторону Рогачей. Лошадь с санями пробивают снег, а волокуша его прессует. Получается вполне сносная дорога. А если ее еще морозом прихватит, так и вообще хорошо.

Вот такое вот нанотехнологическое решение…

Если зимой основное транспортное средство в Филиппове – это лошадь, то летом – лодки. Причем, не обязательно покупные. Можно и самому сделать… из бревна, например.

И Геннадий Федорович рассказал небольшую историю.

– Такую лодку-долбленку сделал несколько лет назад мой сосед Николай. На, думаю, всё чего-то тюкает по дереву, и тюкает. Прихожу к нему, а он из осинового бревна долбленку делает. Последнее время она у него без дела лежала, а теперь и вовсе пропала. Этой весной половодьем унесло.

– На высокий берег поднять не успели?

– Да нет. Деревенский бычок у нас тут любил эту лодку рогами бодать. Подденет рогом, она и катится. Так ее до реки и дободал, а потом началось половодье. Вода вышла из берегов, и унесло долбленку течением.

Геннадий Федорович поделился секретами изготовления такой лодки-долбленки.

В лесу выбирают и срубают здоровую осину. Некоторое время она лежит на земле и «вялится». Затем начинается процесс изготовления самой лодки. Делают заготовку по размерам и форме, которые необходимы. С помощью топора и тесла «выбирается» ёмкость с тонкими бортиками. Ее заливают водой; на костре нагревают камни, и опускают их в воду. Опять нагревают и опускают в воду – и так несколько раз, до тех пор, пока вода не нагреется. Благодаря такой пропарке, стенки лодки становятся мягкими. Внутрь вставляют распорки, которыми окончательно формуется корпус лодки. Для большей устойчивости на воде к долбленке по бокам приделывают по одному высушенному брусу или небольшому бревну. Потом берут в руки весло или шест – и в путь.

-Этой весной Оскуя здорово разлилась, – рассказывает Геннадий Федорович. – Так только на лодках и можно было выбраться на «большую землю».

– Вы здесь, наверно, как Робинзоны выживаете, – поделился я своими впечатлениями.

– Да нет, – поправил меня Геннадий Федорович. – Мы здесь не выживаем, а живем.

Не нужен им берег турецкий, и Африка им не нужна

Пока мы беседовали на берегу реки, вдали – со стороны Рогачей – послышался рокот мотора. Спустя некоторое время, из-за поворота Оскуи показалась резиновая лодка, нагруженная сумками, рюкзаками, коробками и досками. В лодке сидело два человека.

– О, питерские дачники в Горку пробираются, – заметил Геннадий Федорович.

Деревня Горка находится в 3-х километрах от Филиппова вверх по течению реки Оскуя. Там же рядом стоят Дерева и Новая Деревня.

Река этим летом заметно обмелела, поэтому «варяги» двигались на лодке неспеша. Поравнявшись с нами, они поздоровались и продолжили свой путь вверх по реке.

Провожая дачников взглядом, я невольно произнес:

– Интересно, а что толкает их забираться в такие глухие места?

– Покоя люди ищут и тишины, – ответил Геннадий Федорович.

Вот так-то вот, одни собираются «на юга» – в Турцию и Египет, а другие предпочитают отдыхать у себя на Родине в экстремальных условиях. Тем более, что экстремальный отдых нынче в моде.

Хотя, вряд ли, встреченные нами на реке Оскуя дачники на резиновой лодке с мотором гнались за модой, то есть за экстримом. Просто, как правильно заметил Геннадий Федорович, некоторые люди ищут покоя и тишины.

И не нужен им берег турецкий, и Африка им не нужна.

Владимир Семёнов

Собор Русского Народа, Новгородская область

Подписаться
Уведомление о
guest

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

0 комментариев
Inline Feedbacks
View all comments