Сегодняшнее убийство начальника учебного отдела ДУМ Татарстана Валиуллы Якупова и покушение на муфтия республики Ильдуса Фаизова показали всем, что ситуация в мусульманском сообществе Поволжья развивается по северокавказскому сценарию.
С конца 1990-х годов в Дагестане и Ингушетии последовательно осуществлялось убийство мусульманского духовенства, придерживающегося традиционного для этого региона ислама. Рядовые имамы мечетей и муфтии всячески противостояли нахлынувшим миссионерам религиозного фундаментализма из-за рубежа и их адептам в России. Десять лет в Дагестане последовательно убивали то духовенство, которое придерживалось традиционной для этого региона формы ислама. Убивали ваххабиты имамов-традиционалистов потому, что они противостояло навязываемому фундаменталистами “чистому исламу”, как его они называли.
Похоже, что теперь эту же методику ваххабиты осуществляют и в Татарстане. Выбор Валиуллы Якупова и Ильдуса Фаизова в качестве мишени не случаен. Оба были приверженцами традиционной для татар школы ханафитского мазхаба и решительными противниками радикальных форм зарубежного ислама. Встав во главе мусульманской уммы Татарстана, Ильдус Фаизов вместе с Валиуллой Якуповым, занимавшим должность куратора над учебными мусульманскими заведениями в регионе, стали проводить политику по деваххабизации республики, что вызвало ярость фундаменталистов, а со стороны государственных органов не было оказано в ответственные моменты существенной поддержки.
Яркий пример ситуация в казанской мечети “Кул Шариф”, где попытка устранения с поста ее главного имама – выпускника университета в Саудовской Аравии, превратившего ее в бастион салафизма, была Аппаратом президента Татарстана не только не поддержана, но даже наоборот: выдвинутые имамом-ваххабитом ультиматумы были выполнены Казанским кремлем, испугавшимся нескольких сотен религиозных радикалов.
Последние события вокруг ряда связанных с бывшим муфтием Татарстана Гусманом Исхаковым фирм, желающих сохранить свои доходы либо за счет дешевой аренды помещений, либо за счет сохранения себе квот на хадж, также прибавили врагов муфтию. Отодвинув их от кормушки, Ильдус Фаизов явно вызвал раздражение у всех “заинтересованных лиц и организаций”.
Другой проблемой, которая встала перед республикой, стала миграция “лесных мусульман” в Татарстан с Северного Кавказа. Устойчивые группы моджахедов, прошедших лагеря Доку Умарова, стали формироваться в ряде мечетей Поволжья, где они стали вести “дагват” (пропаганду) среди татарской молодежи и учить ее “чистому исламу”. Процесс “кавказизации” мусульманской уммы Татарстана происходил не столько в форме замещения этнического состава приходов, сколько за счет внедрения в массы молодого поколения радикальных форм ислама, апробированных в Дагестане и Ингушетии.
Слушая ваххабитских бардов типа Тимура Муцураева и копируя саму манеру поведения с элементами каквказского менталитета, татарская молодежь все чаще ориентировалась на слушание видео-проповедей Саида Бурятского и Абу Умара Саситлинского.
Выбор времени убийства ханафитского богослова и покушения на убийство ханафитского муфтия не случаен. Завтра, 20 июля, наступает священный для всех мусульман месяц Рамадан, начинается пост – ураза. Сегодня мусульмане Татарстана очень подавлены, в их глазах страх, многие до сих пор шокированы. Осквернив начало поста, ваххабиты стремятся насадить одну мысль: мы – сила, с нами надо считаться, и нам надо идти на уступки.
Сейчас вся надежда только на светское государство, высшие руководители которого в Татарстане увлеклись тем, что стали активно привлекать в республику так называемые “исламские инвестиции”, что является, фактически, опосредованным способом финансирования ваххабитского подполья. Но после всего произошедшего есть небольшая надежда на отрезвление.
Должна быть незамедлительно осуществлена ротация ваххабитского духовенства в регионе: именно имамы-салафиты выступали в роли создателей той питательной среды, в которой развивались и нурлатские боевики, и нынешние казанские террористы. Ситуация в регионе после “нурлатского синдрома” (боевая операция в Нурлатском районе в декабре 2010 года – прим.) не улучшилась, а только ухудшилась: после того, как под Казанью обнаружили лабораторию по производству бомб на дому, включая и пояса шахидов. Теперь же, за год до Универсиады, в столице Татарстана стали взрывать автомобили и расстреливать имамов.
Все чаще и чаще среди экспертов слышатся мнения о вмешательстве в ситуацию федеральных властей, поскольку региональные нередко не то, что не контролируют, но даже потворствуют углублению ваххабизации мусульманского сообщества Поволжья. В этой ситуации никто больше не может гарантировать, что подобное или более страшное в Татарстане не повториться. Таков результат и зарубежного религиозного образования, и “крышевания” имамов-ваххабитов местными чиновниками, и наивные рассуждения либеральных публицистов о необходимости вести диалог с ваххабитами.
О чем можно вести диалог с теми, кто пускает в тебя шесть пуль в упор в подъезде твоего дома? О чем можно договариваться или идти на уступки с теми, кто взрывает твой автомобиль?
Сегодня любые попытки свалить вину на силовиков, якобы заинтересованных в репрессиях по отношению к мусульманам, о которых уже разглагольствуют “исламские аналитики” на своих сайтах, или обвинять самого муфтия Ильдуса Фаизова в “неуступчивости”, а также любые способы найти смягчающие обстоятельства для “исламских диссидентов”, являются просто оправданием ваххабизма и религиозного терроризма.
Раис Сулейманов, руководитель Приволжского центра региональных и этнорелигиозных исследований РИСИ