Не стало Евграфа Каленьевича Дулумана…
Трудно найти слова, чтобы передать горечь от тяжелой утраты. Оборвалась жизнь великого человека, который искал истину всю свою жизнь.
Когда-то Бертран Рассел написал после смерти лидера большевиков – В. И. Ленина, что государственные деятели такого масштаба «появляются в мире не больше, чем раз в столетие, и вряд ли многие из нас доживут до того, чтобы видеть равного ему». Наверное, похожие слова можно было бы сказать и, прощаясь с сыном великого украинского народа Евграфом Дулуманом: сегодня мыслителей, равного Дулуману Е.К., катастрофически мало на планете, и поэтому его уход ещё более осиротил Человечество.
Почему?
Ответ прост: известные ныне бывшие представители церкви (Баранов Михаил, корреспондент «Портал-Credo.ru», бывший православный монах с 13 летним стажем и Зайцев Роман, в прошлом иеромонах РПЦ МП, правозащитник), выступают всего лишь против «гундяевского православия», оставаясь верующими. Поэтому, до масштабности личности Дулумана Е.К. им и другим подобным пока далеко.
Евграф Каленьевич, порвал с религией сознательно. Вслед за такими гениальными мыслителями прошлого, как Конфуций, Демокрит, Эпикур, Лукреций, Спиноза, Дидро, Фейербах, Маркс, Энгельс, Чернышевский и многие другие, он осознал антинаучную сущность и пагубное воздействие религии, посвятив себя борьбе против отрицания ею достоинства человека и мистификации бытия со ссылкой на сверхъестественные силы. И сегодня, спустя столь небольшое время после его кончины, нам еще трудно полностью осознать масштабы этой утраты. Исходя из того, что сделал профессор Дулуман в своем противостоянии оголтелому насаждению в народе религиозно-мистических представлений, пропагандируя научно-атеистическую мысль в условиях мощной клерикализации светского пространства, наша утрата неизъяснимо тяжела.
В связи с этим, не могу не отметить прекрасной статьи, написанной о Евграфе Каленьевиче его другом – неизменным ведущим антирелигиозных диспутов старшим преподавателем кафедры философии Национального технического университета Украины «КПИ» Василием Дмитриевичем Пихоровичем[1]. Это тот редкий случай полного совпадения с мнением автора, когда возникает желание подписаться под каждым его словом.
Евграф Каленьевич был мне близок и дорог. Ощущая в нем и старшего друга, и единомышленника мне посчастливилось поддерживать с ним постоянное общение посредством Skype, что позволяло вместе даже работать. Надо сказать, что я особенно горжусь тем, что он пригласил меня в соавторы при работе над своей статьей «Для армии церковное благословение хуже проклятия»[2], вошедшей в книгу «Бог, Религия, Священники, Верующие и Атеисты»[3], которая успела к настоящему времени стать библиографической редкостью.
Как и в этой книге, разоблачая антинародную деятельность РПЦ МП и других религиозных структур в России, Украине и других странах, он всю свою жизнь следовал идее молодого Маркса о том, что «Критика неба превращается, таким образом, в критику земли, критика религии – в критику права, критика теологии – в критику политики»[4].
Всю своей нелегкую жизнь профессор Дулуман стремился к истине и достиг осознания того, что диалектико-материалистическая теория марксизма сформулировала высший уровень научного понимания религии, сфокусировав в себе наиболее ценные достижения мыслителей-гуманистов всех времён и народов, к чему привели человечество поиски выхода из экономического и духовного рабства. Евграф Каленьевич прекрасно понимал, что в наших странах требуются радикальные социально-экономические преобразования. Лишь тогда, лишившись своей социальной базы, религия перестанет подменять общественно-государственные функции, деформируя массовое сознание населения своими фантастико-мистическими иллюзиями, и займёт определённое Конституциями РФ и Украины подобающее ей место частного дела, более смахивающего на рассчитанный на малообразованное и непросвещённое население мошеннический бизнес-проект.
В то же время, в своем восприятии марксистской теории Евграф Каленьевич не был фанатиком. Он ясно понимал, что по своей актуальности, убедительности и эффективности в плане вооружённости современными научными знаниями, марксистский атеизм отстал от современного атеизма.
Изучая труды крупнейших атеистов нашего времени, Дулуман Е.К., пришел к выводу об отличии «Новых атеистов» от марксистских атеистов прошлого в том, что они научились вести успешную антиклерикальную деятельность в условиях современного либерально-олигархического строя, характерного для многих стран.
И он использовал их обновлённую атеистическую и антиклерикальную аргументацию, но для критики недостаточной основательности их позиции, по его словам, у него не было достаточных аргументов и сил.
Масштаб личности профессора Евграфа Дулумана будет осознаваться потомками еще долго. Но нет никаких сомнений в том, что благодаря своей борьбе за торжество научного мировоззрения он, даже не помышляя о подобном, вошел в один ряд с такими украинскими и русскими именами, как Шевченко, Франко, Галан, Белинский, Чернышевский, Добролюбов Плеханов и многие другие. В ряд клеймивших позором тех, кто своим лакейством перед властно-церковными кругами стремится удержать сознание наших братских многострадальных народов на уровне феодально-клерикального XIII века.
Выдающийся трибун и блестящий оратор, остроумный и опасный для противников полемист, Евграф Дулуман обладал еще и обширными энциклопедическими знаниями в области мировой культуры, прекрасно разбирался в поэзии, цитируя наизусть стихи выдающихся поэтов.
В заключение, в знак скорби и памяти об этом выдающемся ученом, гуманисте и мыслителе, хочу привести строки одного из его любимых стихотворений Афанасия Фета, которые нередко вспоминал он при наших с ним беседах:
Шепот, робкое дыханье.
Трели соловья,
Серебро и колыханье
Сонного ручья.
Свет ночной, ночные тени,
Тени без конца,
Ряд волшебных изменений
Милого лица,
В дымных тучках пурпур розы,
Отблеск янтаря,
И лобзания, и слезы,
И заря, заря!..
(1850)
Сергей Иванеев,
профессор Академии военных наук,
член регионального отделения ООО «Журналисты России» в г. Москве
[1] http://propaganda-journal.net/7197.html
[2] http://www.civitas.ru/article.php?code=1612
[3] http://www.ozon.ru/context/detail/id/16935559/
[4] «К критике гегелевской философии права. Введение», (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., т. 1, с. 422, 428).