Речь пойдет о двух религиозных группах, выполняющих на территории современной Украины функции политических инструментов. Это Украинская греко-католическая церковь (УГКЦ) и группа автокефалистов Украинской православной церкви московской патриархии (УПЦ МП). Вполне логично появление этих групп на геополитическом пространстве, так как отсутствие до настоящего времени на территории современной Украины в достаточной мере развитой государственности постоянно требовало от сторонников независимости полного комплекта атрибутов этой самой независимости.
УГКЦ – «украинское чудо» возникло на подмостках мировой истории как результат духовной экспансии папского Рима в поствизантийскую ойкумену Православного мира и исторического движения на Восток Польши и германского мира, а также их культурного давления на сознание порабощенного ими населения русских земель». (С.В. Щеголев. История «украинского сепаратизма», 2004).
Эта конфессия, являющаяся детищем Ватикана, была создана при его прямом участии для выполнения определенного круга политических задач и, в тоже время, организационно лишалась всякой самостоятельности. Перед участниками этого проекта ставились четкие и ясные задачи продвижения Польши на Восток, целью которого являлось завоевание Московского царства или его латинизация.
Вторая группа – автокефалисты УПЦ МП, образованные в 1990 г. при подготовке отделения Украины от России и занимающие первое или второе место по количеству верующих. В основе этого направления лежит лозунг: «Нэзалэжна Украина, нэзависима цэрква». Одновременно с ним в проекте заложена идея национального раскола, которая не декларируется прямо, но внутреннее ее звучание слышно каждому прихожанину, посещающему православный храм. На сегодняшний день существует два лидера Украинской автокефалии – это митрополиты Софроний и Александр (Драбинко). Главным идеологом этого проекта негласно признан архимандрит Кирилл (Говорун).
Цели обоих проектов в настоящее время одинаковы – это ограничение во всех сферах общественной жизни политического влияния России на территории Украины. Принципиально иные ценностно-религиозные отличия у этих групп отсутствуют. У автокефалистов, например, вообще не существует никаких изменений, кроме перевода службы на украинский язык.
Вся история УГКЦ с момента подписания унии развивалась скачкообразно, ее успех напрямую зависел от геополитического равновесия больших государств в этом регионе. Православное население в большинстве не приняло унии. После геополитических изменений, произошедших на этой территории в конце XVII века, рост этой структуры заметно упал, а постепенное усиление России на территории Западной Украины и Белоруссии заметно ограничивало ее деятельность. В 1946 году Львовский Собор принял решение о самоликвидации УГКЦ. «На территории советской Украины подпольные униатские приходы возглавлял епископ Владимир Стернюк. После перемен в общественно-политической жизни внутри СССР, вызванных политикой так называемой «перестройки», а особенно после договоренности по униатскому вопросу между М.С. Горбачевым и папой Иоанном-Павлом II, УГКЦ в 1989 году выходит из подполья. Еще недавно гонимая, она начинает кампанию захвата православных храмов под предлогом восстановления прежнего status guo». В настоящий период, УГКЦ является идейным и духовным окормителем западно-украинского национализма, запросы которого до недавнего времени были достаточно скромны – свободная Галиция от москалей. С распадом СССР амбиции националистов увеличились: Украина в рамках сегодняшних границ – вот тот минимум, который необходимый для абсолютной независимости.
Для инициаторов второго проекта примером послужила борьба балканских народов за независимость с турецкой Портой в XIX столетии. Совместно с военными действиями по инициативе болгарской интеллигенции было выдвинуто требование вселенскому патриарху Кириллу VII о выходе из под греческой юрисдикции и создания автокефальной болгарской православной церкви с правом служения на славянском языке. Интерпретация событий XIX столетия архимандритом Кириллом (Говоруном) послужила той национально-политической оберткой, в которой она была подана населению Украины. С утратой Россией геополитического преимущества в начале 90-х на территории стран Восточной Европы и образованием новых государств, тема свободы вероисповедания приобрела новый импульс.
С появлением независимой Украины у греко-католиков появился серьезный конкурент. На некоторое время проект УГКЦ в глазах политиков утерял свое значение, да и галицийский национализм как-то не вписывался в европейское благополучие и декларируемые стандарты прав человека. Нейтрализовать же влияние Москвы требовалось более цивилизованно, тем более что этот проект при его успешной реализации мог принести гораздо больше выгод. Признание автокефалии Вселенским патриархом ослабляло позиции Московской патриархии не только на Украине, но и в православном мире. Наиболее активное его продвижение в православный мир Украины осуществлялось во времена президентства Ющенко. Сама же идея, несущая в своей основе политические цели, крайне нуждалась в этой поддержке. Надо сказать, что некоторые детали проекта за эти годы создать удалось, вернее сказать, удалось сформировать небольшую конструкцию будущего механизма в самой иерархии высшего руководства УПЦ МП.
Одному из самых молодых лидеров будущей автокефалии митрополиту Александру (Драбинко) удалось не без прямой политической поддержки создать небольшой круг единомышленников из числа молодых епископов церкви. Задачей этой группы являлось противостоять прорусски настроенным иерархам в высшем руководстве церкви. Позицию с небольшим трудом удалось закрепить, но дальше этого дело не пошло. Активной поддержки со стороны националистических организаций, таких, как «РУХ», автокефалисты тоже не получили, но и в открытую конфронтацию с ними они не вступали. С началом майданной демократии шансы на его реализацию резко упали, проект может реализоваться и качественно работать только в условиях государственной стабильности. В настоящее время ни один из патриархов поместных церквей, тем более Варфоломей (вселенский патриарх), не будут даже обсуждать вопрос с украинской стороной о предоставлении автокефалии. Необходимо отметить, что оба проекта находятся под политической опекой премьера Яценюка, хотя он и саентолог, его связывают с УГКЦ, скорее по причине того, что он выходец с Западной Украины, да и политическая ментальность его ближе именно к этой структуре. Президент Порошенко – сторонник автокефалистов.
Подведем итоги. В условиях гражданской войны наиболее вероятна реализация проекта единой поместной украинской церкви под патронажем греко-католиков. После реанимации УГКЦ прошло более двадцати лет, главным образом это произошло благодаря тесному альянсу с националистами. Внутренняя логика этого движения требует абсолютной независимости от всех кого бы то ни было, и оборачивается сегодня против Рима. Националисты решают свои политические задачи, их католичество носит весьма косметический характер. Понятно, что для Ватикана подобная постановка недопустима. В то же время для политики прозелитизма (стремления обратить других в свою веру) на Востоке УГКЦ очень удобный инструмент, не только на территории Украины, но и в диаспорах, проживающих на пространстве СНГ, поэтому ограничение политической деятельности националистов со стороны Рима не выгодно обеим сторонам. У автокефалистов ситуация намного сложнее. Во-первых, в условиях гражданской войны получение автокефалии бесперспективно и это подтверждает исторический опыт. Организованная в 1921 году протоиреем Василием Липкивским Украинская автокефальная православная церковь, вышедшая из-под юрисдикции Московской патриархии, в настоящее время является жалким подобием религиозной структуры. В 1993 году она была «поглощена» Киевским патриархатом. Но и Киевский патриархат в недалеком будущем ждет такая же судьба: в свою очередь он будет «съеден» Единой поместной украинской церковью (ЕПУЦ), в которой доминирующее положение остается за националистами и УГКЦ. Между этими структурами развернулась борьба за лидерство в будущем проекте. Уже сейчас раздаются «кричалки» и лозунги следующего содержания: УПЦ КП +УПЦ МП = ФСБ. Это явный намек раскольникам из Киевского патриарха на их место в будущем еще несостоявшемся проекте.
Во-вторых, усиление политической активности националистов на Украине ослабляет позиции автокефалистов и ставит под сомнение необходимость создания самостоятельной церкви восточного обряда. Происходит подмена одного проекта другим, который, по сути, озвучивает те же политические задачи, но сдобрен галицийским национализмом и не оставляет надежд на лидерство в ЕПУЦ инициативной группе автокефалистов.
Андрей Семкин, председатель Курганского отделения МОО «Русский Мир», rxdp@mail.ru