Под “цветной” революцией понимается государственный переворот, организованный в интересах другого, иностранного, государства и при его активном содействии в финансировании, планировании и организации. Именно ведущая роль внешней силы в осуществлении смены власти в стране и является главным признаком «цветной» революции.
Серьезным основанием для организации «цветной» революции является наличие в стране достаточного протестного потенциала, вызванного реальными, настоящими, внутренними проблемами государства.
Однако организаторы государственного переворота используют этот протестный потенциал как рычаг для достижения собственных целей в данной стране. Целью подобного государственного переворота является не проведение реформ, способных улучшить жизнь населения, не преодоление внутригосударственных проблем, не улучшение гражданской общественной жизни, а смена политической ориентации страны. «Хороший» результат организаторы «цветной» революции видят в том, чтобы в обрабатываемой стране была произведена смена правительства: «неспособную и недемократичную власть» следует заменить – на марионеточное правительство, действующее в интересах своих покровителей.
Следующим шагом «цветной» революции предполагается закрепление её результатов экономическими контрактами, которые позволят международным транснациональным компаниям контролировать природные ресурсы обрабатываемой страны. И это есть предпочтительный сценарий и действительные цели для планируемой «цветной революции». Это является целью «цветной революции», а вовсе не решение тех внутригосударственных и внутриобщественных проблем, которые выдвигались как повод для революционных преобразований.
И, как правило, по прошествии некоторого времени с момента «цветной» революции, уровень жизни в стране, подвергшейся обработке, падает ниже дореволюционного уровня. Ярким примером тому для нас могут служить Киргизия времен К. Бакиева и сегодняшняя Украина.
В качестве непосредственных организаторов «цветной» революции выступают иностранные организации, легально работающие в данной стране. В спонсировании «цветных» революций были замечены фонд Джорджа Сороса «Открытое общество», Национальный Фонд Демократии, «Freedom House» и ряд других западных организаций, декларирующих своей целью продвижение в мире демократии и международный контроль за соблюдением человеческих прав и свобод. Следует отметить, что Национальный Фонд Демократии был основан американским конгрессом в 1983 году, а организация «Freedom House» финансируется Государственным департаментов США.
Сценарий «цветной революции» начинает разыгрываться с помощью массовых протестов, непосредственным поводом для которых служит какое-нибудь действие власти. Большие и организованные толпы людей занимают центральную площадь столицы с требованием отставки действующего главы государства, назначения досрочных выборов, смены политического курса. При этом лидерами оппозиционного движения всячески декларируется ненасильственный и демократический характер акций протеста. Как правило, на роль лидеров оппозиции организаторы «цветной» революции стараются подобрать людей, уже занимавших ведущие позиции в правительстве и имеющих известность, лучше – популярность. Примерами выбора таких лидеров являются Курманбек Бакиев в Киргизии, занимавший до революции 2005 года пост премьер-министра, и Михаил Саакашвили в Грузии, занимавший до этого пост министра юстиции. Интересно, что хорошая информационная поддержка для «цветного» оппозиционного движения тут же подхватывается на международном уровне.
Смена власти в странах, попавших в сферу интересов США, является одним из приоритетов американской внешней политики. Первая яркая научная работа, посвященная анализу борьбы с «недемократическими режимами» ненасильственными методами, – книга Джина Шарпа «От диктатуры к демократии», опубликованная в 1968 году. Основной идеей этой работы является поворот от принятого на тот момент времени приема по свержению режимов – от вооруженного мятежа. Этот метод, по мнению Шарпа, неэффективен, так как втягивает оппозиционеров в силовое противостояние, где у государства всегда есть значительное преимущество. Гораздо более эффективно, по мнению Шарпа, использование массового ненасильственного протеста, в организации которого и следует принимать участие для дела смещения «неэффективного» режима. Разработки Шарпа использовались молодежным протестным движением «Отпор» в Югославии в 90-е годы для свержения режима Слободана Милошевича. В частности, в действиях «Отпора» был такой прием, призванный лишить стражей порядка необходимой решительности для пресечения беспорядков: красивые девушки из числа протестующих дарили полицейским цветы.
С помощью «цветных революций» утверждается лидирующее мировое положение стран-организаторов революций. Ее преимущества в том, что можно достигать захвата другой страны не военным путем, а установлением в ней своего правительства. Однако движущей силой «цветной» революции является реальное недовольство населения, умело используемое профессиональными организаторами переворотов. Смене режимов по «цветному» сценарию с начала XXI века подверглось значительное число стран – Югославия, Киргизия, Грузия, Украина, Алжир, Ливия, Тунис, Египет… В каждой стране государственный переворот проходил со своими особенностями, обусловленными национальной спецификой, но нигде он не привел к улучшению социально-экономического положения.
Это делает тему государственных революций особенно актуальной для России, в которой пока что она успешно пресекается. В нашей стране есть большое число людей, готовых бездумно примыкать к любому политическому движению, лозунгом которого являются такие расхожие клише как «демократия», «свобода», «права человека». Однако, как показывает практика «цветных» революций, в результате получается прямо противоположное – страна погружается в хаос, а ее ресурсы оккупируют западные компании. Важным средством противодействия иностранному влиянию является жесткое пресечение существования в политической сфере государства агентов иностранного влияния. Закон об иностранных агентах стал важной вехой в снижении вероятности «цветной» революции в России.
Гариб Мейланов, социолог