Если завтра война

Когда присоединили Крым, «богатенькие Буратино» может быть, рады были продать свои дворцы в Майами и Калифорнии и купить себе по скромному шалашику на возвращенном России полуострове. Но предпочли не обострять отношений с властями страны пребывания. Амнистируют ли в Москве возвращаемый капитал и как именно – ещё вопрос. «Возвращайтесь, Дети Господни!» – гласит вывеска при въезде на кладбище. Так что пусть всё остается «как есть».

Озадаченные вопросом «Если завтра война – полетит самолет, застрочит пулемет и помчатся лихие тачанки?!», мы сегодня вглядываемся в происходящее в Новороссии как в зеркало.

И без всякого восторга отмечаем, что после всех указов президента нам не предъявили ни одного олигарха, который бы продал свой дворец на Сардинии или в Калифорнии и купил бы шалашик в Крыму!

Уж сколько лет нас пытались убедить, что наличие банковских счетов и дворцов нашей «элиты» в государствах «потенциального противника» является благом для всей страны, а не предательством интересов Родины «отдельными гражданами». Мол, нашего «дикого барина» и его родичей пребывание «за бугром» учит (может быть!) соблюдению приличий. А «проклятые империалисты» вряд ли захотят обрушить уровень жизни своих сограждан, лишив их «золотой реки» из России. И раз так – давайте хором петь шлягер Верки Сердючки: «Всё будет хорошо, я это знаю!»

И вдруг… Кремль обнаружил, что у него нет верной гвардии, не связанной жизненными интересами с Западом… Если завтра война – разве можно быть уверенным в людях, у которых в России имеется лишь физическая оболочка?!

И президент внес законопроект о запрете на счета в банках вне пределов территории РФ. Guardia del Papa, верная первому лицу управленческая элита («верхние» госслужащие, депутаты, сенаторы, судьи, прокуроры, менеджеры госкорпораций и центральные банкиры), должна быть свободна от финансовых уз с супостатами. При этом обогащаться на родине вроде бы можно.

Пока.

Но не борзеть!

После того, как в Госдуме и Совете Федерации развернулась охота на предпринимателей и владельцев иностранных счетов и квартир и за несколько месяцев мандатов лишилась группа миллиардеров, Белый Дом устроил истерику идеологу законопроекта о «возвращении денег» первому замглавы кремлевской администрации Вячеславу Володину.

По утверждению «Форбса», один из министров якобы прямо спросил: «Что за глупость, какой в этом смысл?!» «В стране есть запрос на национализацию элит, — терпеливо объяснял Володин. — Нужен закон на эту тему».

«В стране есть запрос вздернуть нас на ближайшем столбе — этот запрос мы тоже будем выполнять?» — горячился федеральный министр.

Сергей Кучеров

 

Главное, что не устраивало сотрудников правительства, — запрет на владение недвижимостью за рубежом, который предполагался изначально (такой законопроект инициировали депутаты-члены ОНФ, опекаемого Володиным). Вице-премьер Ольга Голодец сама строила дом в Швейцарии, и этот запрет она воспринимала как вторжение в личную жизнь, рассказал «Форбсу» ее знакомый. Дед заместителя руководителя администрации президента Антона Вайно, бывший первый секретарь ЦК Коммунистической партии Эстонии, оставил внуку на «малой Родине» земельный участок (согласно декларации — 4432 кв. м). «Почему он должен был этот участок продавать, если он достался ему в наследство?» — недоумевает чиновник аппарата. У вице-премьера Александра Хлопонина есть земельный надел в Италии в 8223 кв. м, у министра Михаила Абызова — в аренде квартира и гараж в Великобритании, у жены министра образования Дмитрия Ливанова — дом в Испании.

По словам одного из чиновников, перед Володиным вопрос был поставлен ребром: либо недвижимость чиновникам сохранят, либо члены правительства пишут заявление.

В итоге законопроект членов ОНФ был отозван.

Идею с недвижимостью отложили в долгий ящик. В путинской версии закона, которая ко второму чтению обогатилась несколькими важными поправками, чиновникам запрещено иметь счета в иностранных банках и владеть «иностранными финансовыми инструментами», в том числе через трасты. Предполагается также запретить хранить золото, драгоценности и произведения искусства в банковских ячейках за рубежом и расширить перечень лиц, на которых распространяются все запреты, до замминистра и мэров.

В отличие от депутатов, большого смятения среди членов правительства законопроект в таком виде не вызвал. Как рассказывал Forbes высокопоставленный правительственный чиновник, отчасти это может быть связано с тем, что еще в 2007 году в рамках налоговой амнистии всем настоятельно рекомендовали перевести свои счета в госбанки.

В законопроекте предложена оригинальная формулировка, из которой следует, что действие закона распространяется на руководителей не всех госкомпаний (корпораций, фондов), а только созданных «на основании федеральных законов». Таким образом, какие именно организации входят в этот перечень — вопрос трактовки. Под этот критерий не попадают, например, «Роснефть» и «Газпром», поскольку компании были созданы не федеральными законами, а постановлениями правительства.

Более того, под действие закона подпадают не все руководители компаний, которые созданы федеральным законом, а лишь те, кого назначает и снимает президент или правительство.

Наконец-то мы получили юридическое определение элиты. Это лица, принимающие решения, затрагивающие вопросы суверенитета и национальной безопасности РФ. В пояснительной записке говорится, что «запрет устанавливается в целях обеспечения национальной безопасности Российской Федерации, упорядочения лоббистской деятельности, увеличения инвестирования средств в национальную экономику и повышения эффективности противодействия коррупции».

Да, в одном законе смешаны идеология, политика и антикоррупционные интенции.

А что прикажете делать, если масштабы коррупции стали беспокоить уже первое лицо?!

Злопыхатели язвят, что, мол, согласно кремлевской задумке нехорошо легализовывать и спасать средства именно на Западе, а дома уж как-нибудь разберемся. Здесь это называется «рост инвестирования средств в национальную экономику». Человек, имеющий финансовые, личные, семейные привязанности за границей не может считаться целиком «нашим». Он – потенциальный агент влияния. В случае общественной деятельности – «иностранный агент». В том случае, если он представляет истеблишмент – иностранный лоббист, способный к тому же подорвать национальную безопасность страны, ее суверенитет.

Законопроект, при всей его сухости, очень сентиментален: в нем просматривается категория верности.

Верности Верховному главнокомандующему. Есть шанс добровольно эту верность проявить, отказавшись от всего иностранного, кроме недвижимости. А если кто не захочет – заставим. И механизмы принуждения к патриотизму тоже прописаны. Жен (мужей) и несовершеннолетних детей подотчетных лиц ограничения тоже касаются. Но у существенной части управленческой элиты есть совершеннолетние дети. И, выражаясь по-научному, трансферы внутри домохозяйств могут решить некоторые проблемы с эвакуацией средств, заработанных непосильным трудом. Понятно, что в рамках принуждения к патриотизму компетентные органы будут преследовать нарушителей конвенции. Но у нас где преследования – там и возможность полюбовно договориться…

Сергей Кучеров, сопредседатель СРН

 

Подписаться
Уведомление о
guest

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

0 комментариев
Inline Feedbacks
View all comments