«О неотложных мерах по отражению угроз существованию России». Приложения 5,6,7

  • Post category:Статьи

Основной текст доклада советника президента РФ Сергея Глазьева на заседании Совета безопасности РФ 15 сентября размещен здесь и здесь


Приложение 5. Как обеспечить социально-экономическую безопасность России

Результаты измерений показателей социально-экономического положения России по отношению к предельно-критическим значениям, установленным в результате научных исследований, свидетельствуют о неудовлетворительном состоянии социально-экономической безопасности (предельно критическим считается такое значение показателя, выход за границы которого свидетельствует о возникновении угрозы функционированию экономики и жизнедеятельности общества вследствие нарушения нормального течения отражаемых этим показателем процессов).

Ниже приведены оценки фактического состояния показателей, отражающих воспроизводство и способность к развитию социально-экономической системы России в сравнении с предельно-критическими значениями. При этом красным выделены те их соотношения, которые требуют управленческого воздействия со стороны органов государственной власти.

 

Таблица 1. Оценки, характеризующие воспроизводство человеческого потенциала в России

Показатель Предельно
критическое
значение
Фактическое
состояние
2013 г.
Фактическое
значение
к предельно
критическому
Коэффициент рождаемости (на 1000 чел. населения) 22 13,2 В 1,6 раза хуже
Уровень смертности (человек на 1000 жителей) 12,5 13 В 1,04 хуже
Естественный прирост (человек на 1000 жителей) 12,5 0,2 В 62 раза хуже
Продолжительность жизни (лет) 78 70,7 В 1,1 раза хуже
Разрыв между доходами 10% самых обеспеченных и 10% самых малообеспеченных групп (в разах) 8 16,2 В 2 раза хуже
Коэффициент Джини 0,3 0,4 В 1,3 раза хуже
Доля населения с доходами ниже величины прожиточного минимума (%) 7 11 В 1,6 раза хуже
Уровень безработицы 5 5,5 В 1,1 раза хуже
Уровень преступности (количество зарегистрированных преступлений на 100 тыс. чел. населения) 1000 1539 В 1,5 раза хуже
Соотношение среднедушевых денежных доходов населения и величины прожиточного минимума (раз) 3,5 3,4 В пределах нормы
Суммарный коэффициент рождаемости (среднее число детей, рожденных женщиной в фертильном возрасте) 2,15 1,6 В 1,3 раза хуже
Коэффициент старения населения (доля лиц 65 лет и старше к общей численности населения, %) 7 12,9 В пределах нормы
Индекс развития человеческого потенциала (ИРЧП) (пункты) 0,800 0,778 В пределах нормы
Уровень потребления алкоголя (литров абсолютного алкоголя на душу населения) 8 13,5 В 1,7 раза хуже
Доля людей, употребляющих наркотики (%) 7 6 В пределах нормы
Число суицидов (на 100 тыс. человек населения) 20 19,6 В пределах нормы

 

Таблица 2. Оценки, характеризующие воспроизводство экономического потенциала России

Показатель Предельно
критическое
значение
Фактическое
состояние
2013 г.
Соответствие
Объёмы инвестиций в основной капитал (% к ВВП) 25 19,8 В 1,25 раза хуже
Износ основных фондов (%) 40 78 В 1,95 раза хуже
Доля машиностроения в промышленности (%) 25 14 В 1,79 раза хуже
Доля обрабатывающих отраслей в промышленности (%) 70 64,8 В 1,08 раза хуже
Удельный вес убыточных организаций (% от общего количества действующих организаций) 25 27,3 В 1,1 раза хуже
Рентабельность производства (%) 15 9,5 В 1,09 раза хуже
Рентабельность активов (%) 12 6,8 В 1,8 раза хуже
Уровень инфляции (%) 15 6,5 В пределах нормы
Уровень социальной инфляции (%) 15 около 15 В пределах нормы
Доля отечественного производства в формировании ресурсов мяса и мясных продуктов на внутреннем рынке (%) 70 61,3 В 1,14 раза хуже
Доля материального производства в ВВП (%) 66 39 В 1,7 раза хуже
Уровень монетизации (M2) на конец года (% к ВВП) 75 41 В 1,8 раза хуже

 

Таблица 3. Оценки, характеризующие внешнеэкономическую зависимость России

Предельно
критическое
значение
Фактическое
состояние
2013 г.
Соответствие
Коэффициент достаточности международных резервов (% к трёхмесячному объёму импорта товаров и услуг) 9 40 В 4,4 раза лучше
Объём совокупного внешнего долга (% к ВВП на конец года) 25 34,8 В 1,4 раза хуже
Доля импортного оборудования во внутреннем спросе (%) 30 65,6 В 2,18 раза хуже
Доля импортного продовольствия в ВВП (%) 25-30 32 В 1,07-1,28 раза хуже
Доля экспорта в материальном производстве (%) 25 94 В 3,76 раза хуже
Доля иностранного капитала в инвестициях (%) 25 36 В 1,44 раза хуже
Объём иностранных обязательств коммерческих банков и прочих секторов (% к ВВП) 25 31 В 1,24 раза хуже
Доля просроченных и невозвращённых иностранныхкредитов (% от общего объёма полученных кредитов) 

Доля иностранных инвесторов в структуре собственности свободно обращающихся акций (%)

2530 5060 В 2 раза хужеВ 2 раза хуже
Доля иностранных кредитов к M2 (%) 20 27 В 1,35 раза хуже
Дефицит торгового баланса: по методологии платёжного баланса (%) 15 Профицит В пределах нормы
ВВП к мировому объёму (%) 7,5 2,7 В 2,7 раза хуже
ВВП на душу населения (%) 100 107 В пределах нормы
Объём иностранной валюты по отношению к рублёвой массе в национальной валюте (%) 10 50 В 5 раз хуже
Объём иностранной валюты в наличной форме к объёму наличных рублей (%) 25 100 В 4 раза хуже
Доля расходов на обслуживание внешнего государственного долга (% к общему объёму расходов федерального бюджета) 20 1,9 В пределах нормы
Отношение объёма внешнеторгового оборота (% к ВВП) 30 107 В 3,5 раза хуже

 

Таблица 4. Оценки, характеризующие конкурентоспособность российской экономики

Предельно
критическое
значение
Фактическое
состояние
2013 г.
Соответствие
Доля инновационно-активных предприятий (%) 40 10,1 В 4 раза хуже
Доля продукции обрабатывающей промышленности в экспорте (%) 50 23 В 2,17 раза хуже
Отгруженная инновационная продукция (% ко всей промышленной продукции) 15-20 8,9 В 2 раза хуже
Доля новых видов продукции в общем объёме машиностроительной продукции (%) 7 2,6 В 3,7 раза хуже
Расходы на научные исследования (% к ВВП) 3 1,5 В 2 раза хуже
Удельные показатели энергопотребления (т нефти на тыс. долл. ВВП):
общие затраты энергоресурсов 0,15 1,65 В 11 раз хуже
затраты электроэнергии 0,02 0,17 В 8,5 раза хуже
затраты нефти и газа 0,1 1,16 В 11,6 раза хуже
Потери полезных ископаемых в процессе добычи (% к общему объёму) 3-8 10-65 В 3,3-8,1 раза хуже
Среднегодовой темп прироста производительности труда (%) 6 3 В 2 раза хуже
Удельный вес российской высокотехнологической продукции на мировом рынке (%) 3 0,3 В 10 раз хуже
Доля интеллектуальной собственности в стоимости бизнеса (%) 25 10 В 2,5 раза хуже
Доля государственных расходов на экологию в ВВП (%) 5 0,8 В 6,3 раза хуже

С.Ю. Глазьев. Источник фото

 

Приложение 6. Как от стихийного рынка вернуться к “плановой экономике”

Реализация политики импортозамещения должна вестись в рамках общей стратегии опережающего развития экономики и начинаться с развертывания системы стратегического планирования, призванной обеспечить системное использование имеющихся у государства ресурсов для проведения модернизации и новой индустриализации экономики на основе нового технологического уклада.

Методология стратегического планирования предусматривает наличие системы долго-, средне- и краткосрочных прогнозов и выбора приоритетов экономического развития, инструментов и механизмов их реализации, включающих систему долгосрочных концепций, среднесрочных программ и планов, институты организации соответствующей деятельности, а также методы контроля и ответственности за достижение поставленных целей.

Принятый недавно законопроект «О государственном стратегическом планировании» предусматривает создание лишь некоторых элементов этой системы, главным образом — процедур подготовки соответствующих документов в рамках органов исполнительной власти.

Должны быть установлены интерактивные процедуры разработки долгосрочных прогнозов и концепций, среднесрочных программ и индикативных планов достижения согласованных и утвержденных целей развития. Целесообразно законодательно установить методы контроля и механизмы ответственности всех участников стратегического планирования на началах частно-государственного партнерства за выполнение согласованных мероприятий и задач. Особо важна интеграция в систему государственного стратегического планирования институтов развития, крупнейших корпораций, компаний и банков с государственным участием, крупных частных финансово-промышленных групп. Их совокупный производственный, финансовый и управленческий потенциал должен быть интегрирован не только при выработке стратегии, но и при ее реализации.

Следует также установить целевые показатели работы государственных институтов развития, корпораций и агентств по направлениям их деятельности, предусматривающих создание конкурентоспособных на мировом рынке производств нового технологического уклада, и ввести механизмы реальной ответственности за их своевременное достижение.

Система прогнозирования и планирования социально-экономического развития страны и её регионов должна опираться на общегосударственную правовую базу и содержать единый организационно-правовой механизм взаимодействия органов государственной власти федерального и регионального уровней, органов местного самоуправления, институтов развития, научных организаций и корпораций. Этот механизм должен обеспечивать интеграцию интересов и ресурсных возможностей всех заинтересованных сторон при разработке и реализации федеральных и региональных, муниципальных, ведомственных и корпоративных стратегических планов и программ. Субъекты Российской Федерации и муниципальные образования должны получить возможность участвовать в разработке, финансировании и реализации федеральных целевых программ, осуществляемых на их территории.

Стратегическое планирование должно ориентироваться на опережающий рост нового технологического уклада. Целесообразна разработка 5-летней программы модернизации экономики на его основе, предусматривающей меры по опережающему развитию составляющих его производственно-технологических комплексов, созданию благоприятной для этого макроэкономической среды и формированию соответствующих институтов и контуров управления.

Стратегическое планирование должно учитывать переход современного общества к экономике знаний, основным фактором роста которой является научно-технический прогресс. Вывод экономики на траекторию быстрого и устойчивого роста предполагает ее перевод на инновационный путь развития, что требует кардинального повышения роли науки как в экономике, так и в системе государственного управления.

С учетом значения системы стратегического планирования и того обстоятельства, что Правительство РФ как центральный орган исполнительной власти загружено текущими задачами и не может формулировать стратегические цели и контролировать их достижение, предлагается создать — Государственный комитет по стратегическому планированию при Президенте Российской Федерации (ГКСП РФ), наделив его следующими полномочиями:

1). Определение внутренних и внешних условий, тенденций, ограничений, диспропорций, дисбалансов, а также возможностей, включая финансовые, социально-экономического развития Российской Федерации;

2) определение путей и способов реализации приоритетов социально-экономической политики, целей и задач социально-экономического развития Российской Федерации, определенных Президентом Российской Федерации;

3) координация работ субъектов стратегического планирования по выбору путей и способов достижения целей и задач социально-экономической политики Российской Федерации, укрепления национальной безопасности Российской Федерации, обеспечивающих наибольшую эффективность использования имеющихся ресурсов;

4) формирование, на основе утвержденных Президентом Российской Федерации документов стратегического планирования, комплекса мероприятий, обеспечивающих достижение целей и решения задач социально-экономического развития Российской Федерации и укрепление национальной безопасности Российской Федерации;

5) координация действий участников стратегического планирования и мероприятий, предусмотренных документами стратегического планирования в области социально-экономического развития и обеспечения национальной безопасности Российской Федерации, включая направления бюджетной политики, по срокам их реализации, ожидаемым результатам и параметрам ресурсного обеспечения;

7) организация мониторинга и контроля реализации документов стратегического планирования; научно-техническое, информационное, ресурсное и кадровое обеспечение стратегического планирования.

Структура ГКСП РФ:

Руководство ГКСП РФ осуществляет Председатель в ранге Заместителя председателя Правительства, утверждаемый Президентом Российской Федерации.

Коллегия ГКСП РФ — орган, осуществляющий коллегиальное руководство деятельностью ГКСП, возглавляемый Председателем. В состав Коллегии входят руководители министерств и ведомств социально-экономического блока Правительства, Председатель Банка России, Президент РАН, руководители институтов развития.

 

Приложение 7. Как остановить “утечку мозгов” и вернуть науку под государственную опеку

В настоящее время в Российской Федерации сложилась критическая ситуация с развитием научных исследований, осуществление технологической модернизации производства, связанной с переходом к новому технологическому укладу. Причины неблагоприятной ситуации кроются в хроническом недофинансированием развития науки, разрушении кооперации науки и производства, старении научных кадров, «утечке мозгов». Во многом они стали следствием приватизации, которая привела к разрушению отраслевого сектора прикладной науки. Осуществляемое в настоящее время реформирование РАН не затрагивает эти основные проблемы управления НТП, не предусматривает совершенствование институциональных форм и методов организации прикладных исследований, не ориентирован на развитие и внедрение высокоэффективных наукоемких технологий.

В целях реализации системного подхода к управлению НТП, сквозного и всемерного стимулирования инновационной активности целесообразно создание надведомственного федерального органа, отвечающего за разработку государственной научно-технической и инновационной политики, координацию деятельности отраслевых министерств и ведомств в ее реализации — Государственного комитета по научно-техническому развитию Российской Федерации (ГКНТР РФ) при Президенте России.

Основные задачи ГКНТР РФ:

— организация выбора перспективных направлений государственной политики в сфере научной, научно-технической и инновационной деятельности страны;

— координация деятельности Российской академии наук, федеральных и региональных органов законодательной и исполнительной власти, инвестиционных структур и фондов, связанной с разработкой и реализацией государственной политики в сфере научной, научно-технической и инновационной деятельности в Российской Федерации;

— организационно-правовое и экономическое регулирование вопросов развития перспективных направлений науки, научно-технической и инновационной деятельности, а также регулирование в области прав на объекты интеллектуальной собственности;

— анализ содержания, уровня и инновационной перспективности проводимых исследований и разработок, выработка предложений по повышению их экономической эффективности;

— организационно-правовое и экономическое регулирование вопросов развития научно-технического потенциала, технологической модернизации производства, реализации результатов научных исследований и разработок в отраслях экономики;

— содействие развитию системы подготовки научных кадров и инженерно-технических работников высшей квалификации для наукоемких отраслей экономики;

— разработка и проведение единой государственной политики в области международного научно-технического сотрудничества;

— развитие инновационной инфраструктуры в рамках национальной инновационной системы России, создание механизмов поддержки субъектов инновационной деятельности, обеспечение создания и развития производств, основанных на новых и высоких технологиях;

— содействие привлечению и использованию в отраслях производства передовых высокоэффективных зарубежных технологий;

— стимулирование и поддержка развития предпринимательства, связанного с коммерциализацией и внедрением в производство научно-технических достижений;

— обеспечение контроля за исполнением законодательства Российской Федерации по вопросам развития научной, научно-технической, инновационной деятельности и охраны прав на объекты интеллектуальной собственности, а также за целевым использованием средств государственного бюджета, выделяемых на финансирование научной, научно-технической и инновационной деятельности в Российской Федерации;

— осуществление контроля за ходом выполнения научно-технических программ (государственных, отраслевых, региональных), разделов научно-технического обеспечения государственных целевых, государственных народнохозяйственных и социальных программ, инновационных проектов, международных научно-технических проектов, а также освоения в производстве результатов завершенных научно-исследовательских, опытно-конструкторских и опытно-технологических работ;

— разработка проектов законодательных инициатив по стимулированию инновационной активности предприятий с освобождением от налогообложения средств, направляемых на НИОКР и внедрение новой техники;

— правовое обеспечение оформления и соблюдения статуса научного сотрудника и инженера-исследователя, лаборатории, научно-исследовательской, проектной, инжиниринговой организации с предоставлением прав и привилегий, стимулирующих исследовательскую и проектную деятельность. Закрепление принципа самоуправления научного сообщества, ведущего значения ученых советов научных и образовательных организаций;

— пропаганда научно-технических достижений, информирование общественности по вопросам развития науки и техники в Российской Федерации, деятельности ГКНТР РФ, РАН, федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления; обеспечение развития научного и научно-технического потенциала;

— ведение реестра высокотехнологичных производств и инновационных предприятий, оценка уровня их конкурентоспособности на отечественном и зарубежном рынках, создание условий для развития наукоемких конкурентоспособных производств;

— организация проведения государственной научно-технической экспертизы;

— координация деятельности подведомственных организаций и учреждений.

Функции ГКНТР РФ:

— оценка, выбор и реализация приоритетных направлений НТП;

— формирование и проведение государственной политики в сфере научной, научно-технической и инновационной деятельности страны;

— координация деятельности Российской академии наук, федеральных и региональных органов законодательной и исполнительной власти, связанной с разработкой и реализацией государственной политики в сфере научной, научно-технической и инновационной деятельности, включая федеральные фонды, институты развития, Федеральное агентство научных организаций;

— нормативно-правовое регулирование вопросов развития науки, научно-технической и инновационной деятельности, а также регулирование в области прав на объекты интеллектуальной собственности;

— анализ содержания, уровня и инновационной перспективности проводимых в организациях с государственным участием исследований и разработок, выработка предложений по повышению их экономической эффективности;

— оценка уровня развития научно-технического потенциала, процессов модернизации производств, эффективности реализации результатов научных исследований и разработок;

— ведение системы показателей оценки эффективности деятельности государственных структур, отвечающих за финансирование и организацию научных исследований и стимулирование инновационной активности, включая институты развития;

— разработка и реализация государственной комплексной долгосрочной программы модернизации экономики и НТП;

— развитие сети венчурных и других фондов, финансирующих инновационные проекты и НИОКР, создание механизма финансирования отраслевых фондов стимулирования инновационной активности и НИОКР за счет добровольных отчислений корпораций с их отнесением на себестоимость продукции;

— содействие развитию системы подготовки научных кадров и инженерно-технических работников высшей квалификации для наукоемких отраслей экономики;

— разработка и проведение государственной политики в области международного научно-технического сотрудничества;

— развитие инфраструктуры инновационной системы России;

— содействие привлечению и использованию передовых высокоэффективных зарубежных технологий;

— стимулирование и поддержка развития предпринимательства, связанного с коммерциализацией и внедрением в производство научно-технических достижений;

— обеспечение контроля за целевым использованием средств государственного бюджета, выделяемых на финансирование научной, научно-технической и инновационной деятельности;

— пропаганда научно-технических достижений, информирование общественности по вопросам развития науки и техники в Российской Федерации;

— организация проведения государственной научно-технической экспертизы.

Структура ГКНТР РФ:

Руководство ГКНТР РФ осуществляет Председатель в ранге Заместителя председателя Правительства, утверждаемый Президентом Российской Федерации.

Коллегия ГКНТР — орган, осуществляющий коллегиальное руководство деятельностью ГКНТР РФ, возглавляемый Председателем ГКНТР. В состав Коллегии входят руководители министерств и ведомств социально-экономического блока Правительства, Президент РАН, Директор Российского агентства научных организаций, Председатель Роспатента, руководители институтов развития.

При коллегии ГКНТР РФ создаются совещательные органы:

Общественный Совет (представители научного сообщества и бизнеса);

Научно-технический Совет (государственные эксперты).

В ведении ГКНТР РФ находятся:

Национальные научные центры, наукограды, ГНЦ, федеральные центры науки и высоких технологий.

Российский фонд научных исследований, Российский фонд науки и технологий, Государственный фонд поддержки малых инновационных предприятий.

Центры коллективного пользования, федеральные лаборатории.

Федеральное агентство научных организаций.

Технопарки, ГПНТБ, Политехнический музей, РИНКЦЭ, Центр исследований и статистики науки, ВАК, Роспатент и другие подведомственные организации.

ГКНТР РФ осуществляет совместную деятельность с Российской академией наук в части формирования и реализации программ фундаментальных исследований, кодификации знаний в области технологий, реализации инновационных проектов, связанных с внедрением результатов исследований с поддержкой и развитием материально технической базы научных организаций РАН.

 

Источник – БИЗНЕС ONLINE


Подписаться
Уведомление о
guest

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

0 комментариев
Inline Feedbacks
View all comments