Основной текст доклада советника президента РФ Сергея Глазьева на заседании Совета безопасности РФ 15 сентября размещен здесь и здесь
Приложение 5. Как обеспечить социально-экономическую безопасность России
Результаты измерений показателей социально-экономического положения России по отношению к предельно-критическим значениям, установленным в результате научных исследований, свидетельствуют о неудовлетворительном состоянии социально-экономической безопасности (предельно критическим считается такое значение показателя, выход за границы которого свидетельствует о возникновении угрозы функционированию экономики и жизнедеятельности общества вследствие нарушения нормального течения отражаемых этим показателем процессов).
Ниже приведены оценки фактического состояния показателей, отражающих воспроизводство и способность к развитию социально-экономической системы России в сравнении с предельно-критическими значениями. При этом красным выделены те их соотношения, которые требуют управленческого воздействия со стороны органов государственной власти.
Таблица 1. Оценки, характеризующие воспроизводство человеческого потенциала в России
Показатель | Предельно критическое значение |
Фактическое состояние 2013 г. |
Фактическое значение к предельно критическому |
Коэффициент рождаемости (на 1000 чел. населения) | 22 | 13,2 | В 1,6 раза хуже |
Уровень смертности (человек на 1000 жителей) | 12,5 | 13 | В 1,04 хуже |
Естественный прирост (человек на 1000 жителей) | 12,5 | 0,2 | В 62 раза хуже |
Продолжительность жизни (лет) | 78 | 70,7 | В 1,1 раза хуже |
Разрыв между доходами 10% самых обеспеченных и 10% самых малообеспеченных групп (в разах) | 8 | 16,2 | В 2 раза хуже |
Коэффициент Джини | 0,3 | 0,4 | В 1,3 раза хуже |
Доля населения с доходами ниже величины прожиточного минимума (%) | 7 | 11 | В 1,6 раза хуже |
Уровень безработицы | 5 | 5,5 | В 1,1 раза хуже |
Уровень преступности (количество зарегистрированных преступлений на 100 тыс. чел. населения) | 1000 | 1539 | В 1,5 раза хуже |
Соотношение среднедушевых денежных доходов населения и величины прожиточного минимума (раз) | 3,5 | 3,4 | В пределах нормы |
Суммарный коэффициент рождаемости (среднее число детей, рожденных женщиной в фертильном возрасте) | 2,15 | 1,6 | В 1,3 раза хуже |
Коэффициент старения населения (доля лиц 65 лет и старше к общей численности населения, %) | 7 | 12,9 | В пределах нормы |
Индекс развития человеческого потенциала (ИРЧП) (пункты) | 0,800 | 0,778 | В пределах нормы |
Уровень потребления алкоголя (литров абсолютного алкоголя на душу населения) | 8 | 13,5 | В 1,7 раза хуже |
Доля людей, употребляющих наркотики (%) | 7 | 6 | В пределах нормы |
Число суицидов (на 100 тыс. человек населения) | 20 | 19,6 | В пределах нормы |
Таблица 2. Оценки, характеризующие воспроизводство экономического потенциала России
Показатель | Предельно критическое значение |
Фактическое состояние 2013 г. |
Соответствие |
Объёмы инвестиций в основной капитал (% к ВВП) | 25 | 19,8 | В 1,25 раза хуже |
Износ основных фондов (%) | 40 | 78 | В 1,95 раза хуже |
Доля машиностроения в промышленности (%) | 25 | 14 | В 1,79 раза хуже |
Доля обрабатывающих отраслей в промышленности (%) | 70 | 64,8 | В 1,08 раза хуже |
Удельный вес убыточных организаций (% от общего количества действующих организаций) | 25 | 27,3 | В 1,1 раза хуже |
Рентабельность производства (%) | 15 | 9,5 | В 1,09 раза хуже |
Рентабельность активов (%) | 12 | 6,8 | В 1,8 раза хуже |
Уровень инфляции (%) | 15 | 6,5 | В пределах нормы |
Уровень социальной инфляции (%) | 15 | около 15 | В пределах нормы |
Доля отечественного производства в формировании ресурсов мяса и мясных продуктов на внутреннем рынке (%) | 70 | 61,3 | В 1,14 раза хуже |
Доля материального производства в ВВП (%) | 66 | 39 | В 1,7 раза хуже |
Уровень монетизации (M2) на конец года (% к ВВП) | 75 | 41 | В 1,8 раза хуже |
Таблица 3. Оценки, характеризующие внешнеэкономическую зависимость России
Предельно критическое значение |
Фактическое состояние 2013 г. |
Соответствие | |
Коэффициент достаточности международных резервов (% к трёхмесячному объёму импорта товаров и услуг) | 9 | 40 | В 4,4 раза лучше |
Объём совокупного внешнего долга (% к ВВП на конец года) | 25 | 34,8 | В 1,4 раза хуже |
Доля импортного оборудования во внутреннем спросе (%) | 30 | 65,6 | В 2,18 раза хуже |
Доля импортного продовольствия в ВВП (%) | 25-30 | 32 | В 1,07-1,28 раза хуже |
Доля экспорта в материальном производстве (%) | 25 | 94 | В 3,76 раза хуже |
Доля иностранного капитала в инвестициях (%) | 25 | 36 | В 1,44 раза хуже |
Объём иностранных обязательств коммерческих банков и прочих секторов (% к ВВП) | 25 | 31 | В 1,24 раза хуже |
Доля просроченных и невозвращённых иностранныхкредитов (% от общего объёма полученных кредитов)
Доля иностранных инвесторов в структуре собственности свободно обращающихся акций (%) |
2530 | 5060 | В 2 раза хужеВ 2 раза хуже |
Доля иностранных кредитов к M2 (%) | 20 | 27 | В 1,35 раза хуже |
Дефицит торгового баланса: по методологии платёжного баланса (%) | 15 | Профицит | В пределах нормы |
ВВП к мировому объёму (%) | 7,5 | 2,7 | В 2,7 раза хуже |
ВВП на душу населения (%) | 100 | 107 | В пределах нормы |
Объём иностранной валюты по отношению к рублёвой массе в национальной валюте (%) | 10 | 50 | В 5 раз хуже |
Объём иностранной валюты в наличной форме к объёму наличных рублей (%) | 25 | 100 | В 4 раза хуже |
Доля расходов на обслуживание внешнего государственного долга (% к общему объёму расходов федерального бюджета) | 20 | 1,9 | В пределах нормы |
Отношение объёма внешнеторгового оборота (% к ВВП) | 30 | 107 | В 3,5 раза хуже |
Таблица 4. Оценки, характеризующие конкурентоспособность российской экономики
Предельно критическое значение |
Фактическое состояние 2013 г. |
Соответствие | |
Доля инновационно-активных предприятий (%) | 40 | 10,1 | В 4 раза хуже |
Доля продукции обрабатывающей промышленности в экспорте (%) | 50 | 23 | В 2,17 раза хуже |
Отгруженная инновационная продукция (% ко всей промышленной продукции) | 15-20 | 8,9 | В 2 раза хуже |
Доля новых видов продукции в общем объёме машиностроительной продукции (%) | 7 | 2,6 | В 3,7 раза хуже |
Расходы на научные исследования (% к ВВП) | 3 | 1,5 | В 2 раза хуже |
Удельные показатели энергопотребления (т нефти на тыс. долл. ВВП): | |||
общие затраты энергоресурсов | 0,15 | 1,65 | В 11 раз хуже |
затраты электроэнергии | 0,02 | 0,17 | В 8,5 раза хуже |
затраты нефти и газа | 0,1 | 1,16 | В 11,6 раза хуже |
Потери полезных ископаемых в процессе добычи (% к общему объёму) | 3-8 | 10-65 | В 3,3-8,1 раза хуже |
Среднегодовой темп прироста производительности труда (%) | 6 | 3 | В 2 раза хуже |
Удельный вес российской высокотехнологической продукции на мировом рынке (%) | 3 | 0,3 | В 10 раз хуже |
Доля интеллектуальной собственности в стоимости бизнеса (%) | 25 | 10 | В 2,5 раза хуже |
Доля государственных расходов на экологию в ВВП (%) | 5 | 0,8 | В 6,3 раза хуже |
С.Ю. Глазьев. Источник фото
Приложение 6. Как от стихийного рынка вернуться к “плановой экономике”
Реализация политики импортозамещения должна вестись в рамках общей стратегии опережающего развития экономики и начинаться с развертывания системы стратегического планирования, призванной обеспечить системное использование имеющихся у государства ресурсов для проведения модернизации и новой индустриализации экономики на основе нового технологического уклада.
Методология стратегического планирования предусматривает наличие системы долго-, средне- и краткосрочных прогнозов и выбора приоритетов экономического развития, инструментов и механизмов их реализации, включающих систему долгосрочных концепций, среднесрочных программ и планов, институты организации соответствующей деятельности, а также методы контроля и ответственности за достижение поставленных целей.
Принятый недавно законопроект «О государственном стратегическом планировании» предусматривает создание лишь некоторых элементов этой системы, главным образом — процедур подготовки соответствующих документов в рамках органов исполнительной власти.
Должны быть установлены интерактивные процедуры разработки долгосрочных прогнозов и концепций, среднесрочных программ и индикативных планов достижения согласованных и утвержденных целей развития. Целесообразно законодательно установить методы контроля и механизмы ответственности всех участников стратегического планирования на началах частно-государственного партнерства за выполнение согласованных мероприятий и задач. Особо важна интеграция в систему государственного стратегического планирования институтов развития, крупнейших корпораций, компаний и банков с государственным участием, крупных частных финансово-промышленных групп. Их совокупный производственный, финансовый и управленческий потенциал должен быть интегрирован не только при выработке стратегии, но и при ее реализации.
Следует также установить целевые показатели работы государственных институтов развития, корпораций и агентств по направлениям их деятельности, предусматривающих создание конкурентоспособных на мировом рынке производств нового технологического уклада, и ввести механизмы реальной ответственности за их своевременное достижение.
Система прогнозирования и планирования социально-экономического развития страны и её регионов должна опираться на общегосударственную правовую базу и содержать единый организационно-правовой механизм взаимодействия органов государственной власти федерального и регионального уровней, органов местного самоуправления, институтов развития, научных организаций и корпораций. Этот механизм должен обеспечивать интеграцию интересов и ресурсных возможностей всех заинтересованных сторон при разработке и реализации федеральных и региональных, муниципальных, ведомственных и корпоративных стратегических планов и программ. Субъекты Российской Федерации и муниципальные образования должны получить возможность участвовать в разработке, финансировании и реализации федеральных целевых программ, осуществляемых на их территории.
Стратегическое планирование должно ориентироваться на опережающий рост нового технологического уклада. Целесообразна разработка 5-летней программы модернизации экономики на его основе, предусматривающей меры по опережающему развитию составляющих его производственно-технологических комплексов, созданию благоприятной для этого макроэкономической среды и формированию соответствующих институтов и контуров управления.
Стратегическое планирование должно учитывать переход современного общества к экономике знаний, основным фактором роста которой является научно-технический прогресс. Вывод экономики на траекторию быстрого и устойчивого роста предполагает ее перевод на инновационный путь развития, что требует кардинального повышения роли науки как в экономике, так и в системе государственного управления.
С учетом значения системы стратегического планирования и того обстоятельства, что Правительство РФ как центральный орган исполнительной власти загружено текущими задачами и не может формулировать стратегические цели и контролировать их достижение, предлагается создать — Государственный комитет по стратегическому планированию при Президенте Российской Федерации (ГКСП РФ), наделив его следующими полномочиями:
1). Определение внутренних и внешних условий, тенденций, ограничений, диспропорций, дисбалансов, а также возможностей, включая финансовые, социально-экономического развития Российской Федерации;
2) определение путей и способов реализации приоритетов социально-экономической политики, целей и задач социально-экономического развития Российской Федерации, определенных Президентом Российской Федерации;
3) координация работ субъектов стратегического планирования по выбору путей и способов достижения целей и задач социально-экономической политики Российской Федерации, укрепления национальной безопасности Российской Федерации, обеспечивающих наибольшую эффективность использования имеющихся ресурсов;
4) формирование, на основе утвержденных Президентом Российской Федерации документов стратегического планирования, комплекса мероприятий, обеспечивающих достижение целей и решения задач социально-экономического развития Российской Федерации и укрепление национальной безопасности Российской Федерации;
5) координация действий участников стратегического планирования и мероприятий, предусмотренных документами стратегического планирования в области социально-экономического развития и обеспечения национальной безопасности Российской Федерации, включая направления бюджетной политики, по срокам их реализации, ожидаемым результатам и параметрам ресурсного обеспечения;
7) организация мониторинга и контроля реализации документов стратегического планирования; научно-техническое, информационное, ресурсное и кадровое обеспечение стратегического планирования.
Структура ГКСП РФ:
Руководство ГКСП РФ осуществляет Председатель в ранге Заместителя председателя Правительства, утверждаемый Президентом Российской Федерации.
Коллегия ГКСП РФ — орган, осуществляющий коллегиальное руководство деятельностью ГКСП, возглавляемый Председателем. В состав Коллегии входят руководители министерств и ведомств социально-экономического блока Правительства, Председатель Банка России, Президент РАН, руководители институтов развития.
Приложение 7. Как остановить “утечку мозгов” и вернуть науку под государственную опеку
В настоящее время в Российской Федерации сложилась критическая ситуация с развитием научных исследований, осуществление технологической модернизации производства, связанной с переходом к новому технологическому укладу. Причины неблагоприятной ситуации кроются в хроническом недофинансированием развития науки, разрушении кооперации науки и производства, старении научных кадров, «утечке мозгов». Во многом они стали следствием приватизации, которая привела к разрушению отраслевого сектора прикладной науки. Осуществляемое в настоящее время реформирование РАН не затрагивает эти основные проблемы управления НТП, не предусматривает совершенствование институциональных форм и методов организации прикладных исследований, не ориентирован на развитие и внедрение высокоэффективных наукоемких технологий.
В целях реализации системного подхода к управлению НТП, сквозного и всемерного стимулирования инновационной активности целесообразно создание надведомственного федерального органа, отвечающего за разработку государственной научно-технической и инновационной политики, координацию деятельности отраслевых министерств и ведомств в ее реализации — Государственного комитета по научно-техническому развитию Российской Федерации (ГКНТР РФ) при Президенте России.
Основные задачи ГКНТР РФ:
— организация выбора перспективных направлений государственной политики в сфере научной, научно-технической и инновационной деятельности страны;
— координация деятельности Российской академии наук, федеральных и региональных органов законодательной и исполнительной власти, инвестиционных структур и фондов, связанной с разработкой и реализацией государственной политики в сфере научной, научно-технической и инновационной деятельности в Российской Федерации;
— организационно-правовое и экономическое регулирование вопросов развития перспективных направлений науки, научно-технической и инновационной деятельности, а также регулирование в области прав на объекты интеллектуальной собственности;
— анализ содержания, уровня и инновационной перспективности проводимых исследований и разработок, выработка предложений по повышению их экономической эффективности;
— организационно-правовое и экономическое регулирование вопросов развития научно-технического потенциала, технологической модернизации производства, реализации результатов научных исследований и разработок в отраслях экономики;
— содействие развитию системы подготовки научных кадров и инженерно-технических работников высшей квалификации для наукоемких отраслей экономики;
— разработка и проведение единой государственной политики в области международного научно-технического сотрудничества;
— развитие инновационной инфраструктуры в рамках национальной инновационной системы России, создание механизмов поддержки субъектов инновационной деятельности, обеспечение создания и развития производств, основанных на новых и высоких технологиях;
— содействие привлечению и использованию в отраслях производства передовых высокоэффективных зарубежных технологий;
— стимулирование и поддержка развития предпринимательства, связанного с коммерциализацией и внедрением в производство научно-технических достижений;
— обеспечение контроля за исполнением законодательства Российской Федерации по вопросам развития научной, научно-технической, инновационной деятельности и охраны прав на объекты интеллектуальной собственности, а также за целевым использованием средств государственного бюджета, выделяемых на финансирование научной, научно-технической и инновационной деятельности в Российской Федерации;
— осуществление контроля за ходом выполнения научно-технических программ (государственных, отраслевых, региональных), разделов научно-технического обеспечения государственных целевых, государственных народнохозяйственных и социальных программ, инновационных проектов, международных научно-технических проектов, а также освоения в производстве результатов завершенных научно-исследовательских, опытно-конструкторских и опытно-технологических работ;
— разработка проектов законодательных инициатив по стимулированию инновационной активности предприятий с освобождением от налогообложения средств, направляемых на НИОКР и внедрение новой техники;
— правовое обеспечение оформления и соблюдения статуса научного сотрудника и инженера-исследователя, лаборатории, научно-исследовательской, проектной, инжиниринговой организации с предоставлением прав и привилегий, стимулирующих исследовательскую и проектную деятельность. Закрепление принципа самоуправления научного сообщества, ведущего значения ученых советов научных и образовательных организаций;
— пропаганда научно-технических достижений, информирование общественности по вопросам развития науки и техники в Российской Федерации, деятельности ГКНТР РФ, РАН, федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления; обеспечение развития научного и научно-технического потенциала;
— ведение реестра высокотехнологичных производств и инновационных предприятий, оценка уровня их конкурентоспособности на отечественном и зарубежном рынках, создание условий для развития наукоемких конкурентоспособных производств;
— организация проведения государственной научно-технической экспертизы;
— координация деятельности подведомственных организаций и учреждений.
Функции ГКНТР РФ:
— оценка, выбор и реализация приоритетных направлений НТП;
— формирование и проведение государственной политики в сфере научной, научно-технической и инновационной деятельности страны;
— координация деятельности Российской академии наук, федеральных и региональных органов законодательной и исполнительной власти, связанной с разработкой и реализацией государственной политики в сфере научной, научно-технической и инновационной деятельности, включая федеральные фонды, институты развития, Федеральное агентство научных организаций;
— нормативно-правовое регулирование вопросов развития науки, научно-технической и инновационной деятельности, а также регулирование в области прав на объекты интеллектуальной собственности;
— анализ содержания, уровня и инновационной перспективности проводимых в организациях с государственным участием исследований и разработок, выработка предложений по повышению их экономической эффективности;
— оценка уровня развития научно-технического потенциала, процессов модернизации производств, эффективности реализации результатов научных исследований и разработок;
— ведение системы показателей оценки эффективности деятельности государственных структур, отвечающих за финансирование и организацию научных исследований и стимулирование инновационной активности, включая институты развития;
— разработка и реализация государственной комплексной долгосрочной программы модернизации экономики и НТП;
— развитие сети венчурных и других фондов, финансирующих инновационные проекты и НИОКР, создание механизма финансирования отраслевых фондов стимулирования инновационной активности и НИОКР за счет добровольных отчислений корпораций с их отнесением на себестоимость продукции;
— содействие развитию системы подготовки научных кадров и инженерно-технических работников высшей квалификации для наукоемких отраслей экономики;
— разработка и проведение государственной политики в области международного научно-технического сотрудничества;
— развитие инфраструктуры инновационной системы России;
— содействие привлечению и использованию передовых высокоэффективных зарубежных технологий;
— стимулирование и поддержка развития предпринимательства, связанного с коммерциализацией и внедрением в производство научно-технических достижений;
— обеспечение контроля за целевым использованием средств государственного бюджета, выделяемых на финансирование научной, научно-технической и инновационной деятельности;
— пропаганда научно-технических достижений, информирование общественности по вопросам развития науки и техники в Российской Федерации;
— организация проведения государственной научно-технической экспертизы.
Структура ГКНТР РФ:
Руководство ГКНТР РФ осуществляет Председатель в ранге Заместителя председателя Правительства, утверждаемый Президентом Российской Федерации.
Коллегия ГКНТР — орган, осуществляющий коллегиальное руководство деятельностью ГКНТР РФ, возглавляемый Председателем ГКНТР. В состав Коллегии входят руководители министерств и ведомств социально-экономического блока Правительства, Президент РАН, Директор Российского агентства научных организаций, Председатель Роспатента, руководители институтов развития.
При коллегии ГКНТР РФ создаются совещательные органы:
— Общественный Совет (представители научного сообщества и бизнеса);
Научно-технический Совет (государственные эксперты).
В ведении ГКНТР РФ находятся:
Национальные научные центры, наукограды, ГНЦ, федеральные центры науки и высоких технологий.
Российский фонд научных исследований, Российский фонд науки и технологий, Государственный фонд поддержки малых инновационных предприятий.
Центры коллективного пользования, федеральные лаборатории.
Федеральное агентство научных организаций.
Технопарки, ГПНТБ, Политехнический музей, РИНКЦЭ, Центр исследований и статистики науки, ВАК, Роспатент и другие подведомственные организации.
ГКНТР РФ осуществляет совместную деятельность с Российской академией наук в части формирования и реализации программ фундаментальных исследований, кодификации знаний в области технологий, реализации инновационных проектов, связанных с внедрением результатов исследований с поддержкой и развитием материально технической базы научных организаций РАН.
Источник – БИЗНЕС ONLINE