«А всё-таки правильно сделал Раскольников, что убил старуху! Жаль, что попался!»
Когда-то этими словами Владимир Высоцкий оканчивал спектакль Театра на Таганке «Преступление и наказание», где играл Свидригайлова – свою последнюю в жизни театральную роль.
Школьники предперестрочных лет, уже позволявшие себе в сочинениях подобного рода чистосердечные признания, – подросли. Некоторые даже стали немалыми начальниками. Не то, чтобы они сходу хватаются за пистолет при слове «культура», как их коллега министр Иозеф Геббельс. Кстати, тоже доктор наук! К чему пистолет, если приказ о ликвидации единственной в России (и в мире!) Государственной Академии славянской культуры прорежает толпу глубоко неприятных тебе людей лучше всякого пистолета?!
На минувшей неделе перед растерянными преподавателями и студентами ликвидированной Академии дважды выступали ректор легпромовского Университета дизайна и технологий Валерий Белгородский и члены ученого Совета МГУДТ, куда вливают останки убиенной ГАСК. Похоже, вся их задача сводится к недопущению (или хотя бы отсрочке!) коллективного бунта, вероятность которого чиновники оценивают как весьма высокую.
У гуманитариев нервные срывы обычно протекают в гораздо более бурной форме, чем у технарей или представителей точных наук.
Объявлено: «В нынешнее здание вы уже не вернетесь! Найдем вам пристанище где-нибудь среди уже входящих в МГУДТ 26 учебных комплексов…»
На протяжении многих лет Академию упорно пытались слить то с торгово-экономическим университетом, то с Академией коммунального хозяйства… И вот, наконец, её больше нет!
Даже вмешательство Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси, просившего президента Путина сохранить Славянскую Академию, «аукнулось» лишь письмом помощника президента А.Фурсенко, сообщившего Святейшему, что никаких признаков неэффективности в работе Академии не усмотрено. А потому никто её трогать не собирается.
Тем не менее «тронули».
Да так, что «костей не соберешь»!
Простой, как «Пионерская Правда», доктор Белгородский сходу огорошил собравшихся заявлением, что «реорганизнули» Академию согласно приказу Минобрнауки, и никакие эмоции по этому поводу уже неуместны. Ибо все студенты и преподаватели понимают, какая у нас ситуация с образованием… «Надеюсь, вам не надо рассказывать!»
Когда простой ректор университета (из недавних завхозов, всё чаще рвущихся стать «проректорами по инновациям»!) на собрании студентов и преподавателей ТАКОЕ заявляет, он, по меньшей мере, демонстрирует политическую нелояльность. Президент на День Знаний именно рассказывает (!) всему миру о расцвете науки и образования в России, а этот господин, понимаешь, упивается собственным сарказмом! И пророчит, что в ближайшее время в Москве уцелеет не более пяти (!) вузов. А остальные в лучшем случае вольют в «финансово-успешные» структуры.
Может быть, ему не нравится и власть, которая позволила простому сапожнику из Запорожья стать «властителем умов» в Москве?!
Г-н Белгородский также заявил, что название будущему вузу «будем с вами вместе придумывать и обсуждать».
Якобы лично президент Путин поручил ему создать Национальный Центр дизайна и культуры, а Минобрнауки распорядилось влить в руководимый им университет несколько «мелких» вузов. И теперь общая задача коллектива – «создать что-то хорошее»…(Получается, что компоненты собираемого «паззла» сами по себе весьма нехороши!) Но Белгородский со школы твердо знает, что минус на минус дает плюс!
«Что свершилось, то свершилось! Давайте начинать с чистого листа!» (23 года работы псу под хвост!) «Мы создаем университет нового типа, нужный и Москве и России!»
Не помнящий поговорки «В одну телегу впрячь не можно коня и трепетную лань!», он милостиво разрешает Славянской академии пока что сохранить название.
Но не гарантирует ей даже нормального помещения, отобранного (якобы ради возврата его детскому саду, который в итоге ничего не получил!) людьми, у которых аллергия на всё «славянское». Отобранного ради формального повода не продлевать лицензию: «У вас недостаточно пространства для нормального учебного процесса!»
Не гарантируется ни сохранность кафедр (их сольют с «финансово-успешными»!), ни незыблемость сложившихся традиций и норм взаимоотношений.
Лицензию вам? Ишь, чего захотели!
Скажите спасибо, что распространяем на вас магическую силу сапожно-швейного вуза.
Вообще-то г-н «сапожник» (а кандидатская у Белгородского по пошиву комфортной обуви!) мог бы сообразить, что в тесных башмаках далеко не ускачешь. Тем не менее, складывается впечатление, что он кроит новый вуз так, чтобы вольнодумцы-славяноведы не слишком широко шагали! А лучше бы вообще сидели тихо и помалкивали!
Он предложил слушателям быстрее писать заявления о переходе на работу и на учебу в возглавляемый им университет, чтобы сообща строить «новый хороший вуз».
Не понравится – можете перевестись потом в любой другой вуз. Но вас встретят с большим уважением, чем питомцев маленькой академии с отозванной лицензией.
Г-н Белгородский даже намекнул, что сегодняшняя ломка будто бы продолжение славной традиции прошлого, когда ради скорейшего выпуска нужных стране специалистов лучших студентов и преподавателей собирали под новой крышей.
Но каким образом из технологов швейного и обувного производства, юристов, филологов, искусствоведов и художников может образоваться «новая небывалая образовательная общность», он так и не объяснил.
Похоже, сам не знает!
Публикация в СМИ для современного чиновника – разновидность щекотки, не более.
Когда некоторое время назад у заместителя главы ФАКК (сие непристойное сокращение означает Федеральное агентство по культуре и кинематографии!) обнаружился купленный диплом, никто и не подумал гнать взашей «дефективного менеджера». Ну, некогда ему было шляться на лекции и семинары. Он нес культуру в массы!
Диплом же купил на свои кровные, заработанные непосильным трудом!
Если таким вот «носителям культуры» Славянская Академия культуры ни к чему – её с великой радостью примут Сербия, Черногория, Болгария,Чехия… В Минобрнауки уже имеются соответствующие «приглашения к переезду».
Да, сегодня на дворе экономический кризис.
Но «братья-славяне» уже подсчитали, что чудовищно-богатая Россия все минувшие годы тратила на поддержание национальной идентичности (проще говоря, чтобы русские не забыли, что они русские!) не более 74 копеек в год на одного гражданина славянского происхождения. В отношении мусульман, имеющих в России консорциум из 6 университетов, финансируемых государством, бюджет в сотни раз щедрее…
И если Москве «не по карману» выделить Академии славянской культуры нормальное здание для работы, то найдется по ту сторону госграницы какой-нибудь пустующий храм, который вопреки сегодняшней моде превратит не в отель (всё равно туристы все сидят дома!), а в Храм Культуры.
В общем, не разорятся братья-славяне, если спасут Академию славянской культуры… У них есть опыт «крышевания» русской культуры, когда после окончания гражданской войны в их странах возникли русские вузы…
Не будем (пока!) спорить: окончилась гражданская война или же ещё не окончилась.
Отметим лишь, что специалист по комфортной обуви г-н Белгородский оригинальнейшим образом опроверг известный афоризм Дантона, что «нельзя унести Родину на подошвах своих ботинок!»
Аналитическая служба СРН