Россия: вызовы и ответы

  • Post category:Статьи

Клуб военачальников Российской Федерации провёл в Военной академии Генерального штаба Вооружённых сил Российской Федерации научно-практическую конференцию по теме: «Новые вызовы и угрозы стабильности в России – прогноз и меры по их нейтрализации и противодействию»


В проведении конференции приняли участие представители Администрации Президента и Правительства Российской Федерации, силовых структур, члены Клуба военачальников Российской Федерации, слушатели Военной академии Генерального штаба Вооружённых сил Российской Федерации.

С большим вниманием участники конференции выслушали содержательный доклад заместителя председателя Правительства Российской Федерации, председателя коллегии Военно-промышленной комиссии РФ Рогозина Дмитрия Олеговича. Большой интерес присутствующих вызвало выступление председателя Следственного комитета Российской Федерации Александра Ивановича Бастрыкина.

С основным докладом выступил председатель Клуба военачальников Российской Федерации генерал армии Анатолий Сергеевич Куликов.

С содокладами выступили: генерал-полковники Костечко Николай Николаевич, Борис Павлович Уткин, ведущий научный сотрудник Института востоковедения ИМЭ и МО РАН Иванов Станислав Михайлович, полковник Андрей Михайлович Головатюк и др.

Стремительно усложняющаяся военно-политическая обстановка в мире постоянно требует выработки новых подходов в теории и практике военного дела. В этом должны полностью отдавать себе отчёт те руководители, которые отвечают за военную и политическую безопасность России, за повышение её обороноспособности, появление новых систем вооружений, за укрепление воинского духа людей, чья профессия – Родину защищать.

Вот почему прошедшая в Академии Генштаба ВС РФ конференция стала заметной вехой в развитии военной мысли России на современном этапе. Уровень участников и заданный основными докладами уровень дискуссии в полной мере отвечал поставленной задаче: рассмотреть разнообразный спектр угроз и вызовов, с которыми сталкивается Россия в различных регионах мира, в частности, на Ближнем Востоке и в Арктике, и представить действенные рекомендации для противодействия им.

Интенсивность и масштаб российского отпора зависят от военно-экономических и информационных потенциалов возможных противников, постоянного обновления их тактики и стратегии, развития военных технологий и доктрин, общего изменения соотношения сил на международной арене. Но в первую очередь этот отпор, естественно, определяется состоянием Вооружённых сил РФ, её военно-промышленного комплекса, теоретическим уровнем военной науки в стране, положением в экономике, а также социальной и политической стабильностью российского общества. О последнем лучше всего свидетельствуют рекордные цифры недавних опросов популярности Президента РФ В.В. Путина: его деятельность сегодня одобряют 90 процентов населения! Такая феноменальная цифра объясняется, главным образом, возвращением Крыма, событиями последнего года в Новороссии и последнего месяца в Сирии.

Победоносные Вооружённые силы невозможно создать без чёткого представления о том, к какой войне они готовятся. «К сожалению, у нас в 2008—2010 годах, — отмечают военные эксперты, — военная реформа проводилась без надлежащего научно-теоретического обоснования, что неоднократно отмечали СМИ».

…Заметим, что эта проблема родилась не сегодня. Вот что рассказывал недавно автору этих строк бывший командующий радиотехническими войсками ПВО страны генерал-полковник М.Т. Береговой, старший брат космонавта, дважды Героя Советского Союза Георгия Берегового. Более 30 лет назад на одном из совещаний высшего генералитета СССР тогдашний министр обороны Д. Ф. Устинов предложил реформу, согласно которой значительная часть Войск противовоздушной обороны передавалась в состав приграничных военных округов. Ораторов, готовых горячо поддержать «гениальную» инициативу министра, как всегда, нашлось предостаточно. Неизвестно, нашлись ли желающие возразить. Главком ПВО легендарный маршал Советского Союза Павел Фёдорович Батицкий, грузный, с потемневшим лицом, еле сдерживаясь, пробасил с места: «Когда начинаешь что-нибудь реформировать, нужно понимать, о чём идёт речь и какие последствия это вызовет!». Он был уверен, что такое решение приведёт к нарушению системы управления войсками ПВО.

Через несколько дней последовал приказ министра об увольнении маршала. Согласно другой версии, Батицкий сам подал рапорт об отставке из-за несогласия с решением Устинова.

И в этом заключительном эпизоде своей, по любым меркам, выдающейся военной биографии Батицкий оставался верен себе: решительный, принципиальный, радеющий за интересы дела безопасности страны. В 1944 году на него, тогда 34-летнего командира стрелкового корпуса, отозвали представление на звание Героя Советского Союза из-за конфликта с кем-то из вышестоящих политработников. Павел Фёдорович вошёл в историю ещё и тем, что оказался в группе особо доверенных высших офицеров, отобранных Г. Жуковым для ареста Л.П. Берия 26 июня 1953 года. Позже он лично расстрелял Л. Берия по приговору Военной коллегии Верховного суда.

П.Ф. Батицкий скончался в 1984 году, не увидев позора приземления легкомоторного самолёта немца М. Руста на Красной площади. Уже в постсоветское время войска ПВО всё-таки добили — передали их в сухопутные войска, после чего 60 процентов границ бывшего СССР осталось без радиолокационного прикрытия…

Слово «война» сегодня всё чаще звучит с телеэкрана, кричит с газетной полосы, становится центральной темой полуистерических ток-шоу и т.д. Едва стихла, отошла в тень тема Украины и Новороссии, как её место стремительно и мощно захватили события в Сирии. Число боевых вылетов российской авиа-группы там за месяц перевалило за тысячу, но близкого конца этой операции, поразившей воображение ведущих военных структур мира своей дерзостью и решительностью, пока не предвидится.

Всё это диктует настоятельную необходимость постоянного развития и обновления военной науки, которая должна соответствовать современным требованиям, предъявляемым к войне.
В последние годы ясно обозначилась тенденция на преодоление разрыва между военной наукой и потребностями войск, между фундаментальными и прикладными исследованиями. Особое внимание уделялось общей теории войны как методологии военной науки, которая ещё недавно отставала от современных требований, предъявляемых к войне.

Не так давно скорее можно было встретить описание асимметричной, кибернетической, консциентальной, сетецентрической, тринитарной, неклассической, цивилизационной и других войн, чем дельное, чёткое разграничение понятий «широкомасштабная», «региональная» и «локальная война». Малоисследованными были категории «специальная войсковая операция» и «контртеррористическая операция» и т.д. Всё это требовало серьёзного научно-теоретического осмысления. Шагом в этом направлении стала прошедшая в Генштабе конференция.

Иллюзии уходят, отметил в своём выступлении заместитель председателя правительства Дмитрий Рогозин, на смену им приходит трезвый анализ угроз безопасности РФ, характер которых сильно изменился за последние 15–20 лет.

Председатель коллегии военно-промышленной комиссии России рассказал о реальных на сегодня трёх сценариях гипотетических войн: противоборство с превосходящим по техническому уровню противником, борьба с равным по силе противником и противостояние агрессору, уступающему в техническом оснащении. Он также обратил внимание на различие в ведении военных действий и реакции на атаку агрессора: средства, способные эффективно противостоять ему в бесконтактной крупномасштабной войне, практически не будут востребованы в региональной и локальной войне, и наоборот. Рогозин подчеркнул, что исчезает грань в разделении вооружений на сухопутные, воздушные и морские, а перспективное оружие будет являться «межсредным».

Сегодня Россия располагает потенциалом ядерного сдерживания в ответ на угрозу нанесения одномоментного удара гиперзвуковым оружием, о готовности к чему официально объявили Соединённые Штаты.

Рогозин также отметил и нарастающую угрозу в Арктике, связанную с освоением арктического шельфа, где находятся 80 процентов всех ресурсов газа России и, как следствие, порождающую конфликт интересов между странами, предъявляющими претензии на его ресурсы. Вице-премьер не стал исключать, что подобное противостояние может выйти за дипломатические рамки. Он также подчеркнул, что российские объекты нефте- и газодобычи могут стать целями для скрытых диверсий со стороны стран-конкурентов. Парирование подобной угрозы Дмитрий Рогозин предложил осуществлять по двум направлениям: обеспечение физической защиты территории и разработка технологии высокоэффективной разведки, добычи и транспортировки ресурсов.

Американская программа ПРО, годами рекламируемая всему миру как защита от Ирана, теперь, после договорённости с Ираном по ядерной программе, потеряла смысл, однако Вашингтон и не думает от неё отказываться.

Об этом же говорил в своём выступлении на Валдае Верховный Главнокомандующий Вооружёнными силами Президент РФ В. Путин. «США в одностороннем порядке из Договора об ограничении противоракетной обороны вышли. Сегодня иранская ядерная проблема решена, никакой угрозы со стороны Ирана не было, как мы говорили, и нет, — говорил он. — Причина, вроде бы побудившая наших американских партнёров строить систему противоракетной обороны, исчезла», — сказал президент. … Мы вправе были бы ожидать, что и работа над развитием ПРО США прекратится. Ничего подобного не происходит, всё продолжается», — сказал президент. — Нас, да и весь мир, пытались в очередной раз ввести в заблуждение, если совсем попроще, то обманывали», — отметил Путин. Он напомнил, что на днях США провели первые испытания системы ПРО в Европе. Президент отметил, что основная задача США — «разрушить стратегический баланс, изменить соотношение сил в свою пользу таким образом, чтобы не просто доминировать, а иметь возможность диктовать свою волю всем — и своим геополитическим конкурентам, и своим союзникам».

Думается, что решительное вступление России 30 сентября в военные действия в Сирии на стороне законного сирийского правительства ошеломило Вашингтон, вызвало замешательство в стане его союзников. Но оторопь эта не надолго. Отныне часть военного планирования российской операции там должно сосредоточиться на выяснении, когда и как нам попробуют нанести не «удар возмездия» — на это у Вашингтона не хватит духу, но чувствительный укол, который сможет изменить расстановку сил в регионе.

Все наши жесты упреждения – особенно с «крылатым приветом» из зоны Каспийского моря – призваны показать, что чрезмерно жёсткая реакция на «сирийское вольнодумство» России будет иметь серьёзные последствия с риском их быстрой эскалации так, что никому мало не покажется. Но вряд ли Вашингтон захочет заваривать кашу в разгар президентской кампании США.

С большим вниманием присутствующие выслушали выступление генерала армии Анатолия Куликова, бывшего министра МВД России и президента Клуба военачальников. Говоря о растущей угрозе ИГИЛ для безопасности России, Анатолий Сергеевич предложил впредь именовать эту террористическую организацию «антиисламской», а не исламской, как преимущественно делается до сих пор в СМИ. Этим самым наносится незаслуженное оскорбление истинному исламу, пользующемуся высоким авторитетом в мире в качестве одной из ведущих конфессий. На это обстоятельство обратил внимание генерал Г. Кириленко, отметил генерал армии.

Кратко остановившись на набирающей силу борьбе с коррупцией в стране, Анатолий Сергеевич выразил недоумение явно либеральным отношением суда к Е. Васильевой, которую отпустили из-под стражи после чрезвычайно кратковременного пребывания в СИЗО. На этом фоне вызывает вопросы осуждение с лишением всех званий и наград бывшего Главкома Сухопутных войск В. Чиркина, который был приговорён к сроку на пять лет за взятку в 20 000 долларов.

Содержательное выступление председателя Следственного комитета РФ Александра Бастрыкина привлекло внимание участников, в частности, и сообщением об участии председателя кабинета министров Украины Арсения Яценюка в боевых действиях против российских военнослужащих в Чечне в середине 1990-х гг. Этот факт, отметил председатель, подтверждается словами погибшего участника праворадикальной организации «Правый сектор» Александра Музычко, известного также как Сашко Билый.

«У нас есть задокументированное заявление Сашко Билого, под началом которого Яценюк воевал в 1994 г. против федеральных сил и которого уничтожили свои же, потому что у него был очень длинный язык», — сказал Бастрыкин. «Он [Александр Музычко] тогда в Чечне заявил своим соратникам, что «если мы победим в Чечне, то мы и Украину возьмём в свои руки», — отметил председатель СКР.

По информации главы СКР, нынешний премьер-министр Украины участвовал как минимум в двух вооружённых столкновениях: 31 декабря 1994 г. на площади Минутка в городе Грозный и в феврале 1995 года в районе городской больницы № 9 столицы Чечни. Также Яценюк, по словам Бастрыкина, участвовал в пытках и расстрелах пленных военнослужащих Российской армии в Октябрьском районе города Грозный 7 января 1995 г.

Председатель Следственного комитета сообщил, что Яценюк в числе других активных участников боевых действий в Чечне был награждён высшей наградой Джохара Дудаева «Честь нации». «Допрошенные соратники Яценюка характеризуют его как человека образованного, умного, но при этом хитрого и изворотливого, что называется, с малых лет стремящегося к власти и публичности», — говорил Бастрыкин. По его словам, Яценюк вернулся из Чечни на родину через Грузию в начале 1995 г. в составе группы журналистов. «В последующем он [Арсений Яценюк] неоднократно был замечен на съездах и других мероприятиях УНА-УНСО в Киеве», — подчеркивал он.

Количество уголовных дел, возбуждённых в России в текущем году (410) по фактам экстремистской деятельности, выросло на 40%, сообщил председатель Следственного комитета РФ Александр Бастрыкин. В суд уже направлено 241 дело по экстремистской деятельности, в том числе по организации экстремистских сообществ и организаций.

По его словам, о том, что террористы запрещенного в РФ движения «Исламское государство» пытаются распространить свое влияние на территории России, «говорит факт задержания сотрудниками ФСБ в Москве и Краснодаре группы лиц, которые планировали по инструкции ИГИЛ взорвать объекты общественного транспорта с помощью самодельных взрывных устройств».

Виктор Линник

 

Источник – общественно-политический еженедельник “Слово”

Фото отсюда


Подписаться
Уведомление о
guest

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

0 комментариев
Inline Feedbacks
View all comments