Имею сообщить пламенным патриотам. Кремль ведёт информационную войну не только с нашими врагами. Но и с собственным народом
Все эти “десоветизации”, шельмование советского периода, и прочие пропагандистские ходы не вчера начались. Не с декабря 2013-го. Огромный музей Ельцину был тоже не вчера сооружён. Война-войной, а, скажем, разрушение нашего образования понемногу ведётся. И мнение общества тут никого не волнует.
В каких-то ситуациях да, Путин защищает интересы народа. Но отнюдь не всегда. Поэтому не надо считать его прям таким своим в доску народным лидером.
Прошлогодние игрища с патриотизмом достаточно показательны. Пропагандистский проект под названием “патриотизм как общероссийская идеология” был спустя несколько месяцев свёрнут – причём без объяснения причин. Это выглядело так, будто власть ставит над обществом эксперимент. Как над подопытным кроликом. Захотела – запустила процесс, потом вдруг взяла и передумала…
Единственно возможное объяснение – страх власти перед реальным патриотизмом масс. Нетрудно видеть, что путинский режим держится, в первую очередь, не на уважении к его заслугам (приостановка ельцинского развала, возврат Крыма – это вторичное), но на всеобщем пофигизме. Нам нет дела до того, что воруют во власти. Нас это, в общем, не касается. Не мы же воруем? Каждый за себя.
Мы – не общество, но горстка разобщённых элементов. Объединённое же и усиленное патриотизмом, наше общество потребовало бы того же самого от элиты: “А почему ваши дети учатся в Англии? И почему у вас в Калифорнии свой особняк? Ты народный депутат – тогда почему полетел лечиться в Израиль? Ты всё сделал для того, чтобы наша медицина была не хуже? Становись, кровяная гадюка, к стенке!” Да и, чего доброго, потребует вернуть свои капиталы в Россию. Другого объяснения нет.
Какая сила, вообще, объединяет наше общество? Никакой. Кроме права сильного, узурпированного властью. Обыватель не может даже купить 100-ватные лампочки. Его лишили этой возможности явочным порядком, не спросив. На основании чего?
И теперь, когда начались проблемы с Турцией – на каком основании власти запретят там отдыхать? Снова на праве сильного? С силой убеждения совсем кранты? А если я годами отдыхал в Турции с женой и детишками – какого чёрта должен себя этого лишить, если кто-то сбил какой-то там самолёт? Самолёт сам по себе, а моя семья – сама по себе. Нас же ничто не объединяет!
Показательный пример того, что такое настоящий патриотизм, приводит В.В. Набоков в автобиографическом произведении “Чужие берега”:
«Место это конечно Аббация, на Адриатике. Накануне в кафе у фиумской пристани, когда уже нам подавали заказанное, мой отец заметил за ближним столиком двух японских офицеров – и мы тотчас ушли; однако я успел схватить целую бомбочку лимонного мороженого, которую так и унес в набухающем небной болью рту. Время, значит, 1904 год, мне пять лет».
Можно себе представить такой патриотизм у современного русского?
Идеология – какая бы она ни была – блюдо, которое не подают горячим. Его готовят долго, основательно, причём не одно десятилетие. Идеология должна быть принята народом, стать его верой, войти в плоть и кровь. Православие, безусловно, очень хорошая религия, но с его уранополитизмом оно в качестве идеологии не пойдёт. Остаётся патриотизм. Причём хитро заквашенный на либерализме. Типа, “наша страна самая лучшая, но мы её сами выбрали”. Вот тогда, в критической ситуации, эта идеология сработает. Россияне – по крайней мере, многие и них – сами не стали бы летать в Турцию, без всякого закрытия авиарейсов. Теперь же, в обществе заквашенном на свободе, желающие всё равно до Турции доберутся. Через Белоруссию, Польшу, Болгарию – всё равно. Почему мы должны разделять инициативы власти? Она много думает о нас?
Наши власти намеренно упустили важнейший аспект идеологизации нашего общества. Выбирая между своими клановыми интересами и общественными, они предпочли первое. Прекрасно зная, что в случае чего всегда могут использовать силовой сценарий. Взять, и запретить. Но всегда ли это пройдёт?
Сословные противоречия никто не отменял. Элита, с её заморскими богатствами и замками никуда не делась. Она точно так же противостоит народу, и, выбирая, кого сделать заложниками очередных реформ, власть, в конечном счёте, выбирает народ. Ворон ворону глаз не выклюет. Власть заботится о нас постольку-поскольку. Огромная ошибка воображать её народной. Да-да, это касается персоны Путина в первую очередь.
Не забывайте об этом, друзья мои, когда снова вздумаете столь рьяно защищать всё, что ни затеет власть. “В нынешней сложной обстановке”.
Игорь Лебедев