Родился 26 июня 1954 г. в Сибири (ст. Ново-Чунка, Чунского р-на Иркутской области).
Русский, сибирский чалдон («человек с Дона»), христианин. Мать: Осинцева Ольга Петровна (из рода донских казаков, освоивших Сибирь), учитель. Отец: Падалко Дмитрий Александрович (из раскулаченных белорусов), кандидат педагогических наук.
Фотография Ю.Д. Падалко из статьи в журнала «Огонек» от 1996 г. |
Образование: среднее-специальное, учитель физической культуры общеобразовательной школы (в 1975 г. окончил Иркутское педагогическое училище 1). Занимался самообразованием в сферах: журналистики, социопсихологии, юриспруденции и истории самоуправления в России.
Трудился: учитель физкультуры; дворник; кочегар; сторож; начальник пожарно-сторожевой охраны Иркутского госцирка; редактор молодежной редакции Иркутского областного телевидения; нештатный корреспондент Иркутского областного радио, радио «России», радио «Свободы», Иркутской областной газеты «Советская молодежь», «Новой газеты»; психолог коммерческой структуры «Молодежная инициатива Иркутска».
С 1977 г. состоит в браке с Натальей Дмитриевной Падалко (учитель русского языка и литературы), имеют двоих дочерей Светлану и Дарью.
С 1989 г. по 1992 г. создатель Иркутской общественной правозащитной организации «Независимая приемная по самозащите прав граждан». «Приемная» первой (на территории Восточной Сибири и Дальнего Востока) в 1991 г. была официально зарегистрирована как юридическое лицо решениями Иркутского горсовета и горисполкома. Принцип объединения граждан в «Приемной» обязательная (на основе нотариальных договоров) взаимная помощь при коллективном разрешении индивидуальных проблем. На этом же принципе разработана концепция новой профессии «социальная педагогика через правозащиту».
За почти два года деятельности «Приемной» на принципе общинной «помочи» (без финансовой поддержки извне, без помощи юристов-профессионалов):
защищены права иркутян на благоустроенное жилье в 21-ом случае;
выиграны 8 гражданских, 4 уголовных дела;
под давлением членов «Независимой приемной по самозащите прав граждан» смещены с постов прокурор Иркутской области Плешивцев и председатель Иркутского облсуда Чернов.
7 ноября 1991 г. Председатель Иркутского облисполкома Ю.А. Ножиков во время митинга предложил Ю.Д. Падалко возглавить Приемную облисполкома по работе с жалобами граждан. Решением общего собрания членов «Независимой приемной» правозаступник откомандирован на эту должность, но при условии, если начальник государственной Приемной будет реализовать принцип общинной «помочи», то есть выдавать «жалобщикам», знакомым с делопроизводством, удостоверения с правом знакомиться в госорганах с документами по делам других «жалобщиков» (право на доступ к информации). Это условие впервые в России было письменно поддержано рядом депутатов Верховных Советов СССР и РФ, Иркутского облсовета. Но Председатель облисполкома отказался от столь «революционной новации». А через два года Конституцией РФ было провозглашено право (ст.ст. 29, 24) граждан на получение информации.
В августе 1992 г. новый прокурор Иркутской области Ю.Я. Чайка, во время личного приема
Ю.Д. Падалко, членов его организации, предложил правозаступнику работать в прокуратуре. Через полтора месяца после отказа правозаступника возбудил против него пять уголовных дел, впоследствии объединенные в одно производство. По этому делу Ю.Д. Падалко обвинялся в «клевете», «оскорблениях», «хулиганстве». «Потерпевшими» признаны: бывшие прокурор Иркутской области Плешивцев и председатель Иркутского облсуда Чернов; три районных прокурора и четверо судей; мэр г. Иркутска (впоследствии губернатор Иркутской области) Б.А. Говорин; шесть сотрудников милиции.
Полтора года (с сентября 1992 г. по апрель 1994 г.) Ю.Д. Падалко содержался под стражей в семи следственных изоляторах России, ему проведены три судебно-психиатрических экспертизы, включая инст. им. Сербского (вменяем). Продолжая правозаступную деятельность в СИЗО, Ю.Д. Падалко понудил следственные органы освободить из-под стражи восемь его сокамерников.
Весной 1994 г. А.М. Любославский (первый в России региональный Уполномоченный по правам человека при губернаторе Иркутской области) выдал Ю.Д. Падалко удостоверение Уполномоченного по правам человека по г. Иркутску. Летом 1994 г., после возбуждения очередного уголовного дела за «хулиганство», правозаступник вынужден был с семьей уехать в Москву, где и проживает по настоящее время:
исполняет обязанности юрисконсульта общественного движения «Общероссийский земский союз «Земство»;
разрабатывает и с рядом учеников применяет новационные методики процессуального (в гражданском, административном, уголовном судопроизводствах) понуждения правоприменителей к соблюдению Закона;
сформировал конкурентноспособный рынок своих юридических услуг, востребованный в кругу его платежеспособных клиентов, а потому в 2000 г. приобрел квартиру в Москве.
По оценкам 1996 г. Лондонского отделения «Международной Амнистии» и Палаты по правам человека Политического консультативного Совета при Президенте РФ Ю.Д. Падалко признан репрессированным за правозаступную деятельность в Иркутске бывшим прокурором Иркутской области Ю.Я. Чайкой.
В 1998 г. постановлением зам. Генпрокурора РФ М.Б. Катышева дело в отношении правозаступника прекращено «за не доказанностью» вины. Так был создан прецедент реабилитации обвиняемого прокурорами без рассмотрения дела в суде. Эта процедура реабилитации может стать главной для системы «общественных приемных» при прокуратуре.
Получив доказательство репрессии, Ю.Д. Падалко не делает попыток официальной реабилитации, испытывая чувство христианской благодарности к Господу и своему «гонителю» за обретение веры в Христа через «очищение страданиями». Новый Генеральный прокурор РФ Ю.Я. Чайка публично объявляет себя прихожанином Русской Православной церкви, активно жертвует на церковные нужды, на свои средства воздвиг храм. Именно новый Генеральный прокурор РФ инициирует создание при органах прокуратуры системы «общественных приемных».
Фотография Ю.Д. Падалко от 15.02.06 г., сделана в пресс-центре «АиФ» |
Последние полтора года Ю.Д. Падалко активно защищает права москвичей при градостроительных конфликтах с властью, а потому:
стал учредителем некоммерческого партнерства «Товарищество самозащиты прав москвичей», объединившего представителей шести протестных групп, согласившихся с принципом обязательной взаимной помощи;
разработал и популяризирует проект становления в Москве системы органов микротерриториального властного местного самоуправления (земских и церковных общин) на основе общей долевой собственности участников этой системы на землю и иную недвижимость.
Этот проект может стать основой возрождения общинно-сословного, вне партийного, многонационального и многоконфессионального устройства России, гарантировать приоритетную защиту прав россиян русской культуры и православных христиан, а также их достаточное представительство в органах госвласти и самоуправления.