Патриотическое воспитание молодежи является основанием для будущего нашего Отечества
Что посеешь, то и пожнешь. Мало дать образование нашим детям, важно воспитать в них чувство ответственности за свою Родину, за свой дом, за национальные и духовные ценности. Нашей стране нужны не только грамотные юристы, строители, учителя, нам нужны граждане, которые смогут в лихую годину встать с оружием в руках на защиту своего Отечества, как это и было во все века в нашем государстве. И казачество в этом смысле имеет вековой опыт по воспитанию природных воинов, и не просто воинов, а Воинов Христовых. Людей, не просто умеющих воевать, а патриотов своей страны, людей с высокими моральными и нравственными качествами. Поэтому в начале 2000-х годов и зародилась в воронежском казачестве идея использовать опыт наших предков по военно-патриотическому воспитанию молодежи.
Начали с организации первого военно-патриотического клуба в Воронеже при заводе “Рудгормаш”. Дело было в 2001 году. Руководство завода предоставило возможность заниматься в помещении своего клуба, выделяло ежемесячно финансовое содержание на работу клуба. В результате мы набрали первых воспитанников, работало три тренера, закупили туристическое снаряжение и прочую амуницию.
В 2002 году провели первый палаточный спортлагерь на Дону. Всего в лагерь набралось 16 детей. Из взрослых нас было двое: я и знакомый учитель из школы, который был в отпуске. Питались в столовой турбазы, которая находилась в пяти минутах ходьбы. Зарплату нам никто не платил, работали две недели бесплатно. Питание детей было оплачено руководством завода.
В лагере были заведены порядки как у казаков. Дети были распределены по трем подразделениям под названием курени. Они сами выбрали для себя куренных атаманов, атамана лагеря и правление. Все вопросы мы решали на круге, а по вечерам планировали следующий день. Каждый куренной атаман говорил, чем они хотят заняться, его пожелания учитывались в планировании занятий и записывались в план дня, который вывешивался на видное место.
Занятия проводились по технике русского кулачного боя, туристической и альпинистской подготовке, метанию ножей, умению работать с шашкой, нагайкой, бичом, конной подготовке. Каждый курень по очереди дежурил сутки, ночью обеспечивал охрану лагеря и утром сдавал дежурство другому куреню. Мы также готовили дополнительно к питанию в столовой пищу на костре. Варили борщ, кулеш и другие блюда. Нужно сказать, что дети по приезде в лагерь не знали даже, как испечь картошку в костре. Они просто ее кидали в огонь. И нужно было набраться терпения, чтоб показать, как нужно разгрести угли, положить картошку внутрь, присыпать. К концу лагеря они умели варить, жарить, печь. Родители не верили, что их дети это всё делают. И это дети в возрасте 10-12 лет, даже были ребята и младше. На следующий год лагерь уже был в количестве под 50 детей, несколько взрослых, в том числе нас двое казаков и семинарист из Православной семинарии, сам родовой казак, будущий отец Артемий. В заброшенной избушке лесника, отданной нам руководством турбазы, мы организовали молельную комнату, где семинарист Артемий с нами утром и вечером проводил службы. В столовой перед и после приема пищи мы читали молитву. Все это способствовало воцерковлению детей. И даже приезжал ректор семинарии отец Сергий Моздор, и мы крестили казачат в реке Дон. Многие на турбазе не знали об этом мероприятии и потом обижались на нас, что мы не сказали. Оказывается, они тоже хотели покрестить своих детей в Дону.
Можно много рассказывать о наших спортлагерях, но речь сейчас не о них. Дело в том, что слухами земля полнится. Так и у нас. Стали в лагерь привозить детей из других районов области, а потом и из других регионов страны. Так эта идея понравилась, что стали казаки делать такие же лагеря у себя на местах. Возникли спортлагеря в Кашире, Калаче, Хлебородном (Аннинский район), Таловом, Подгорном, Ямном, Борщево, Верхнем Икорце и других точках страны. География с каждым годом расширялась. К 2011 году за летний сезон планировалось провести 13 спортлагерей общей численностью 500 детей. К тому времени уже с администрациями на местах были налажены контакты. Их представители высказывали положительное отношение к нашей деятельности, в чем-то помогали, даже был проведен муниципальный спортлагерь на территории лагеря «ДОН» в количестве 86 детей. И даже обещали выделить на этой территории заброшенные четыре домика, оставшиеся от пионерских лагерей советских времен. Но с этого момента что-то изменилось в настроениях наверху.
На федеральном уровне с каждым разом все больше и больше принимаются инструкций, положений, наставлений о том, как проводить палаточные лагеря, как заниматься военно-патриотическим воспитанием. Но основная цель этих документов не в том, чтобы помочь энтузиастам этого дела, а в том, чтобы задушить движение на корню. Под палаткой должен быть деревянный настил. Место нужно обработать, опрыскать, кто читал, тот знает. Все это нужно, но к этим бы инструкциям да финансирование. А финансирования на это не выделяется. За чей счет тогда это делать?
В результате, начиная с 2011 года, количество проводимых нами лагерей стало сокращаться, и, скорее всего, в 2015 году наши казаки провели последний спортлагерь. Туда приехали представители Роспотребнадзора, посмотрели, похвалили, пообедали и, смахнув крошки со стола, тут же накатали протокол о нарушении правил питания в спортлагере. И выписали штраф 140 000 рублей на фермера, который кормил детей в лагере, привозя пищу со своей столовой. Семь лет кормил фермер детей и было всё нормально, а тут комиссия приехала и сразу всё изменилось.
Один проверяющий спрашивает у другого:
– Сколько директору лагеря выписать штраф?
– Да выпиши ему в размере оклада.
– Так у него нет оклада, он бесплатно работает.
– Ну тогда выпиши 2-3 тысячи и хватит.
Мне одно непонятно, как у этих людей хватает совести не то что штрафы надуманные выписывать, а еще и обсуждать сумму штрафа в присутствии этих же ни в чем не повинных людей. Ведь лагерь открывался на официальном уровне, его принимали местные службы, выделяли средства. Это не какой-то несанкционированный лагерь. Видно, сотрудники с областного Роспотребнадзора ехали в лагерь целенаправленно. То есть казаки-организаторы, не имея работы, тем не менее, в силу своего гражданского долга занимаются круглосуточно две недели с детьми, не получая за это ни копейки денег. Более того, изыскивают средства на проведение данного лагеря, и этих людей еще и наказывают материально. После такого радения о здоровье наших детей кто будет проводить спортлагеря? Получается, лишь тот чудак, который готов не только организовать в нашей стране военно-патриотический спортлагерь и вложить в его организацию свои деньги, но при этом еще и в казну государства отдать 140 тысяч! Так получается?!
Еще один наглядный пример – спортлагерь в Хлебородном Аннинского района. Сначала местная администрация хлопала в ладоши, выделяла финансы, приезжала на открытие и закрытие лагеря, держали речи перед строем. Но на следующий год вдруг как-то забыли включить в бюджет этот лагерь. О чем с сокрушением и поведали организатору, местному фермеру, который к тому же еще и казак. Но он не стал отчаиваться. Ну забыли и забыли, сами проведем без вашей помощи. Фермеров попрошу, поможет, кто чем сможет: кто картошку даст, кто мясо, кто гречку, родители помогут и проведём, не беда. Но через неделю его опять вызвали в администрацию и сказали, что если он будет проводить лагерь, то пусть готовится к проверке Роспотребнадзора, которая обязательно найдет нарушения и обязательно выпишет штраф в 300 тысяч. У вас, спрашивают чиновники, есть лишние 300 тысяч? Нет конечно, отвечает наш казак. Ну кто же после такой беседы будет проводить спортлагерь?
О причинах такого равнодушного поведения в верхах можно только догадываться, но одна из причин (подчеркну, лишь одна из причин) в следующем. После проведения первого спортлагеря в Хлебородном, на следующий летний сезон, дети стали выстраиваться в очередь. В муниципальные лагеря ездило все меньше и меньше ребятишек. А бюджетное финансирование в муниципальных лагерях не осваивается. Следовательно, на следующий год получат меньше денег. А этого чиновники не могут допустить. Кто виноват? Казаки. Это они делают лагеря, в которые дети с удовольствием едут. Значит, эти лагеря нужно закрыть, что и было сделано.
С 2002 по 2011 год воронежскими казаками была создана сеть летних спортлагерей по всей территории Воронежской области. Мы написали единую программу проведения таких спортлагерей, начали проводить собственные семинары для обучения и обмена опытом. На эти семинары приезжали не только представители местного казачества, но и патриоты из других регионов страны: Белгородской, Липецкой, Владимирской, Курской, Свердловской областей, регионов Северного Кавказа. Мы стали проводить курсы повышения квалификации при педагогическом институте. На 10 дней приезжали казаки, жили в клубе и преподавали для сотрудников пединститута и физкультурного института в течение 72 часов, а по окончании выдавали диплом о повышении квалификации. С таким дипломом можно было заниматься с детьми и даже работать учителем физкультуры в школе. Наладили отношения с системой дополнительного образования. По совместительству работали в этой системе, что позволяло работать в школах. Получили опыт работы с детьми, научились вести документацию, научились составлять программы. Составили образовательную программу по казачьему военно-патриотическому воспитанию «АТАМАНЕЦ». В ней семь подпрограмм:
1. Основы христианской культуры.
2. История и традиции казачества. Традиционное оружие казаков.
3. Казачий танцевальный и песенный фольклор.
4. Строевая подготовка.
5. Стрельба из пневматической винтовки и метание гранаты.
6. Русский кулачный бой и рукопашный бой казаков.
7. Горный и пеший туризм.
8. Конная подготовка и джигитовка.
9. Русская лапта.
Но эту программу так и не утвердили. Постоянно вносились изменения в требования к составлению программы. Причем все изменения не относятся к сути, сама тематика и почасовка не меняются. Меняются только сочетания слов в пояснительной записке. Вместо того, чтоб больше времени уделять детям, занимаешься переписыванием поясниловок.
В 2010 году в честь 65-летия Победы нашего народа над фашисткой Германией казаки провели конный поход по местам боев. Одна колонна стартовала с Острогожска, другая – с Таловой. Встретились в Костенках, откуда совместно и продолжили поход, закончившийся митингом у памятника на Чижовском плацдарме в Воронеже. Событие, с точки зрения военно-патриотического воспитания на мой взгляд уникальное, так как в походе очень много было ребят школьного возраста со всей области.
И мы со своими воспитанниками были участниками похода, который шёл от Острогожска. За день казаки верхом проходили 3-4 села. В каждом селе нас встречали местные жители, наверное, в полном составе. Встречали в национальных костюмах с хлебом-солью, организовывали концерты, митинги около памятников, школьники читали стихи, учителя рассказывали о боях и истории края. В каждой школе есть свой музей, в котором обязательно проводили для наших детей экскурсии. Нас всегда угощали и очень тепло принимали. Мы в свою очередь рассказывали о себе, о работе с молодежью, рассказывали о казаках, для молодежи демонстрировали владение холодным оружием, показывали джигитовку на конях.
Наша молодежь и местные школьники получали очень много полезной информации, общались друг с другом. Преподаватели в школах нас подолгу не отпускали и спрашивали, как организовать подобные военно-патриотические клубы. Насколько я знаю, один такой клуб был создан и взял за основу нашу программу.
Показательно отношение местного населения к нашему мероприятию. Во время похода мы решили не заходить в одно из сел по пути маршрута по причине отсутствия времени. Мы выбивались из графика, да и дети взмолились – они устали от общения. Но нас догнал председатель сельского поселения, пристыдил – люди собрались, концерт готовили, угощение, а вы с нами так поступили. Пришлось возвращаться.
Спали мы в своих спальниках на полу в спортзале школы, подложив туристические коврики. Ели то, что нам приготовят в местной сельской столовой. Сами готовили на костре себе питание. В общем, вели походную жизнь. Дети, кто не умел ездить верхом, ехали в машинах, в обозе. На лошадях учились ездить на биваке, под присмотром взрослых.
Но после окончания похода в системе дополнительного образования был переполох. Меня вызвали на ковер и отругали. У нас даже секция по туризму не выходит с ночевками в палатках, а вы тут детей в конный поход взяли. Но детей я брал с разрешения родителей, и конный поход не имеет отношения к дополнительному образованию. Но эти аргументы для них не оказались существенными.
Итак, что мы имеем на сегодня. Чтобы вывести детей на экскурсию в другой город, нужна машина ГИБДД сопровождения, автобус должен быть оборудован ремнями безопасности, табличка спереди и сзади автобуса «Осторожно дети», медицинский сотрудник круглосуточно, на 10 человек два взрослых педагога с педагогическим образованием, водитель автобуса должен иметь лицензию на право перевозки детей. Питание должно быть только в согласованных предварительно пунктах общепита. То есть туда нужно приехать, взять у них документы и согласовать со своей структурой Роспотребнадзора. То же самое и с местами забора воды для питья. Более того, от каждого родителя пакет документов, чуть ли не заверенных нотариусом.
Для проведения палаточного спортлагеря единых требований нет. Пытались через Департамент образования, науки и молодежной политики Воронежской области выяснить требования от Роспотребнадзора для проведения спортлагерей, но ничего не получилось. То есть при проверке можно найти недочёты в организации лагеря всегда. Ну если есть желание поддержать развитие таких спортлагерей, тогда пропишите единые условия и требуйте! Но этого не делают. Вывод напрашивается сам собой: такие палаточные спортлагеря не нужны.
В 2011 году Департамент образования, науки и молодежной политики Воронежской области приступил к разработке пятилетней программы «Допризывная подготовка молодежи». Казаки приняли участие в этой работе и предложили включить в программу создание Центра допризывной подготовки как юридического лица. Мы договорились с руководством Департамента, что по этой программе мы будем финансировать десять военно-патриотических казачьих клубов на территории Воронежа и Воронежской области. Пока составляли программу, никто из сотрудников военкомата и ДОСААФ не хотел принимать участие. Но когда в первый же год было выделено 9 миллионов рублей, они забегали и начали активно доказывать, что деньги осваивать смогут только они. Но и нам ничего не предоставили. На вопрос, а как же наши договоренности по десяти клубам в области, ответили, что деньги уже все потратили. По Центру допризывной подготовки работать нам тоже отказали, на десять штатных единиц взяли только своих людей.
Я преподавал в одной из Воронежских школ в свободное от работы время, сначала как педагог муниципального образовательного учреждения дополнительного образования детей «Центр развития творчества детей и юношества», потом как педагог дополнительного образования школы в течении 4 лет. У меня было три группы по 20 человек. Возраст – 5-6 классы. Тренировки проходили три раза в неделю по два академических часа, по воскресеньям мы с ребятами ходили в храм на службу и после этого занятия в воскресной школе. Потом пили чай и назад в школьный спортзал на тренировку. С 9 утра и до 15 часов дня. При таком режиме работы в школе я получал зарплату 500 рублей. Но старого директора отправили на пенсию, а новая директриса предложила работать бесплатно, а то я им статистику портил по среднему уровню зарплаты. Я согласился работать бесплатно. Но новый директор не захотел продлить контракт… Нужно сказать об условиях проведения тренировок. Это школьный коридор, в котором по бетону постелен линолеум. В лучшем случае давали возможность заниматься в актовом зале, но и это место отобрали. О спортзале речи не может и быть. Там Олимпийские виды спорта занимаются, там ДЮСШ по футболу, по волейболу. У меня 30-40 человек детей в коридоре занимаются, а в это время в спортзале с одним пятилетним ребенком проводят тренировку по большому теннису.
На сегодняшний день, чтоб организовать занятия по военно-патриотическому воспитанию в школе, нужно иметь высшее педагогическое или физкультурное образование. Если раньше военную подготовку мог вести любой офицер в отставке, то сегодня этого не достаточно. Офицеры от этой работы отстранены. Энтузиасты своего дела, которые серьезно занимаются такими видами спорта, как альпинизм, туризм, национальные виды единоборств, тоже отстранены от процесса образования. Учиться в пединституте и платить за год обучения порядка 60 тысяч рублей, чтоб потом работать за 500 рублей в месяц по совместительству, никто не пойдет. А профессиональным педагогом с прожиточным минимумом мужчину туда калачом не заманишь. Ну и как наладить военно-патриотическое воспитание, если основной состав учителей в школах – женщины?
Но это возраст школьников, которым нет 18 лет. Мы попробовали переключиться на молодежь старше 18 лет, студентов. В одном из институтов договорились, идею поддержали, согласовали с ректором. Но опять же, спортзалы заняты, тренироваться негде. Нашли в общаге закуток с рваным линолеумом на полу, да и тому рады. На первое занятие пришло около 40 студентов. Начались тренировки, интерес у молодежи огромный. Через месяц позвонили из областной администрации и спросили : “Где вы сейчас проводите занятия с молодежью?” Ответил: “Если скажу, так вы же нас прикроете”. “Да нет, ну зачем же так плохо о нас думать”. Сказал. Нас разогнали через неделю после этого разговора.
Все, что мы хотели сделать, – воспитать нормальных граждан нашей страны, чтоб они не косили от армии, а считали за честь служить России. Чтоб физически были сильными и смелыми, чтобы нравственность и мораль у них были превыше наживы. Чтобы наши дети, как их отцы и деды, могли сходить в поход, научиться ездить верхом, испечь ночью картошку у костра. Зачем лишать современную молодежь такого удовольствия. Или лучше, чтоб они сутками сидели за компьютерами?
Иногда говорят, что нужно развивать Олимпийские виды спорта, а вы тут занимаетесь ерундой какой-то. А занятия русским кулачным боем, к примеру, стенка на стенку, чем хуже? В Воронеже стенка на стенку практикуется нами с 1989 года. На всех праздниках казаков это является традицией. Такой же традицией, которая была у нашего народа. То есть традиции нашего народа – это ерунда, а Олимпийские виды спорта – не ерунда. А кто должен судить, кому чем заниматься? Дети сами решают, что им интереснее. Тем более в сельской местности, где может и не быть условий для занятий Олимпийскими видами спорта.
Да, мы не профессиональные педагоги, но мы смогли заинтересовать детей, а это самый главный показатель в нашей работе. По логике, нашему движению нужно помогать, а его прикрыли. Об аналогичной проблеме я часто слышу от казаков из других регионов. Значит, тенденция общая для всей России. Эту проблему нужно решать на федеральном уровне, на уровне федеральных законов. На местах мы уже испробовали все возможные варианты, плачевный результат я уже упоминал. Из 13 спортлагерей, работавших в 2011 году в Воронежской области, созданных на одном энтузиазме казаками, в 2015-м закрыли последний спортлагерь.
Сергей Витальевич Шалимов, казак, Воронежская область
Фотографии предоставлены автором статьи