Всякий растущий общественный организм переживает критические точки своего исторического взросления
Для России новейшего времени такими критическими этапами стали потрясения 1917 и 1941 годов рождения и возмужания Советского государства, его политического крушения в 1991 году и нравственно-правой мутации новой власти в кризисе 1993 года. Последним выбросом критической энергии в развитии Русского мира стала в 2014 году киевская «Революция достоинства», обозначившая распад русского этно-культурного сообщества на российскую «православную общину» и прозападную «укролиберальную общность». Этот нравственный распад, фактически, лишил «Русский мир» будущего, обозначил явные «перспективы» его скорой гибели, поставил на историческую повестку дня вопрос «быть или не быть Русскому миру». И сегодня все русские люди и граждане России все еще живут в безумной атмосфере 2014 года, не зная точно, где они находятся, в каком Мире действуют — в своем или уже загробном, в какой реальности ныне существуют — в «русской» или же «нерусской»? Для прояснения ситуации бывает полезным обратиться к своему недавнему прошлому и сравнить намечаемые нами «разумные планы» с действительным ходом текущих дел.
Воспоминание первое
Трагедия Русского мира: что день грядущий нам готовит? (Русский мир. Украина: 28-12-2014)
«Кто любит Россию, тот должен желать для неё свободы;
прежде всего свободы для самой России, её международной
независимости и самостоятельности; свободы для России –
как единства русской и всех других национальных культур;
и наконец – свободы для русских людей, свободы для всех нас:
свободы веры, искания правды, творчества, труда и собственности».
Иван Ильин
Наше ближайшее будущее рождается из недр недавнего прошлого. Поэтому для продуктивного понимания своего «завтра» следует уяснить жизненный смысл вчерашнего дня. По-разному оценивают мои соотечественники практический опыт уходящего 2014 года. Официальные оптимисты из когорты представителей кремлевской власти называют его годом олимпийского триумфа страны в Сочи. Более реалистичные натуры, знакомые с состоянием дел в российской экономике, характеризуют его как год обвала российского рубля. А глубокие пессимисты определяют его место в истории постсоветской России как год трагедии Русского мира на Украине, напомнившей россиянам о возможности гибельного конца в случае нашего повального безумия: к таким философствующим пессимистам я отношу и самого себя.
Мой пессимизм в оценке уходящего года возник еще в начальные месяцы его рождения под влиянием трагических событий на Киевском майдане. «Наступивший 2014 год, – говорил я за неделю до февральского переворота, – обещает быть переломным этапом в исторической судьбе русского мира, столь же весомым по социальным последствиям, каким оказался год 1914» (Гореликов Л.А. Киевский майдан и судьба России // Русский мир. Украина. 16.02.2014. – URL: russmir.info). К сожалению, многие соотечественники, общественные деятели и даже кремлевские штурманы исторического курса российского державного судна отнеслись к тем событиям без должной озабоченности, не воспринимая в полном объеме их губительный смыл, как будто пережитые Россией в прошлом трагедии страхуют ее от еще более тяжких бедствий в настоящем и будущем. Характерной иллюстрацией к реакции ученой российской публики на мои размышления об исторической судьбе России стало лаконичное заключение известного литератора С.А. Сокурова от 17.02.2014 на сайте «Русский мир. Украина»: «Уважаемый автор, не опровергая Ваши умности и красивости, я могу по памяти, не заглядывая в справочники, назвать по меньшей мере дюжину периодов в 1150-летней истории нашей страны, когда отвлекались “российские граждане от мыслей о трагической российской действительности и предчувствии своей скорой гибели”. Например, исполнением в вымирающем Ленинграде симфонии Шостаковича… Ваше личное “предчувствие” – 13-е».
И все же я вновь рискну высказать очередное предположение о ближайших перспективах российского будущего: уж слишком очевидным оно выглядит на фоне нарастающего вала катастрофических событий. Как известно, президент РФ В.В. Путин в последнем общении с прессой признал, что кризис для страны продлится не более двух лет, то есть захватит 2015 и 2016 годы и «разрешится» лишь в 2017 году. Такой ритм исторических событий служит серьезным поводом для новых нехороших предчувствий и аналогий – тем более, что ситуация в 2014 году приобрела резко конфронтационный, вполне очевидный характер военного противостояния РФ со всем западным военно-политическим блоком, к которому отчаянно стремится подсоединиться и «незалежная», не вполне «братская» Украина. Как известно, Куба отстояла свой суверенитет в 50-летней борьбе с гегемонизмом США: надеюсь, что и мы выдержим новый крестовый поход Запада на Восток, доказав этим свое право на нравственное лидерство в современном мире. Но для претворения нашей надежды в действительность жизненно необходимо духовно-нравственное возрождение российского народа, неотложное и справедливое перераспределение материальных ресурсов страны, подкрепленное интеллектуальными достижениями российской науки и техники.
Общий итог 2014 года я бы охарактеризовал как самоуничтожение суверенитета украинского государства и острейший кризис (пока еще, к счастью, не крах) нравственного единства русского мира. К сожалению, наша украинская трагедия не является какой-то случайностью, а представляет собой печальную закономерность в исторической динамике Русского мира, для преодоления которой необходима полная концентрация жизненных сил российского государства, единение духовных и интеллектуальных потенциалов российского общества и прежде всего русского народа. Общая логика исторической судьбы российского государства разворачивается как циклический по своей природе процесс, включающей две основные стадии – первоначального подъема и последующего низвержения к исходному состоянию в ходе революционных переворотов ХХ–XXI веков. «Эта динамика в концентрированном виде представлена логикой революционных событий новейшей истории Русского мира – Петроградской революции 1917 года, Московской революции 1991 года и, наконец, Киевской революции 2014 года. Зафиксировав в сознании эту историческую триаду – Петроград, Москва, Киев, мы сразу же узнаем в ней перевернутую ось исторического возвышения русского общества в пространстве мировой культуры, представленную смещением политического центра русской жизни с юга на север. Первоначалом был Киев, откуда пошла Русская земля; затем возвысилась Москва, где Русь обрела всемирное православное достоинство; и, наконец, Петербург, который утвердил русскую волю в пространстве всемирной истории цивилизованных народов. Таким образом, мы обнаруживаем, что историческая динамика Русского мира носит циклический характер и реализуется на двух этапах – роста и увядания, укрепления и разложения социального единства. Поэтому Киевская революция – это не случайность, не отклонение от исторической закономерности в развитии Русского мира, а его конечное завершение, выражающее фатальный итог всего исторического цикла» (Л.А. Гореликов, Нравственный кризис русского мира и пути выхода из него в глобальной проекции исторического процесса // «Академия Тринитаризма», М., Эл № 77-6567, публ.19703, 29.10.2014).
Сегодня уже крайне проблематично говорить о реальности Русского мира как одухотворенного пространства совместной жизни трех братских восточнославянских народов – малороссов-украинцев, великороссов и белорусов. Значительная часть малороссийских братьев отвергает русские корни и ссылается на древних западнославянских укров как этническую основу своей культурной идентичности, предпочитая быть укрычанцами, а не малороссами. История вновь проверяет русский народ на духовную сплоченность и констатирует наименьшую степень нравственной устойчивости в настроениях малороссов-украинцев, подтверждая этим бытовую очевидность слова «Украина» как обозначения «окраины», нравственной периферии Русского мира. Исповедуя реализм в оценке окружающей действительности, мы должны признать, что 2014 год выявил в Русском мире как особой социокультурной целостности глубокий нравственно-психологический и социально-политический изъян, приведший Украину к разрыву братских уз с двумя другими восточнославянскими народами: сегодня лишь Крым, Донецк и Луганск остались верными идее восточнославянского братства. И по мере укрепления в Киеве русофобских настроений агрессивность прозападных «укрычанских» сил будет нарастать.
Ныне военно-политические силы Западного альянса, о присоединении к которым мечтает новая, «майданутая» Украина, непосредственно уже вторглись на территорию Русского мира, угрожая, фактически, центральным регионам как Белоруссии, так и Российской Федерации. И в нашем сознании невольно возникает вопрос: насколько прочным является духовно-нравственное единство белорусского и российского народов? Нравственная надежность, верность восточнославянскому братству навечно запечатлена самим именем белорусского народа как «чисто русского» по духовному складу и подтверждена самоотверженным массовым героизмом белорусов в годы Великой Отечественной войны. Гораздо бóльшие сомнения в способности противостоять военной агрессии Запада вызывает психологическое состояние российского общества, жизненный опыт которого знает не только героизм и мужество защитников Москвы и Ленинграда, Сталинграда и Курска в годы Великой Отечественной войны, но также московский позор 1991 года и предательство армии в 1993 году. Поэтому первейшей заботой кремлевского руководства РФ должно стать укрепление духовно-нравственного союза российских народов – и прежде всего идейная и организационная консолидация великорусского народа, составляющего по численности около 80% от всей массы населения страны.
К сожалению, сегодня уровень этой консолидации явно недостаточен для надежного противостояния агрессивной политике Западного военно-политического блока. Действительно, о каком моральном единстве можно говорить при таких гигантских разрывах в оплате «выдающихся заслуг» наших общероссийских законодателей (более 400 тысяч рублей), 40-кратно превышающих по своей интеллектуальной ценности трудовой вклад в образовательный процесс новых поколений россиян обычного профессора-пенсионера, простого доктора наук (9-10 тысяч рублей)? К тому же административная структура современной России явно страдает пережитками русофобских настроений, идущих от советских времен, когда пролетарское государство, опасаясь духовно-нравственного и организационного единения русского народа, не позволяло ему претендовать на создание в рамках советской федеративной системы правового устройства Русской национально-государственной автономии. Поэтому первым шагом кремлевского руководства страны в деле укрепления духовно-нравственного единства российского социума должно стать образование Русской национально-государственной автономии в составе РФ. Без такой правовой легитимации, законодательного укрепления жизненного ресурса русских масс их солидарность и стойкость при защите общероссийского суверенитета от внешней агрессии может стать для правительства РФ таким же роковым откровением, каким оказалось выступление киевлян против властных полномочий президента Украины В.Ф. Януковича.
В контексте трагического опыта современной Украины призываю всех патриотов России и прежде всего деятелей науки и культуры, ветеранов труда и вооруженных сил страны обратиться к Президенту РФ Путину В.В. с предложением о создании на основе областей традиционного проживания русских народных масс Русской национально-государственной автономии. Без такой разумной концентрации волевых усилий русского народа в государственное единство практического дела Российская Федерация не сможет устоять в столкновении с объединенной мощью Западной цивилизации.
Для детальной проработки проекта образования Русской национально-государственной автономии в составе РФ следует, прежде всего, провести широкое обсуждение данного вопроса в средствах массовой информации и на заседаниях РАН, в Совете Федерации и Государственной Думе, чтобы потом не пенять задним числом на «случайность» в обострении межнациональных проблем. Поэтому я призываю всех патриотически мыслящих исследователей выступить инициаторами широкого обсуждения «русской проблемы» в российских СМИ, чтобы хотя бы уяснить позитивные и негативные стороны намечаемого проекта, его риски и возможные последствия. От правильного понимания русского вопроса в современной России зависит наше ближайшее будущее. Давайте, по крайней мере, вполне осознанно подходить к построению российского будущего – надо привести в соответствие правовой статус русских с традиционно отводимой им ролью государствообразующего народа. К такому судьбоносному акту в жизни постсоветской России призывает нас Соборное слово XVIII Всемирного русского народного собора, убеждающего руководство Российской Федерации признать «полезным нормативное закрепление статуса русского народа как государствообразующего, памятуя, что вокруг него сформировалась вся семья народов России». Поэтому наступивший год я бы определил как Год Русского национального возрождения: если оно не состоится уже сегодня, то завтра исчезнет и российское государство.
Лев Гореликов, доктор философских наук