Анализ социально – экономической и общественно – политической ситуации в регионах Приволжского федерального округа

  • Post category:Статьи

Нижний Новгород

июнь, 2007
Регион: Республика Марий Эл



Республика Марий Эл характеризуется как экономически отсталый и социально депрессивный регион с ярко выраженным авторитарным стилем управления. Руководство республики, манипулируя узким набором социально-экономических показателей, пытается представить регион в выгодном ракурсе для федеральных властей. Заявления о якобы небывалых социально-экономических показателях и высоком инвестиционном росте региона, на самом деле несостоятельны. В качестве доказательства приводится индекс инвестиций в основной капитал (в% к 2005 г.), который составил в республике 119, 8%. Руководство республики заявило, что по росту инвестиций Марий Эл обогнала не только ведущие регионы ПФО (Татарстан – 99,2%), но даже Москву (109,4%). Тогда как реальных инвестиций в Москве в 55 раз выше, чем в Марий Эл, а в Татарстане – в 15 раз. Республика Марий Эл по абсолютным показателям роста инвестиций реально в течение последних лет занимает последнее место в ПФО.

Даже небольшой рост инвестиций в основной капитал в республике связан в первую очередь с масштабными застройками, затеянными руководством региона. В республике уже построено два ледовых дворца, строится несколько огромных плавательных комплексов. Местные чиновники хвастаются тем, что даже в Сочи будет меньше ледовых дворцов и бассейнов. Для Йошкар-Олы, с населением чуть более 200 тыс. человек, столько спортивных сооружений явно избыточно. Населению, с таким низким уровнем жизни, как в Марий Эл, не до посещений спортивных сооружений (свыше 63% населения РМЭ имеют доходы ниже 4 тыс. руб. и им не по карману билеты даже за 100 руб.). Возникает вопрос – за счёт каких средств будут содержать эти сооружения? Денег из бюджета на дотацию спорткомплексов не будет при любом раскладе, т.к. бюджет на 2007 год является дефицитным (свыше 700 млн. руб.), а государственный долг составит 1 млрд. 827 млн. 637 тыс. руб. Раздаются голоса, что «в случае чего продадим частным лицам». А для чего тогда вообще всё это затеяно?

Не лучше дела обстоят и с иностранными инвестициями, о которых постоянно заявляет правительство Марий Эл. Республика занимает одно из последних мест по уровню привлечения иностранных инвестиций не только в ПФО, но и в целом по РФ. Уровень иностранных инвестиций в Марий Эл в 1145 раз ниже, чем, например, в Самарской области.

Привлекательность региона (инвестиционный климат) значительно ухудшился с 2001 года. Если в 2001 году Марий Эл входила в регионы с незначительным потенциалом – умеренным риском, то с 2004 года РМЭ входит в регионы с высоким риском – незначительным потенциалом. Инвестиционный климат хуже, чем в Марий Эл только у Чечни и Ингушетии. Ежегодно происходит ухудшение инвестиционного ранга РМЭ. Если в 2000 году республика находилась на 60 месте, то в 2006 году опустилась до 68 места. Причём ухудшаются все показатели (ранги) инвестиционной деятельности. По отдельным, наиболее важным (политический, экономический, социальный, финансовый) инвестиционным показателям республика находится на критическом уровне.

Экономический потенциал – с 69 места в 2000 году республика опустилась до 75 места в 2006 году. С 2000 года происходит деградация промышленности региона, что связано с захлестнувшей волной банкротств предприятий. В частности, за первые четыре года правления Леонида Маркелова было обанкрочено 1587 предприятий, т.е. почти по 400 предприятий в год. В 2006 году было завершено 188 дел о банкротстве и в отношении 134 предприятий начата процедура банкротства. Подобная политика наносит ущерб не только региону, но и России в целом. Ярким примером является банкротство стратегического предприятия РФ ОАО «Биомашприбор».

Много в Марий Эл заявляется о сфере строительства, преподнося её в качестве «экономического бума». Реальная ситуация далека от заверений марийских чиновников. РМЭ находится на предпоследнем месте в ПФО по уровню строительства жилых домов. Всего за 2006 год было построено 228, 3 тыс. кв. метров. Из общего объёма построенного – введено индивидуальными застройщиками 141, 8 тыс. кв. метров. Остальная часть (86,5 тыс. кв.м) построена предприятиями организациями внебюджетной сферы для своих работников за счёт чистой прибыли, и по жилищным сертификатам для военнослужащих. В 2004 году был введён в действие, так называемый социальный дом в городе Йошкар-Оле на 48 квартир, а 2006 году – также лишь один дом. А, например, по данным аналитического журнала «Эксперт-Волга», в бюджете Татарстана заложены деньги на строительство целого социального района.

Ещё хуже обстоит дело в сельском хозяйстве. Происходит сокращение земли, используемой для сельскохозяйственного производства. За 6 лет (с 2000 г. по 2006 г.) сельскохозяйственные земли сократились на 45 тыс. га., сельхозугодия сократились на 29,6 тыс. га, пашня – на 123, 7 тыс. га. Посевная площадь зерновых культур сократилась на 16%. За этот же срок сократилось количество тракторов на 41%, зерноуборочных комбайнов – на 38,5%, кормоуборочных комбайнов – на 28%, картофелеуборочных комбайнов – на 63,6%. Энергетические мощности в сельском хозяйстве с 2000 года уменьшились на 49,4%. С 2002 года количество вносимых минеральных удобрений сократилось на 51,8%. По сравнению с 2000 годом в 2006 году сократилось поголовье крупного рогатого скота на 59,2%, свиней – на 21,9%, овец и коз – на 13,3%. Более 40% организаций, связанных с сельским хозяйством в РМЭ, являются убыточными.

По социальному потенциалу (рангу), характеризующего уровень социальной напряжённости, ситуация постоянно ухудшается. Марий Эл опустилась с 69 места в 2000 году до 77 места в 2006 году. В целом по России Марий Эл входит в «двадцатку» самых дотационных регионов России. В 2006 году дотации из федерального центра составили 49,6% бюджета республики. РМЭ занимает первое место в ПФО по степени дотационости бюджета.

Численность малоимущего населения (т.е. имеющих доходы ниже 2 тыс. руб.) в регионе за 2006 год составила 219,6 тыс. чел., или 30% от общей численности населения. Численность населения, имеющего доходы ниже среднедушевого дохода (т.е. ниже 4769,4 руб.) в целом по республике за 2006 год, составила 63,1% или 448,9 тыс. чел. В тоже время, за 2006 год количество легальных миллионеров выросло в 12 раз. В число этих миллионеров вошли многие чиновники и региональные депутаты (практически все депутаты Госсобрания РМЭ).

Об ухудшении социального положения свидетельствуют демографические показатели. В целом по республике превышение числа умерших над числом родившихся составило 1,6 раз. Число умерших по сравнению по сравнению с 2000 годом увеличилось на 110%. Естественная убыль населения по сравнению с 2000 годом увеличилась на 134,2%. На селе превышение числа умерших над числом родившихся составило 1,94 раза (именно в селе сосредоточена основная масса коренных жителей – мари). Число умерших по сравнению с 2000 годом увеличилось на 112,7%. Из-за постоянного ухудшения социально-экономического положения в Марий Эл происходит сокращение продолжительности жизни населения ( с 2000 года: мужчины – на 1,7 года; женщины – на 0,5 года; всё население – на 1,2 года). РМЭ занимает одно из первых мест в РФ по числу самоубийств. Потребление алкоголя на душу населения по сравнению с 2000 годом увеличилось в 1,5 раза (водки – увеличилось на 141,1%, вина – на 304,4%, пива – на 129%).

Здравоохранение находится в ужасном состоянии. Одна из приоритетных задач национального проекта повышения уровня рождаемости и предотвращения смертности детей в раннем возрасте не выполняется. В 2006 году по сравнению с 2005 годом число умерших детей в возрасте до 1 года увеличилось на 15 человек, показатель детской смертности увеличился на 23,4%. Но здесь нет вины врачей. Виноваты в этом чиновники. Как можно повышать рождаемость в республике, если не только в деревнях, а даже в городе закрываются фельдшерские пункты и родильные дома? Например, в городе Звенигово с населением свыше 20 тыс. чел., который является административным центром района, закрыли единственный роддом, который принимал роженец со всего района (с населением около 50 тыс. чел.). И теперь чтобы родить нужно ехать за 100 километров в город Йошкар-Олу или в соседний район.

По сравнению с 2000 годом число больничных учреждений в республике сократилось на 16,7%, число больничных коек – на 6%, численность врачей – на 6%.

В Марий Эл зафиксированы далеко не единичные случаи заболевания дифтерией с летальными исходами. Это заболевание именуется «социальным», т.е. когда не соблюдаются элементарные санитарно-гигиенические нормы, плохое питание, не организован быт, низкий уровень жизни населения. Отмечен случай, когда даже заместителю главы правительства республики в одной из лучших больниц умудрились занести стафилококк.

Не лучше дела обстоят и в сфере образования. Как можно выполнять нацпроект «Образование», если в Марий Эл в массовом порядке закрываются не только школы, но и детские сады? По сравнению с 2000 годом число дошкольных учреждений сократилось на 15, 8%. На 100 мест в дошкольном учреждении сегодня претендуют свыше 110 человек. С 2000 по 2006 год число общеобразовательных учреждений сократилось на 19,3%, в сельской местности – на 23,9%, численность учителей сократилась на 20%. Из системы образования в Марий Эл сделали семейный бизнес, когда происходит явное злоупотребление служебным положением на уровне министерства образования.

Политический потенциал (ранг). Марий Эл по данному рангу опустилась с 35 места в 2000 году до 79 места в 2006 году. Руководитель последний раз упоминался в рейтинге губернаторов России (составлен на основе индекса развития человеческого потенциала, по данным Доклада о развитии человека) в 2003 году. Президент РМЭ занимал 69 место из 79. По данным рейтингов российских губернаторов, составляемых информационным агентством «ИА Reqnum» в 2006 году президент РМЭ Леонид Маркелов вообще не упоминался в качестве политика, имеющего хоть какое-то влияние даже в ПФО. Руководство республики, не имея никакого авторитета в регионе, первоначально переложило вину за развал экономики республики на своих соратников. Примером является судьба бывшего мэра города Волжска Свистунова и бывшего помощника Л.И.Маркелова Винокурова, получивших длительные тюремные сроки.

Затем началось преследование политических и общественных деятелей, имеющих иной взгляд, чем руководство республики. Следствием такой политики руководства республики стало ограничение в значительной степени свободы слова и количества средств массовой информации. По данным Фонда защиты гласности в Марий Эл отказывают печатать любые материалы, критикующие политику главы региона. Международная Хельсинская Федерация по правам человека отмечает, что в регионе идёт преследование журналистов, критикующих официальный курс региональных властей. Происходит систематическое избиение журналистов. Жертвами за последнее время стали: Виталий Игитов – независимый журналист (июль 2004), Елена Рогачёва – корреспондент радио «Свободная Европа» (январь 2005), Владимир Козлов – главный редактор газеты «Kudo+Kodo», Галина Козлова – корреспондент этой же газеты, в марте 2002 года подвергся нападению главный редактор газеты «Добрые соседи» Владимир Мальцев, в 2001 году был убит заместитель главного редактора этой же газеты Александр Бабайкин, систематически подвергаются угрозам и запугиванию другие журналисты республики.

По данным Центра журналистики в экстремальных ситуациях (ЦЖЭК) в Марий Эл систематически происходит ограничение доступа к Интернет ресурсам, содержащим информацию критического характера в отношении политики руководства региона.

О нарушениях и притеснениях СМИ в Марий Эл высказывались и члены Общественной палаты РФ. Известный журналист Николай Сванидзе подверг критике ситуацию со свободой слова в РМЭ. Руководство республики не реагирует на критику в свой адрес, и подобная позиция наносит существенный вред международному престижу России.

Особо следует отметить обострение межнациональной ситуации в Марий Эл. Руководство республики, не имея понятия как управлять многонациональной республикой, довело ситуацию в сфере межнациональных отношений до международного скандала. Итогом такой деятельности являются две резолюции Европейского парламента (2005, 2007 годы), поднятие вопроса о ситуации в Марий Эл на переговорах Путина и президента Финляндии Тарле Ханонен, постоянные критические публикации в ведущих европейских («Helsinq Sanomat») и американских («Washinqton Post») СМИ.

Финансовый потенциал (ранг). РМЭ с 68 места в 2000 году опустилось до 76 места в 2006 году. Республика является банкротом. Если в 2000 году дефицит бюджета составлял 36,2 млн. руб., то на 2007 год дефицит бюджета запланирован в сумме 699,5 млн. руб. По сравнению с 2000 годом дефицит бюджета Марий Эл в 2007 году увеличился на 1932%. Безвозмездная финансовая помощь со стороны федерального центра за 7 лет увеличилась на 606%. По прогнозам в 2007 году почти 60% бюджета РМЭ будут составлять дотации и субсидии из Москвы. Ещё хуже обстоит дело с государственным долгом РМЭ. В 2007 году он составит 1 млрд. 827 млн. 637 тыс. руб.

Следует отметить интересный факт. Оказывается, что деньги, направляемые на все спортивные стройки республики (это более 100 млн. руб.) в 2007 году, хватило бы, например, программе «жильё для молодой семьи» на целых 50 лет. Не удивительно, что денег на проекты (реально необходимые региону) почти не осталось. Например, на программу «социальное развитие села 2004 – 2010» будет направлено всего 2,5 млн. руб. Так деньги, направленные на реконструкцию городского стадиона в городе Йошкар-Ола (48 млн. 900 тыс. руб.) лишь в 2007 г., хватило бы программе «социальное развитие села» на 20 лет.

Общественно-политический потенциал. Характеризуется крайне низкой активностью населения и его участием в общественно-политической жизни региона, что используется деструктивными силами в корыстных интересах. На явно неприкрытую дезинформацию населения через подвластные СМИ реакции не проявляется, хотя народ, судя по опросам, давно уже понимает, что их целенаправленно вводят в заблуждение.

Руководство республики пытается связать свою деятельность с «Единой Россией», что ещё значительнее отталкивает эту партию от масс. Партия «Справедливая Россия» в регионе не представляет активной политической силы и не способна (да и незачем, судя по настроению) составить конкуренцию «Единой России». КПРФ не дееспособна, занимается разборками между собой. ЛДПР, как бывшая партия действующего президента РМЭ, Подавляющий процент населения республики в основном занят вопросом выживания и зарабатывания средств на существование, и при малейшей возможности стараются покинуть регион. Такая ситуация позволила в 2005 году поставить вопрос в странах Европы о возможности оказания помощи марийскому населению в организованном переселении за рубеж с целью сохранения нации.

Общественных организаций в регионе насчитывается более 300, но они полностью разрознены и пассивны. Попытки объединения организаций наталкиваются на отказ в их регистрации. Наибольшую активность проявляет межрегиональная национальная общественная организация «Марий Ушем», к которой проявляется значительное внимание со стороны зарубежных СМИ и международных правозащитных организаций. Попытки местных властей выставить «Марий Ушем» в качестве экстремистской и организовать уголовное преследование национальных лидеров, а также по странным стечением обстоятельств – физическое насилие силами ОПГ, приносят лишь ещё большую популярность этой организации, которую, безусловно, поддерживает подавляющее большинство марийского населения (большая часть марийского населения проживает в сельской местности региона, где уровень жизни значительно ниже городского). В результате такой политики местных властей, обозначилось противостояние властей с марийским населением, т.е. титульной нацией. В результате страны Евросоюза (Венгрия, Эстония, Финляндия, как государства угро-финских народов, к которым относятся и сами марийцы) систематически выступают в Европе с инициативой принятия различных санкций против России. Москва странно реагирует на эту ситуацию. Так, например, лидер республики был представлен к награждению орденом «Дружбы народов», когда толпы недовольных марийцев с плакатами протестовали против президента республики. Послы стран Евросоюза изъявили желание встретиться с населением республики для беседы, но для наиболее активных граждан это закончилось уголовным преследованием и морально-психологическим давлением в местной прессе. Ситуацию в Таллинне в связи с переносом памятника Бронзовому солдату вполне можно было разрешить силами хорошо известных в Эстонии общественных организаций «Марий Ушем» и «Мир Канаш», но её лидеры, затаив обиду за их избиение и преследование в Марий Эл, промолчали в данной ситуации. Евросоюз нащупал болевую точку России в лице Республики Марий Эл, и строит серьёзные планы использовать ситуацию в республике в собственных интересах. По числу внимания со стороны политических сил Запада, Марий Эл пока уступает лишь Чеченской Республике.


Русское информационно – аналитическое бюро «Волга»

Нижний Новгород, 2007 .


ИСПОЛЬЗОВАНЫЕ ИСТОЧНИКИ:

  1. Рейтинговое Агентство «Эксперт РА» (журнал «Эксперт»)
  2. «Российская газета», федеральный выпуск от 14.03.2007 г. № 51
    (4314), печатный орган Правительства России.
  3. Комплексная оценка уровня социально-экономического развития
    регионов РФ в 2006 году (за 2004 год данные приведены справочно),
    подготовленной Федеральной службой государственной статистики.
  4. Официальные документы правительства Республики Марий Эл,
    опубликованные в республиканской газете «Марийская правда» от 1 и 6
    декабря 2006 г.
  5. Закон Республики Марий Эл «О республиканском бюджете РМЭ на
    2007 год» от 28 ноября 2006 г.
  6. Приложение № 41 к закону Республики Марий Эл «О республиканском
    бюджете на 2007 год» от 1 декабря 2006 г. № 70-3.
  7. Приложение № 5 к закону Республики Марий Эл «О государственном
    бюджете РМЭ на 2006 год» от 30 ноября 2006 г. № 61-3.
  8. Статистическое исследование инвестиционных рисков в регионах
    России, проект № 06-06-802-38 (Вопросы статистики, 2006, №
    12).
  9. Республика Марий Эл: статистический ежегодник «Города и районы
    РМЭ» / Территориальный орган ФСГС по РМЭ» – Йошкар – Ола,
    2006.