Чем недовольны сотовые операторы?
Операторы сотовой связи попросили Совет Федерации отклонить «пакет Яровой». Представители «большой четверки» (Мегафон, МТС, Вымпелком и Tele2) направили письмо председателю СовФеда Валентине Матвиенко с просьбой отменить «антитеррористические» поправки, принятые Госдумой в минувшую пятницу.
Напомним, 24 июня Дума приняла, пожалуй, самый жесткий законопроект за много лет. Им стал «антитеррористический» пакет, представленный депутатом Ириной Яровой и сенатором Виктором Озеровым. Принятые поправки расширяют полномочия государства, ужесточают контроль над жителями страны и ограничивают права, гарантированные гражданам Конституцией. Эти инициативы вызвали широкий резонанс в обществе, они корректировались буквально до последнего момента.
Законопроект с 1 июля 2018 года обязывает операторов связи в течение трех лет хранить сведения о фактах приема, передачи, доставки и обработки информации. Самые «тяжелые» данные – текст, изображение, звук, видео операторам необходимо держать шесть месяцев. Силовые ведомства в любой момент смогут получить доступ к телефонным разговорам и электронной переписке граждан.
Почему операторы против?
Главы «большой четверки» заявили, что они понесут огромные убытки и не смогут платить налог на прибыль несколько лет. В Мегафоне, МТС и Билайне утверждают, что дополнительные расходы в разы превысят их выручку. В итоге российский бюджет недополучит десятки миллиардов рублей. Внесенные поправки, считают авторы письма, приведут к «многократному росту тарифов», «деградации качества услуг» и «остановке развития сетей связи на территории РФ».
В своем письме операторы утверждают, что требование три года хранить информацию о звонках и сообщениях «не имеет аналогов в мировой практике и нереализуемо как с экономической, так и с технической точки зрения». Сейчас сотовые компании держат только информацию о фактах услуг связи. В настоящий момент отсутствует оборудование и программное обеспечение, необходимое для выполнения новых законодательных требований. Операторы «большой четверки» также уверены, что прибыль от продажи оборудования будет концентрироваться у иностранных производителей, которые не платят этот налог в России.
Представители отрасли неоднократно говорили разработчикам закона о невозможности реализации указанных требований, однако эти доводы не были учтены.
Насколько дорого?
По предварительным оценкам, для организации хранения содержания сообщений «потребуется свыше 2,2 триллиона рублей, причем основная часть этой суммы не зависит от сроков хранения информации, так как пойдет на создание системы управления и поиска данных, системы идентификации сообщений и глобальной модернизации сетей связи». А на постройку должной инфраструктуры уйдет более пяти триллионов рублей. Для сравнения, доходы федерального бюджета России в 2015 году составили 13,7 триллиона рублей.
Государство рискует потерять и те доходы, которые оно получает с интернет-компаний. Сейчас они платят налог на прибыль, но с внедрением закона могут стать убыточными, поскольку им придется тратить десятки и сотни миллиардов рублей на закупку оборудования.
Сейчас идут подсчеты сумм на хранение такого большого объема информации. Ясно, что затраты будут исчисляться в триллионах. Например, «Ведомости» оценили стоимость хранения только звонков в 70 миллиардов долларов – эта сумма в несколько раз больше совокупной годовой выручки мобильных операторов.
Чем поправки грозят национальной безопасности страны?
«Антитеррористический пакет» может повысить риски для национальной безопасности страны, поскольку вся информация, в том числе содержащая государственную тайну, будет сконцентрирована в одном месте.
Авторы письма также указывают и на дополнительные расходы бюджета на реализацию закона, связанные с работой правоохранительных органов с собранной информацией.
Изменения нарушат права пользователей интернета. В заявлениях «операторов распространения информации» (Яндекса, Mail.ru) говорится, что для исполнения закона придется придумать новые методы шифрования, которые должны при этом каким-то образом работать с существующими, потому что иностранные компании не станут поддерживать эти технологии. Но даже если удастся создать некий центр хранения всех ключей шифрования, это сделает всю систему уязвимой, поскольку она станет желанной целью для хакеров, ведь с помощью этих ключей гипотетически можно расшифровать любое российское сообщение.
Существует большой риск утечки информации. На черном рынке могут появиться сливы данных сервисов, на которых хранились все переписки.
Почему законопроект бесполезен?
По мнению операторов сети, законопроект в большей степени направлен на раскрытие уже совершенных преступлений, а не на предотвращение возможных террористических угроз. «Большая четверка» полагает, что на операторов возлагаются задачи финансирования и осуществления оперативно-розыскных мероприятий.
Что касается интернета, то там почти половина трафика зашифрована. «В большинстве случаев «организаторы распространения информации» не имеют ключей для расшифровки – так обеспечивается приватность в интернете. К примеру, при использовании протокола HTTPS ключи шифрования хранить нельзя технически. Этот протокол используется на огромном количестве сайтов, в том числе на «Госуслугах», то есть закон блокирует работу ресурса для взаимодействия россиян и государства», – сообщается на Meduza.io.
Как пострадают граждане?
Поправки предлагают хранение переписки и персональных данных, тотальную слежку за людьми. На сегодняшний день доступ к нашим перепискам можно получить только по решению суда. После вступления поправок в силу мы окажемся героями романа Джорджа Оруэлла. Неусыпный взгляд Большого Брата будет следить за каждым.
Выходит, что, прикрываясь заботой об общественной безопасности и необходимостью борьбы с терроризмом, законопроект нарушает право на свободу слова и неприкосновенность переписки.
И вспомним про вышеизложенные перспективы триллионных затрат, которые вряд ли будут оплачены из государственного бюджета. Операторам и интернет-сервисам придется в разы поднять цены на тарифы. Нам ничего не останется, как оплачивать все изменения из своих карманов. И даже если государство возьмет на себя часть затрат, то не компенсирует ли их нашими налогами?
Почему отечественные компании проиграют?
Сложно представить, что Google, Apple или WhatsApp отдадут нашим специалистам доступ к информации. Шифрование является их основным конкурентным преимуществом. Компании заботятся о сохранности личной переписки. Они не поставят под угрозу российских пользователей, и жителей других стран, с которыми они общаются. Вероятно, сервисы, которые не отдадут ключи дешифровки, попадут под ограничения на территории России. Что будут делать в этой ситуации зарубежные компании, неясно. Они могут просто уйти с российского рынка.
Может получиться так, что новые ограничения будут исполнять только отечественные корпорации. Например, ранее представитель Rambler& Co Матвей Алексеев заявил, что компания не видит в передаче информации спецслужбам ничего плохого. Такой законопроект ставит российские IT-компании в невыгодное положение по сравнению с иностранными. Ведь последние окажутся более защищенными, чем вызовут доверие людей. Таким образом, новый закон лишит любой российский продукт конкурентоспособности.
В нашей стране нет такого количества электроэнергии, чтобы питать планируемые дата-центры. И системы эти в России не производятся. Выходит, деньги на их закупку пойдут за рубеж.
После принятия «пакета Яровой» основатель Telegram Павел Дуров заявил, что компания не будет выполнять требования новых поправок. Он подчеркнул, что мессенджер не изменит свою политику конфиденциальности.
«Большая четверка» операторов также ставит вопрос о создании «согласительной комиссии для преодоления возникших разногласий». Но все попытки тщетны. Уже сегодня Совет Федерации отказался снять с рассмотрения пакет «антитеррористических законов». Неужели у нашего государства нет других предложений по обеспечению безопасности своих граждан?
Почему авторы поправок руководствуются логикой: если террористы пользуются мессенджерами – мессенджеры надо запретить? Большинство людей пользуются программами мгновенного обмена сообщениями, потому что это дешево и потому что переписка защищена. Надо полагать, после ограничения мессенджеров все вернутся к активному использованию сотовой связи. И тогда все окажутся «под колпаком», причем очень дорогим «колпаком». И вряд ли кому-то понравится платить большие деньги за то, что все его разговоры прослушиваются.
Римма Крючкова
Источник – Советская Россия