Хозяева у НАО «Киево-Жураки АПК» новые, а проблемы старые
13 июня группа инспекторов Адыгейского отделения Всероссийского общества охраны природы решила проверить, как новые владельцы НАО “Киево-Жураки АПК” справляются с проблемой безопасной утилизации жидкого свиного навоза, который является токсичным отходом производства 3-го класса опасности. Осенью прошлого года скандально известный свинокомплекс в Республике Адыгея перешел из семейного бизнеса Вячеслава Дерева, бывшего сенатора от КЧР, в семейный бизнес Александра Ткачева, нынешнего министра сельского хозяйства России.
Увиденное превзошло все наши ожидания! Если засохшие деревья во всех балках и лесополосах по краям полей можно списать на наследие, доставшееся от прежних хозяев, то свежие лужи навозной жижи на полях, заболоченные всё той же навозной жижей посевы вряд ли можно объяснить плохой наследственностью. В частности, мы посетили те места, которые осматривала комиссия СПЧ 15 июля прошлого года, где обнаружили тогда целую навозную реку, текущую между полей по низинной балке от лагуны № 5. Оказалось, что все по-прежнему. Река из навоза также делает свое грязное дело. Единственное различие заключается в том, что в прошлом году эти земли представляли собой заброшенные и заросшие сорняками сельскохозяйственные угодья, а сегодня все окрестные поля распаханы и засеяны пшеницей и подсолнечником.
Истоком рукотворной навозной реки является территория, прилегающая к этой лагуне с северной стороны. Там непонятно по каким причинам образовалось дурно пахнущее болото, откуда и берет начало навозная река, зеленой змейкой струящаяся между бронзовыми посевами пшеницы. Я не знаю, где берут свои пробы специалисты Роспотребнадзора, ни разу за последние 4 года не обнаружившие в почвенных пробах личинок и куколок мух, но вдоль навозной реки по полям жирных навозных мух полно!
Но самое сенсационное, как любит повторять Караулов в программе “Момент истины”, ждало нас впереди. От лагуны № 5 мы пошли по полевой дороге к лагуне № 9, которая, как нам было известно, являлась резервной и никогда не использовалась по назначению. Дело в том, что эта лагуна представляет собой просто земляную яму вместимостью 15 тыс. куб. метров с высокими валами, но не покрытую специальной гидроизоляционной пленкой. Поэтому ее нельзя было использовать для хранения там жидкого свиного навоза. Поднявшись наверх по склону обваловки, я ужаснулся, так как вся лагуна была почти доверху заполнена жидким свиным навозом. Из-за отсутствия гидроизоляции вся территория вокруг лагуны представляла собой болото из той же просочившейся сквозь слой земли навозной жижи. А ниже по склону в километре от лагуны № 9 протекала речка Камла, запруженная многочисленными зарыбленными прудами.
В том, что рыба в пруду Большой Камлук (как раз напротив лагуны № 9) есть, мы убедились через полчаса, когда добрались до дамбы этого пруда и обнаружили в нижнем бьефе сбросного шлюза множество мертвых и полуживых толстолобиков размерами до полуметра. Наверняка они там оказались в таком удручающем состоянии не от хорошей жизни и чистой воды.
В начале июня началась плановая проверка деятельности НАО “Киево-Жураки АПК”. Проводят ее федеральные надзорные органы в Республике Адыгея – Управления Росприроднадзора и Роспотребнадзора. Печальный опыт прошлых проверок подсказывает мне, что угроза попыток скрыть при проверке и от проверки самые серьезные нарушения очень велика. Недаром же нашу организацию уже в начале этой плановой проверки попытались отстранить от участия в ней, подменив на “реальных экологов” из Экологической Вахты по Северному Кавказу. Теперь, после всех “открытий” 13 июня, это им вряд ли удастся. Как минимум, два преступления мы обнаружили, не считая множества административных правонарушений. Впору ставить вопрос о закрытии или, как минимум, об административном приостановлении деятельности свинокомплекса НАО “Киево-Жураки АПК” на 90 суток.
Когда мы покидали окрестности площадок свинокомплекса в верховьях речки Камла, работники НАО “Киево-Жураки АПК”, несмотря на выходной день, интенсивно заливали посевы кукурузы липкой коричневой жижей с характерным запахом навоза. Работало сразу несколько тракторов, а по дороге подвозили все новые и новые бочки с навозной жижей. А мне подумалось, что на днях обещали дожди, которые после такой жары обязательно пройдут ливнями. И все это дерьмо неизбежно окажется в речке, которая течет в нескольких сотнях метров от кукурузных посевов. А ниже по течению – хутора Шевченко и Петров, река Пшиш и Краснодарское водохранилище. И главное – люди, сотни и тысячи людей, чье здоровье лопнет быстрее их терпения.
Валерий Бриних, эколог
Источник изображения – moi-portal.ru