Меня четверть века назад больше всего удивило, что инициаторы ГКЧП даже не попытались устранить Ельцина
Не только историки знают нехитрую истину – в бою побеждает тот, кто действует решительно и без церемоний. Трясущимися руками не захватить и не удержать власть. И бить в первую очередь надо по голове, а не по периферии, риск не должен страшить. “Лучше быть безрассудным, чем нерешительным” (Макиавелли). Азы!
Недоумение мое развеялось вчера, когда в “Московском комсомольце” прочел воспоминания тогдашнего столичного мэра Гавриила Попова “Неосмысленный юбилей” о Русской Катастрофе-1991 (26 августа 2016 года, стр. 4). Оказывается, имел место не столько отчаянный жест, сколько шкурный торг, и главный кагэбешник В.А. Крючков все часы ГКЧП поддерживал доверительную связь с Б.Н. Ельциным. И все стало в моей голове на место. Днем 19 августа отказались руководители ГКЧП от поддержки патриотических сил с улицы, что нас поразило. Удивлялся я и за полгода до т.н. “путча”, а именно 13 января 1991 года, почему этот Крючков предал наш Центристский блок, который по его наущению активнейше участвовал в подготовке известных событий в Вильнюсе и Риге. Конечно, в срыве операции решающую роль сыграл агент влияния и политический диверсант Александр Яковлев, появившийся в кабинете Горбачева в пиковый момент, но без участия Крючкова, судя по всему, не обошлось, откуда-то узнал же Яковлев служебный график спецмероприятия.
Попов рассказывает, как в ночь с 19 на 20 августа 1991 года, которую он вдвоем с Ельциным провел в бункере Белого дома, стал невольным свидетелем важного вполне дружеского телефонного разговора Ельцина с Крючковым. Я же появился там около 12 часов дня после того, как сорвалась наша с Жириновским попытка поднять на Новом Арбате народ против Ельцина. Оправившись после драки и замыв кровь, отправился в Белый дом и застал Ельцина (я с ним довольно тесно работал и даже выпивал вдвоем до рокового 12 июня 1990 года) в каком-то растерянном состоянии. Он ходил по помещению и порывался поехать в Кремль на переговоры с гэкачепистами, ссылаясь как раз на звонок от Крючкова. Помню, как мой давний симпатизант Руслан Хасбулатов ударил кулаком по столу, за которым сидел, и резко заявил “Борис Николаевич, никуда Вы не поедете!”, и Ельцин стушевался. Как видим, благодаря откровенностям Попова пазл наконец-то складывается, и кое-что оставашееся для меня неясным – проясняется.
Валерий Скурлатов
Источник текста – skurlatov.livejournal.com
Источник фото – timetolive.ru