На вопросы «Завтра» отвечает специалист по конкурентной разведке
“ЗАВТРА”. “До чего дошёл прогресс, труд физический исчез, да и умственный заменит механический процесс…”. В 80-е годы был популярен детский фильм “Приключения Электроника”, где в школе человекоподобный андроид подменял мальчика. Сегодня это светлое будущее наступило. Когда роботы начнут устраиваться на работу наравне, а быть может, и вместо людей? И какие сферы деятельности им подойдут?
Елена ЛАРИНА. По большей части роботы должны взять на себя тяжёлый физический труд. Они будут применяться в промышленном производстве — в химии, нефтехимии, машиностроении. Для нашей страны робототехника — не новшество, скорей, хорошо забытое старое. Вспомните, ведь во времена СССР на ВДНХ у нас был целый павильон робототехники. У нас была целая отрасль, которая занималась разработкой роботизированных поточных линий. В основном, конечно, это были сборочные линии, но они были! К сожалению, китайские рабочие стали гораздо дешевле, чем роботы. В результате, все поточные роботизированные линии были сданы на металлолом, а чертежи ушли за границу, в основном в Южную Корею.
“ЗАВТРА”. Сегодня заграница всё это собрала и запустила в разные сферы жизнедеятельности человека. Например, у китайцев уже есть ресторан, который целиком обслуживают роботы-официанты. Голландцы мечтают сделать бордель с роботами. В Шотландии разрабатывают роботов-медсестёр, у них анонсирована целая больница, которая должна полностью автоматизированно обслуживаться. В Японии анонсирован завод “Кэнон”, который будет выпускать фотоаппараты также исключительно с помощью роботов.
Елена ЛАРИНА. В будущем роботы смогут заменить и работников умственного труда. Все мы знаем, что в Америке прецедентное право. Основных прецедентов — две тысячи, неосновных — больше сотни тысяч. Раньше поиском прецедента занимались люди, это была очень сложная, тяжёлая, кропотливая работа. Теперь этим вполне может заниматься роботизированная система. Поиск она выполняет за доли секунд. Если такая система будет введена во всех штатах, то освободится огромное количество юристов.
“ЗАВТРА”. У американцев уже существуют роботы-полицейские. Профессор робототехники Университета Шеффилда Ноэль Шарки считает, что не за горами то время, когда охраной правопорядка в США будут заниматься роботы.
Елена ЛАРИНА. Вполне возможно. В полицию США уже внедрён аппаратно-программный комплекс под названием “Уотсон”. Все знания, которые были собраны в этой области, содержатся внутри этой машины, которая консультирует любого полицейского. Эта же система используется в качестве консультанта и в медицине. В онкологии она ставит более точные диагнозы, чем человек.
“ЗАВТРА”. Когда роботы станут для нас лучшими домашними помощниками?
Елена ЛАРИНА. В обычном быту уже существуют роботы. Другое дело, что они немного отличаются от образов из фантастики. В современном мире набирает популярность “интернет вещей”, когда любой холодильник, утюг или кофеварка могут быть подключены к интернету, к единому программному центру. Из этого программного ядра каждая вещь может быть запрограммирована на определённые действия.
“ЗАВТРА”. То есть домашний робот-уборщик не будет выглядеть как андроид?
Елена ЛАРИНА. По-разному. Сейчас очень модно иметь дома робот-пылесос — “таблетку”, который сам пылесосит, потом встаёт на базу, заряжается, потом через какое-то заданное время пылесосит опять. Он уже никогда не будет человекоподобного вида. Это распределённый робот.
На самом деле их вид не так интересен, как их функции. Например, поражает, что роботы могут самообучаться. Их программы содержатся в “облаках”, где роботы взаимообучаются друг у друга. То есть то, что ваши роботы научились делать в вашем доме, они могут делать уже и в другом доме. Например, гугл-мобили, которые ездят без водителя, имеют единый центр, где находится основное их программное обеспечение. Если машина совершает какую-то ошибку, и операторы её поправляют, то все остальные машины тут же обучаются и больше эту ошибку не совершают.
“ЗАВТРА”. Автобаны в Германии уже перестраивают под беспилотные автомобили. Видимо, водитель — это одна из первых профессий, которую подарят роботам. Ваши коллеги с портала “Хедхантер” посчитали, на сколько процентов может быть алгоритмизирован труд. Получилось, что менеджерский персонал может сократиться на 42%, топ-менеджерский — на 27%. Вся офисная работа может быть алгоритмизирована на 67%. Людям останется 30% творческой работы.
Елена ЛАРИНА. Эти показания близки к реальности. Сегодня введение роботизации сдерживается не только какими-то техническими, экономическими возможностями, но и некими социальными аспектами. Ведь число создаваемых рабочих мест на роботизированных производствах гораздо меньше, чем число высвобождаемых рабочих рук, которые куда-то нужно будет деть.
Говоря о роли роботов в современном обществе, можно вспомнить и о нашем экономическом кризисе. Все мы видим, что происходит в нашей стране, и все мы связываем этот кризис прежде всего с падением цены на нефть. Почему цена упала? На этот счёт есть два мнения. Некоторые учёные полагают, что цена на нефть начала падать в связи с перепроизводством: предложение превысило спрос. Другие учёные, с чьим мнением я согласна, считают, что в цене на нефть 60% составляла спекулятивная составляющая. Существует спрос, существует предложение, и существует ещё так называемая “бумажная нефть” — фактически, контракт на нефть, которую даже не планируют добывать. Сейчас на рынке ценных бумаг роботы проводят сделки в 80% случаев. Чтобы человеку принять сложное аналитическое решение — нужно какое-то время, роботу для принятия решения нужны доли секунд. Нефтяной рынок теперь регулируется так называемыми “маркетмейкерами”, это семь компаний, крупнейшие мировые банки, из которых 5 американских и 2 британских. Поэтому, чтобы обвалить экономику России, нужно было просто перепрограммировать роботов, которые торговали на этих рынках.
“ЗАВТРА”. Физик Луис дель Монте в своей книге о роботизации предрекает господство роботов уже к 2045 году. Вы согласны с ним?
Елена ЛАРИНА. Здесь всё зависит не только от технического прогресса. Технически мы к господству роботов можем прийти гораздо раньше. Здесь возникает социальный вопрос. Например, в Швеции, в Дании в ближайшие пять лет будет рассматриваться возможность введения гарантированного дохода. Человеку должны будут платить за то, что он гражданин этой страны. Как будут решать эту проблему китайцы — понять невозможно. Наращивание роботизированной техники на производствах идёт сумасшедшими темпами. Учитывая количество населения страны, даже страшно себе представить, сколько может высвободиться людей. Среди безработных будет велик процент молодёжи, что будет способствовать увеличению преступности, гражданских конфликтов внутри страны. Решения этой проблемы пока нет. Есть безумные гипотетические предложения, доходящие до создания резерваций для неработающих граждан.
“ЗАВТРА”. Мы убеждены, что роботы как рабочая сила эффективнее, чем человек. Например, один южнокорейский университет посчитал, что себестоимость строительного процесса за счёт роботизации можно снизить аж на 75%. Феерические показатели, но если задуматься, то, возможно, это не так? Ведь роботы тоже нуждаются в техническом обслуживании.
Елена ЛАРИНА. По данным за прошлый год технически-сложный робот окупается за 2,5 года. Возможность его физической эксплуатации — 5 лет. В этом году разработчики планируют снизить окупаемость робота до года с небольшим при том же сроке годности в 5 лет.
На сегодняшний день по роботизации лидирует Южная Корея, на втором месте — Китай, потом идут США, потом, если не ошибаюсь, Япония, Тайвань и Германия. По сложности роботов пока всех обгоняют американцы. Там в течение 2015 года было введено в промышленность 11 тысяч полностью роботизированных производств. Корея отстаёт процентов на 40, и дальше со значительным отрывом идут все остальные страны. К сожалению, Россия не входит даже в двадцатку этих стран.
“ЗАВТРА”. На сегодняшний день Азия даёт инженеров с высшим образованием больше, чем США и Европа вместе взятые. Через поколение, скорее всего, именно азиатские инженеры будут создавать роботов следующего поколения. А как обстоят дела с роботизацией в России? Мы по-прежнему обходимся мигрантами?
Елена ЛАРИНА. С одной стороны, прилив мигрантов снижает затраты на рабочую силу, с другой стороны, уменьшается внутренний рынок и нет импульса для того, чтобы внедрять роботов у нас. От бизнеса этого импульса ждать не стоит, ему это невыгодно. Можно надеяться только на поддержку правительства, которое может освободить от налогов производства, которые внедряют робототехнику, профинансировать какие-то научные исследования.
“ЗАВТРА”. Американский социолог Мур Баррингтон пишет в своей книге “Социальное происхождение диктатуры и демократии”: “Революции рождаются не столько из победного крика восходящих классов, как это считал Маркс, сколько из предсмертного рёва тех слоёв, над которыми вот-вот сомкнётся волна прогресса”. Собственно, огромное количество людей остаётся совершенно неуместным, остаётся ненужным в системе экономики, где нужно что-то производить. Не ликвидируют ли людей сами роботы? Тем более что есть эксперименты, когда роботы создавали собственный язык, в их поведении появилась алгоритмика.
Елена ЛАРИНА. Мыслительный процесс — это очень энергозатратный процесс, 25% от всей энергии у человека идёт на мыслительные действия. Если человек не может сделать что-то, не обдумывая, то он это делает по привычке, на автомате. Что же такое искусственный интеллект? Это способность решения каких-то сложных задач? Скорее всего, нет, потому что компьютеры на сегодняшний день могут решать задачи гораздо более сложные, чем человеческий мозг. Это, скорее всего, самосознание, самоидентификация. Да, интеллектуальные роботы узнают себя в зеркале, идентифицируют себя, но не осознают!
По большому счёту мы не знаем ещё, что такое искусственный интеллект. Какие проблемы принесут нам роботы, обладающие этим интеллектом? Последние исследования показывают, что мы пока не создали интеллект.
Кстати, в этой связи возникает ещё одна проблема, о которой мы пока не сказали. В конце концов, прогресс приходит к тому, что все роботы становятся связанными в единую сеть. И это не только интернет, это и другие сети, которые переплетаются между собой очень сложным образом. Мы знаем, что чем система сложнее, тем она менее устойчива. Если где-то на дальней периферии происходит авария — рушится вся система. Американцы очень любят хвалиться тем, что они больше всех тратят на кибербезопасность. Но в апреле 2013 года они сообщили, что хакерским образом был получен доступ к национальному реестру плотин, который ведёт инженерный корпус армии США. В базе была информация о 79 тысячах плотин. В этой базе содержались результаты обследования этих плотин, всё до мельчайших подробностей, включая количество жертв, если плотина прорвётся. Как выяснилось, кто-то полгода читал эти отчёты о плотинах. Слава богу, хакерам не нужна была эта информация, иначе произошла бы очередная катастрофа.
“ЗАВТРА”. Интересно, что западные ученые уже разработали дрон из органики, который под дождём распадается, заметая свои следы. Буквально через неделю после этой новости европейцы испытали свои атомные станции на предмет защищённости от дронов и выявили, что они практически не защищены. Эти две новости пересекаются и показывают всю меру опасности, которой мы себя подвергаем, увлекаясь прогрессом.
Беседу вёл Дмитрий Перетолчин
Источник – Завтра