Под знаменем многонациональности к моноэтническим государственным образованиям
Год назад я высказывался о перспективах нового, сменившего Мамсурова, руководителя РСО-Алания Тамерлана Агузарова (Тамерлан вместо Таймураза // Слово. 2.10.2015). В североосетинском (в основном осетинском) обществе его приход вызвал ожидания позитивных перемен, скептически воспринятые автором этих строк. Судьба распорядилась иначе, отпустив Агузарову всего несколько месяцев жизни (умер 19 февраля 2016 г.). Он не успел ни оправдать надежд, ни подтвердить сомнения. Его преемником, через пост врио главы республики, стал глава правительства Вячеслав Битаров, известный как бизнесмен с опытом парламентской работы. 18 сентября 2016 г. президентский выбор Битарова (в РСО-А отменены прямые выборы Главы, кандидата выдвигает В.В. Путин) был подтверждён парламентом республики.
На Битарова, земляка Тамерлана Агузарова и члена его недолгой команды, смотрят как на продолжателя курса, объявленного предшественником. Наведение порядка, борьба с коррупцией, непотизмом, другими видами преступности, финансовое оздоровление, укрепление экономической базы погрязшей в долгах республики. И есть еще одно направление, в котором новый Глава будет, как можно судить по первым шагам, продолжать линию Агузарова – национальная политика. В Северной Осетии более 700 тысяч жителей, из них две трети составляют осетины, всего же в республике насчитывается до ста национальностей.
Национальная проблема – важнейшая для России, поскольку речь идёт о единстве страны. На заседании Совета по межнациональным отношениям в Астрахани 31 октября Президент страны отметил: «Для нашей страны, которая исторически стала общим домом для сотен народов и этносов, межнациональное согласие является безусловным приоритетом, важнейшим условием самого существования государства». Сформулирована цель национальной политики: формирования российской политической (гражданской) нации, Президентом была выдвинута идея закона о российской нации. Есть ли угрозы национальному единству? Есть, и они также озвучены В.В. Путиным. На X Съезде Российского Союза ректоров (2014 г.) Алина Левитская, ректор СКФУ, поделилась беспокойством по поводу того, что среди молодёжи северокавказского региона этническая идентичность превалирует над гражданской. Реакция Путина: «Если мы не воспитаем человека самодостаточного, но осознающего себя частью большой великой многонациональной и многоконфессиональной общности, если мы этого не сделаем, у нас с вами не будет страны».
Не будет общероссийской общности – не будет страны. Именно так стоит вопрос. На строительство единой политической (гражданской) нации направлена принятая несколько лет назад «Стратегия государственной национальной политики РФ». Но эффективность работы по её реализации тормозится очевидным фактом существования других стратегий – создания обособленных этнических «наций» в рамках «национально-административных» образований – республик, имеющих официальный статус «государств в государстве». Особую тревогу вызывает положение дел на Северном Кавказе.
Задача формирования единой общероссийской нации в республиках Северного Кавказа не просто не выполняется, но саботируется местными властями. Её не признают в качестве первостепенной, просто игнорируют. Взамен российской идентичности целенаправленно формируют этническую – «титульных» политических наций, носителей собственной (как полагают) государственности. За российский счёт (пока) и с использованием российских политических структур – не только региональных, но и центральных, не желающих портить отношения с республиками.
Северная Осетия мало чем отличается в этом плане от своих соседей по региону (об этом: Русские в республике Северная Осетия-Алания // Слово. № 29–30. 27.07–2.08.2012). Способы достижения цели – превратить республику из многонациональной в национальную осетинскую – могут разниться (для Северной Осетии характерна большая приверженность советским традициям бюрократизма), но суть одна: этнократия и русофобия, существующие как в открытом, так и латентном виде. Положение надо менять, но кто возьмётся? В условиях осетинского хионизма (кумовство, клановость) сколько-нибудь реальные возможности имеются именно у Главы республики. Ни Мамсуров, ни Агузаров за это не брались. Приход Битарова кое-кто воспринял с воодушевлением: он-то будет прислушиваться. Председатель русского общества «Русь» Владимир Писаренко получил должность замминистра по национальным отношениям и перешёл от сдержанной критики к работе во власти. Но насколько обоснованы ожидания? Прошло несколько месяцев пребывания Битарова у власти, можно сделать предварительные выводы.
В идеологическом плане важна та риторика, с которой выступает политик. Битаров постоянно подчёркивает свою принадлежность осетинскому народу, ответственность именно перед ним. Формируя правительство, новый Глава исходил из того, что «в истории это Правительство должно запомниться как Правительство патриотов республики». Что за патриотизм? В чём он заключается? В отстаивании осетинских этнических интересов. По предложению Битарова заседания правительства теперь начинаются с исполнения «национального» гимна при «национальном» же флаге. Как идея российской нации совмещается с идеей нации республиканской? Да никак не совмещается. Республика, согласно Конституции (и российской, и североосетинской), представляет государство российских граждан, а флаг и гимн – осетинские. «Я не сторонник пышных торжеств. Но осетинскую атрибутику люблю – это прибавляет духа, силу, делает нас крепче. Надеюсь, так будет начинаться каждое заседание правительства. Эту традицию, надеюсь, подхватит парламент и все районы республики», – комментирует своё предложение Битаров. Для укрепления столь специфически понимаемого «патриотизма» всех министров свезли в священное для осетин место – рощу Хетага – где вознесли молитвы «Великому Богу» по осетинскому (языческому) обычаю. Первоначально предполагалось понудить министров (неважно, верующих или атеистов) поклясться в отказе от взяток, но ограничились достаточно обычным застольем.
Если такую практику внедрения осетинского патриотизма кто-то сочтёт вполне невинной, напомню диалог В.В. Путина (тогда – премьер-министра) с Юрием Шевчуком на встрече с артистами 29 мая 2010 г. «В.В. Путин: А гимн действительно должен быть один. […] У нас, знаете, в начале 2000-х годов, когда мы начали смотреть конституции и уставы субъектов Федерации и наших республик – вот демократия была. Там было всё: и суверенитет, и своя граница, и собственность. Не было только одного – указания на то, что этот субъект – часть Российской Федерации».
Та же дилемма: Россия едина, с общим для всех государственным флагом, гимном, или делится, как при феодализме, на уделы-республики со своими границами, суверенитетом и прочими атрибутами государственности (флагом, гимном)? Одна российская гражданская нация или наряду с ней существует «осетинская» (татарская, башкирская, чеченская и т.д.)? Понятно, что Виталий Зелимханович Битаров, как «осетинский патриот», придерживается второй точки зрения.
Вот с такими представлениями, которые без всяких колебаний можно назвать сепаратистскими, приходит к руководству республикой новый её глава. Земля республики для него – «осетинская» (что неверно), осетинские же гимн и флаг, осетинские парламент, правительство. В ходе последней поездки в Москву обсуждает с Представительством РСО-А вопросы исключительно осетинской тематики. «Подчеркивалась необходимость налаживания контактов с осетинскими диаспорами и землячествами не только в Москве, но и в регионах. По мнению руководителя республики, особое внимание Постпредство республики должно уделять работе с осетинской молодежью, которая обучается в столичных вузах» (пресс-служба Главы республики). А как быть с другими выходцами из республики? Они, похоже, совсем не интересуют «осетинского» лидера.
В духе своего понимания задач строительства осетинской политической (с собственной государственностью, государственными и общественными институтами) нации Битаров поддерживает проекты, направленные на создание преференций одной этнической группе – осетин. Объявлено о готовящемся к пуску осетинском канале телевидения, «чтобы до конца года мы имели свое национальное телевидение». И здесь «национальным», «своим» назван осетинский проект. Новый ректор Северо-Осетинского университета (СОГУ) Алан Огоев в интервью местному телевидению объявляет университет «национальным» (хотя он российский). Залина Канукова, директор ведущего гуманитарного учреждения республики, СОИГСИ, считает (и получает поддержку от Битарова) институт чисто «национальным», осетинским даже по кадровому составу, предназначенным для ведения полемики с другими национальными институтами. Ни о какой «российской политической нации» в таких условиях говорить не приходится. В Северной Осетии укрепляется осетинская политическая нация, стоящая камнем на пути к общероссийскому единству. Противодействие этой разрушительной тенденции – задача дня.
Иначе у нас «не будет страны».
Сергей Перевалов, кандидат исторических наук, Владикавказ