Российский джадидизм против исламского терроризма (тезисы выступления)

  • Post category:Статьи

В пятницу 11 ноября 2016 года в Торгово-промышленной палате РФ (ТПП РФ) состоялась Всероссийская научно-практическая конференция «Деструктивное влияние террора на политическую систему и правовую среду российского государства»

 

Очень конструктивно проявил себя на этой содержательной конференции Международный юридический институт, который в лице одного из модераторов заведующего кафедрой конституционного и муниципального права профессора Сергея Александровича Глотова предоставил мне возможность выступить с темой «Российский джадидизм против исламского терроризма»:

Нет ничего нового под Солнцем, и современный террористический халифат (т.н. Исламское государство), как уже указал профессор Игорь Юрьевич Сундиев из НИИ МВД, напоминает государство исмаилитов-ассасинов-убийц, которое возникло в XII-XIII вв. при столкновении глобально-халифатных устремлений ислама с протоглобалистской крестоносной экспансией Запада. В центре этого государства, в Аламуте, творил знаменитый мыслитель и правовед ат-Туси, он использовал научно-культурный арсенал Запада для модернизации представлений о джихаде и шахидстве. Его богословско-правовое осмысление террора изложено в полемике с крупнейшим идеологом исмаилитизма аш-Шахрастани. Не только теоретически боролся ат-Туси с террористической практикой, но и политически, примкнув к «силе с Востока» Хулагу-хану и вместе с ним как фактически духовный гуру устанавливая новый порядок в исламском мире. Но если естественно-научные идеи ат-Туси широко известны, и даже Стивен Вольфрам цитирует их на своем сайте MathWorld, то его исламско-правовые аргументы против террора пока не вовлечены в современную идеологическую борьбу с ИГИЛ-терроризмом. Поэтому –

ПРЕДЛОЖЕНИЕ 1: Организовать в Москве на средства международных исламских фондов и при поддержке ОИК, ЮНЕСКО и других организаций международную конференцию «Ат-Туси и аш-Шахрастани: споры исламских богословов и правоведов о джихаде и шахидстве». Предусмотреть издание трудов ат-Туси, «круглые столы», телефильмы, выставки, общества. Пригласить богословов-правоведов не только шиитских, но и суннитских направлений, ибо речь идёт прежде всего об истолковании сур Священного Корана и хадисов.

Общее правило — экспансия более продвинутой силы вызывает как стремления укрепиться в собственном традиционализме и в опоре на него отторгнуть чужое новое вплоть до террора против него и самопожертвования, так и попытки использовать это новое, пусть и чужое, но доказавшее свою силу, для обновления-модернизации собственного наследия и тем самым для сохранения и даже усиления позиций в модернизирующемся мире. Обе эти тенденции, назовём их условно «реакционной» и «прогрессивной», переплетены друг с другом и даже иногда взаимообратимы, однако обычно противоборствуют друг с другом. Проследим это в истории ислама последних полутораста лет, когда научно-технически продвинутый Запад, в том числе Россия, колонизировал мусульманские страны, прежде всего Османскую империю.

Рассмотрим надстроечные, а не базисные трансформации. Османы не только заимствовали оружие и орудия Запада, некоторые прониклись сомнениями в устоях традиционной веры и вознамерились модернизировать и укрепить их. Крупнейшим модернизатором ислама стал муфтий османского Египта и глава ведущего исламского университета Аль-Азхар (Каир) этнический туркмен англофил Мухаммад Абдо (1849-1905). Под его призывы формировалось модернизационное движение младотурок, одним из руководителей которого был молодой офицер Энвер-паша. В Аль-Азхаре, кстати, учились и студенты из Российской империи.

Однако сторонники обновления ислама возникли среди мусульман России не столько под влиянием османских модернизаторов и популярной среди них концепции панисламизма, сколько в ходе общероссийских модернизационных сдвигов при императоре Александре II. Реформы местного самоуправления, образования и суда вызвали в мусульманских регионах Российской империи движение джадидов (от арабского جديدية‎ jadīdiyya – «обновленчество»). Они захватили общественно-политическую инициативу среди российских мусульман, среди них появились такие «звезды» модернизированного ислама, как Исмаил из Гаспры (Крым). И джадиды выступили против террора, практиковавшегося тогда русскими революционерами-пассионариями, а также и некоторыми мусульманами. Джадиды создали в Государственной Думе т. н. Мусульманскую фракцию, которая обычно солидаризировалась с партией кадетов.

Исмаил Гаспринский простирал свою деятельность на весь исламский мир, издаваемые им газеты и журналы распространялись во многих странах, и в 1907 году он, выступая в Каире, предложил созвать модернизационный Всемирный Мусульманский Конгресс. И он боролся за единство и целостность российской государственности, подчеркивая особую роль русского народа. «Самый многочисленный и главный народ России — русские, – писал он в своей тюркско-славянской газете, — одарёны весьма редким и счастливым характером мирно и дружно жить со всякими другими племенами. Зависть, враждебность, недоброжелательство к инородцам не в характере обыкновенного русского человека. Это хорошая черта, несомненный залог величия и спокойствия России…» (Терджиман-Переводчик, Бахчисарай, 8 января 1884, № 1, стр. 1). По мнению Исмаила Гаспринского, в интересах российских тюрок стремиться к «нравственному обрусению» («Объединяйтесь в языке, делах и мыслях»).

Не только Исмаил Гаспринский (1851-1914), но и целая плеяда российских джадидистов бились за модернизационный исламский проект, вбирающий достижения глобальной научно-технической цивилизации и сопряженный с реформаторскими поползновениями передовой части российского общества. Им противостояли шариат-реакционные кадимисты (от арабского кадим — старый, древний), во многом предшествующие нынешним ваххабитам и игиловцам. Опыт успешной борьбы джадидистов с кадимистами сегодня весьма поучителен. Фактически на богословско-правовом уровне воспроизводился спор между модернизатором ат-Туси и традиционалистом аш-Шахрастани — толкования тех же сур и хадисов. Поновее законотворчество джадидов, в том числе направленное против террора, и здесь полезно было бы изучить материалы газеты «Терджиман-Переводчик» и других даджидидских изданий, а также изданий кадимистов, особенно уфимских. И, разумеется, стенограммы заседаний дореволюционной ГосДумы.

Однако российский джадидизм остается в тени, поскольку ключевые позиции в российском мусульманском духовенстве занимают противники «обновленцев». Аналогичная ситуация в российском православии, в котором священноначалие РПЦ не приемлет даже обсуждение идей «обновленцев» 1900-1920-х годов. Казенный традиционализм задвинул обновленцев в малые кружки. Между тем я знаю сильных мусульман-интеллектуалов, пытавшихся сотрудничать с Председателем Совета муфтиев России шейхом Равилем Гайнутдином. Что касается Талгата Таджуддина из Уфы (он – Верховный муфтий России), то я был у него дома, общался, и мне показалось, что он открыт для неоджадидистских веяний. Убежден, что модернизаторское обновленчество не только не повредит мусульманской общине, но способно воодушевить её.

ПРЕДЛОЖЕНИЕ 2: Издать сборник работ Исмаила Гаспринского, провести в Крыму и по всей РФ ряд «круглых столов» и выступлений, организовать международную конференцию «Исмаил Гаспринский: актуальные идеи мусульманина-модернизатора (джадида) о борьбе с утопией «всемирного халифата» и с реакционным исламским радикал-традиционализмом».

Когда либерально-пореформенный и кадетско-столыпинский модернизационные проекты не совсем оправдали ожидания общества, на первый план вышел коммунистическо-ленинский проект. Он противостоял империалистическо-колониальной глобализации и потому привлек сердца молодых мусульман-радикалов, взыскующих более справедливого мирового порядка. Большевистски-ленинский проект «мировой революции» и «штурма Неба» быстро захватил исламских пассионариев. Сложился союз исламских обновленцев с русскими большевиками. С Аллахом в сердце и с Лениным в башке обольшевиченные российские джадидисты бросились в схватку с вооруженной исламской реакцией.

В этом плане показательно противостояние двадцатидвухлетнего чеченского мусульманина-большевика командующего чеченской Красной Армией Асланбека Шерипова с эмиром Северо-Кавказского эмирата семидесятилетним Узун-Хаджи Салтинским, склонным практиковать террор против политических конкурентов, как когда-то делали засевшие в горных крепостях лидеры ассасинов. На эту тему см. мои тексты, победил коммунизм как «молодость мира».

Исламские обновленцы-модернизаторы увидели шанс для себя в антиимпериалистическом коминтерновском проекте глобализации. Лидер младотурок Энвер-паша доверился Ленину и перебрался в Москву и полтора года работал в Обществе Единства Революции с Исламом. Большевики возглавили мировую национально-освободительную борьбу и взяли под свою эгиду многочисленные исламские группировки обновленческой направленности (сравним с поддержкой обновленцев и заодно с внедрением агентуры в РПЦ). Но довлел прагматизм.

Например, Ленин поддерживал как Мустафу Кемаля Ататюрка, так и его соперника организатора армянского геноцида младотурка Энвер-пашу, но когда Мустафа Кемаль создал в Анатолии свою армию и одержал первые победы, Ленин сделал ставку на него, а Энвер-пашу направил на помощь союзным большевикам джадидистам-младобухарцам. Там Энвер-паша осознал, что шансов вернуться в Турцию с помощью большевиков у него нет, и решил бороться с Лениным, но большевикам тогда было море по колено, и они быстро ликвидировали бывшего союзника.

Итак, исламские обновленцы опирались на союз с Коминтерном и затем СССР в борьбе за освобождение своих народов от империалистической колонизации-глобализации. В частности, «духовный отец» Пакистана мудрец-суфий Мухаммад Икбал в программной поэме «Ленин» (1935) назвал Владимира Ильича «партнером-соработником Аллаха», как бы обожествил его. Союз арабских революционеров с СССР хорошо известен, вспомним БААС (Партия арабского социалистического возрождения), которая много лет доминировала на Ближнем Востоке, особенно в Ираке и Сирии, и по сей день баасист Башир Асад является президентом Сирии.

Баасисты — во многом те же джадидисты, только более продвинутые – светские. Исламский террор направлен в первую очередь против них. Обновленцем являлся ливийский лидер Муаммар Каддафи, и в его «Зеленой книге» много заимствовано из работы Иосифа Сталина «Экономические проблемы социализма в СССР». Обновленцем-мусульманином был Гамаль Абдель Насер в Египте, да и нынешний египетский лидер Абдул-Фаттах Ас-Сиси тоже против шариатизации. А вот «братья-мусульмане», пришедшие к власти после Арабской весны, на самом деле во многом неокадимисты, и хотя они открещиваются от использования террора, но в их среде допустимы призывы, например, к уничтожению Пирамид, Сфинкса и т.п.

Советский глобальный модернизационный проект перевернул сознание ряда мусульманских модернизаторов. Например, отец «малайзийского чуда» Махатхир Мохамад назвал свой план модернизационного прорыва «нэп» в напоминание о ленинском нэпе («новой экономической политике»). Опираясь на поддержку СССР, мусульмане-обновленцы несколько десятилетий противостояли империалистическо-неоколониальной глобализации и держали политическую инициативу. Но после краха СССР исчезла глобальная альтернатива, и обновленцы ослабли.

Утрата альтернативного коммунистического проекта глобализации создала «вакуум влияния», который стремительно заполняли кадимисты-традиционалисты. В Афганистане, покинутом Советским Союзом, верх взяли реакционеры Талибана, расстрелявшие всемирно-значимые статуи Будды в Бамиане, а затем и террористы Аль-Каиды. И почти везде, откуда уходил проект коммунистической альтернативной глобализации, устанавливался режим исламского террора.

Вывод – там, где скомпрометирована коммунистическая идея, вакуум заполняют радикал-шариатцы, и оттуда идёт кадровая подпитка исламских террористических организаций. Тьмы примеров можно привести по постсоветским Кавказу и Средней Азии, но в столицах и других регионах тоже немало обратившихся в шариатство и даже шахидство. Неоджадидистов не слышно, их игнорируют власти и официальное духовенство, зато неокадимисты пользуются поддержкой из-за рубежа и потому усиливают свои позиции. А неокадимизм — рассадник террористов.

Будет ли такая ситуация усугубляться — зависит от того, появится ли новый вдохновляющий модернизационный глобальный проект. Террористическое «исламское государство» – это контрмодернизационный проект, который пытается пресечь текущую глобальную экспансию потребительско-деструктивного постмодернизма. Создается ценностный хаос, когнитивный диссонанс. И глобальное потреблятство плохо, а глобальный терроризм как противоядие ещё хуже. Либерасты и террористы — два сапога пара. Надеяться на Коммунистический Китай, который тихой сапой экспансирует по всему миру, в том числе в терророопасных регионах?

Исламские модернизаторы пытаются выдвинуть альтернативный более справедливый проект глобализации, который предусматривал бы приоритет национальных интересов, социальной справедливости и нравственных ценностей. Тот же Махатхир Мохамад, одно время он был председателем самой авторитетной международной Организации Исламская Конференция и потому считался «мусульманином № 1» в мире, клеймит глобализацию по сценарию Запада и предлагает «исламский сценарий». Мы издали в 2009 году в минском издательстве «Харвест» его книгу «Путь вперед» и в Куала-Лумпуре вручили её автору. В ряде других своих книг и выступлений Махатхир Мохамад обосновывает модернизационную исламскую альтернативу либерально-неокрестоносной глобализации. Это довольно привлекательная альтернатива, которая противостоит также террористическо-исламистской контрмодернизации. И она не отвергает достижения современной научно-технической цивилизации, постиндустриализма или информационного «общества знания». Напротив, объективный процесс глобализации она обогащает возможностями субъектизации национальных государств в глобальном мире и граждан, ценностями традиционных культур, предпосылками социальной справедливости.

ПРЕДЛОЖЕНИЕ 3: Перевести и издать сборник текстов Махатхир Мохамада, направленных против исламских радикал-традиционалистов вообще и ИГИЛ-террористов особенно, причем целесообразно опубликовать в этой книге материалы из его содержательного и остро-полемичного Интернет-блога http://chedet.cc/. Многих радикалов-студентов такой сборник не просто отрезвит, а перепрограммирует. Конечно, заслуживает изучения также законотворчество выдающегося исламского модернизатора, под руководством которого Малайзия расцвела.

Прогрессивные предложения выдвигают и некоторые другие руководители мусульманских стран и исламских организаций, следуя заветам Священного Корана, в том числе Суры 58 «Препирательство». Их тоже можно взять на вооружение для борьбы с экстремизмом и терроризмом как в РФ, так и в сопредельных странах, особенно на Кавказе и в Средней Азии. К сожалению, постсоветское руководство РФ растаптывает-вымарывает советский проект и стремится к реставрации дореволюционного традиционализма, то есть к демодернизации, и потому не способно предложить ни своему народу, ни народам мира никакого нового глобального модернизационного проекта. Оставаясь периферийно-компрадорским тупиком, Россия не сможет стать центром притяжения и консолидации для сторонников и продолжателей глобальной миссии российского джадидизма.

Что касается ИГИЛ, то оно, провозглашая себя «исламским», на самом деле не таково (то есть не является «исламским»), а является “сборищем сатанинским”, заклеймённой в Суре 58 «партией Иблиса /Сатаны/». Оно в самом деле схоже с государством исмаилитов, которое правоверный мудрый ат-Туси сдал пришедшим с Востока монголам Хулагу-хана и тем самым помог установить мир и процветание на тех территориях Ближнего Востока, где ныне полыхает война с международным терроризмом. Эти игильцы — не исламисты, а иблисисты!

Публикация и пропаганда текстов российских джадидистов и их продолжателей в РФ и в мире — мощное орудие в современной идейно-пропагандистской борьбе за созидание нового более справедливого мирового порядка и против набирающего силу иблисистского террора.

Валерий Скурлатов

 

Источник – http://skurlatov.livejournal.com/

 

Подписаться
Уведомление о
guest

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

0 комментариев
Inline Feedbacks
View all comments