Причины проблем экономики Беларуси, России, всех стран СНГ и предложения по их решению
11 – 13 марта 2016 г. в Минске состоялась 15-я международная научно-практическая конференция «МИРОВОЙ ЛАД – ПРОТИВОВЕС МИРОВОМУ ГОСПОДСТВУ!» В ходе ее прозвучала следующая концепция Никитенко П.Г. (д.э.н., профессор, академик), Довгель Е.С. (экономист-аналитик) выхода из зависимости от наднациональных финансовых центров:
1. Первая и главная причина проблем в экономике наших стран – нерациональная организация национальной валюты и условий финансирования своих производителей. Национальная валюта – это главное средство любого государства для подъёма и активизации экономики своей страны.
Монетизация экономик Японии и США национальными деньгами, как отношение количества национальных денег в экономике к годовому объему валового внутреннего продукта страны, в настоящее время превышает 300%, Китая – 200%, Великобритании – 150%, Еврозоны – 100%. При этом в указанных странах весьма развит также институт финансовых посредничеств, ускоряющих обращение денег, и рынок всякого рода ценных бумаг.
В России же коэффициент монетизации национальной экономики национальными деньгами на начало 2016 г. был менее 50%, в Беларуси – лишь 10,3%.
В Беларуси, стараясь помогать госпредприятиям и аграрникам, правительство частично компенсировало им из госбюджета проценты по кредитам, в то время как нужно бы просто понять, что кредитные схемы финансирования вообще, даже при самых низких (нулевых) кредитных ставках, значительно повышают финансовые затраты производства необходимостью возврата кредитору основного долга и этим соответственно снижают конкурентоспособность кредитуемых производств.
Именно поэтому в странах, имеющих наиболее высокие показатели конкурентоспособности предприятий (США, Япония, Китай), давно доминирует принципиально иная схема финансирования важных производств, основанная на создании акционерных обществ, привлекающих средства в обмен на акции. При такой схеме финансирования у производителей вообще не возникает кредитных долгов (дивиденды выплачиваются из прибыли), что значительно (в разы!) повышает конкурентоспособность их продукции.
2. Существующие в постсоветских странах системы налогообложения – второе главное препятствие в создании конкурентоспособных экономик.
Налоги включаются в цену сырья (входной НДС), в себестоимость (соцстрах, налоги на зарплату), в цену продукции (НДС и др.), что дополнительно снижает конкурентоспособность их производителей на рынках.
Более того, часть налогов изымается у предприятий до реализации ими продукции, что усугубляет их финансовое положение. В Китае и Японии такие налоги намного ниже, в США же федеральные налоги выплачиваются, в основном, из прибыли, что дает их предприятиям дополнительное преимущество на рынках.
Для вывода национальной экономики из мирового финансово-экономического кризиса на путь дальнейшего бескризисного развития предлагается субстратное (предельно оптимально) решение:
1. Укрепить национальную валюту, сделать ее стабильной, свободно конвертируемой, с одновременным преобразованием национальной кредитно-денежной системы в денежно-инвестиционную.
Для этого следует оперативно, указом Главы государства:
1.1. подчинить Национальный банк Правительству страны с постановкой перед этими госорганами их общей и главной задачи – стабилизировать национальную валюту, обеспечить ее свободную конвертацию и, главное, более высокую выгодность для населения как средства накопления сбережений по сравнению с любой иностранной валютой, обращающейся в стране.
1.2. Поручить Правительству:
1.2.1. Наделить полученный в подчиненность Нацбанк высоколиквидным капиталом в такой мере, чтобы он мог надежно на ресурсах своего баланса, не прибегая к иностранным займам, обеспечивать обязательства государства по национальным деньгам, находящимся в обращении. Задача эта может быть успешно решена в любой стране в различных вариантах. Например, для Беларуси, России и других стран СНГ наиболее рациональным будет просто передать Мингосимущество в ведение Нацбанка на правах его структурной единицы, а ценные бумаги, находящиеся в распоряжении Мингосимущества, учесть в активах Нацбанка как его капитал. Сразу же получим Нацбанк с тысячекратным обеспечением национальной валюты! И далее можно наращивать активы Нацбанка безгранично путем оценки и учета в его балансе любых других слагаемых национального богатства, пригодных для вовлечения в рациональный рыночный оборот;
1.2.2. Преобразовать Нацбанк из кредитора коммерческих банков в главного ответственного и рационального национального инвестора. Обязать его выпускать национальные деньги в обращение, в основном, 100-процентно обеспеченно реально ликвидным капиталом (обменом на акции гарантированно эффективных бизнес-проектов, застрахованных от рисков);
1.2.3. Осуществить реструктуризацию кредитных долгов госпредприятий в пакеты акций и обеспечить акциями расчёты должников с кредиторами;
1.2.4. Предоставлять лучшие, наиболее эффективные национальные бизнес-проекты не иностранным инвесторам, а своему государству в лице Национального банка, а также национальным коммерческим банкам и населению страны для инвестиционного финансирования национальной валютой: стабилизированной, свободно конвертируемой и планомерно растущей в рыночной стоимости относительно доллара США и других не обеспеченных ликвидными активами иностранных валют. Гарантами таких бизнес-проектов должны выступать Правительство, Национальная академия наук, региональные и отраслевые органы государственного управления, другие заинтересованные поручители, отвечающие по поручительствам своим имуществом или же страховыми полисами надёжных страховых организаций.
Что это даст государству:
При такой схеме финансирования экономики у государства возникнет мощный безинфляционный источник для рациональных государственных инвестиций. Нацбанк страны станет действенным инструментом модернизации и подъёма национальной экономики на наиболее перспективных направлениях. Лучшие национальные бизнес-проекты станут получать достаточные государственные инвестиции (а не коммерческие кредиты!), что резко повысит их конкурентоспособность на рынках, устойчивость и прибыльность их бизнеса.
С реструктуризацией кредитных долгов национальные предприятия освободятся от нынешней беспросветной закредитованности и впредь станут получать не кредиты, а инвестиции под бизнес-планы инвестиционного развития, что резко повысит их конкурентоспособность на рынках и прибыльность их деятельности. Соответственно, будет поддерживаться высоким и станет постоянно возрастающим рыночный спрос на их акции.
Акции эффективных предприятий – это активы с ликвидностью выше, чем золото. Они будут являться высоколиквидным обеспечением национальных денег. При необходимости укрепления курса рубля Нацбанк в любой момент сможет (в меру необходимости) выдать в продажу часть акций из своего капитала и тем самым увеличить объём товарной массы на рынке, а продажей акций за национальные деньги – по необходимости изымать национальные деньги из обращения. Национальная валюта станет управляемо стабильнее и несравнимо надёжнее доллара и евро.
Одновременно с выпуском национальных денег в обращение Нацбанк будет получать в свой баланс и высоколиквидный капитал для их 100-процентного обеспечения, которым сможет эффективно решать все задачи, стоящие сегодня перед ним. В том числе он сможет на основе своего более чем 100-процентно обеспеченного высокой ликвидностью баланса надежно и эффективно, по государственным стратегиям страны, управлять курсом национальной валюты на рынке.
Более того, Нацбанк страны как её главный инвестор станет зарабатывать ещё и значительную прибыль для государственного бюджета (как это делает уже 100 лет ФРС США!). Это позволит оптимизировать и снижать в стране налоги с гарантией также и бездефицитности госбюджета. А уменьшение налогов и рост производительности труда будут снижать себестоимость продукции.
Соб. инф.