Тихо и незаметно для широкой публики, как это обычно и бывает, произошло событие, поверить в которое ещё несколько лет назад было совершенно невозможно
В июле 2016 г. в Майкопе (Республика Адыгея), на совместном заседании общественной организации «Старейшины Адыги» и местного отделения Изборского клуба, с участием гостей из Кабардино-Балкарии и Москвы (РОО «Е.Н.О.Т.» и другие русские патриотические организации), была выдвинута фундаментальная для дальнейшего развития нашей страны общественная инициатива: законодательно закрепить статус русского народа как «государствообразующего народа России».
Немного предыстории. Ещё в 2012 году, идя на выборы, наш президент Владимир Путин в своей программной статье «Россия: национальный вопрос» изложил ряд своих принципиальных подходов к национальной политике: Россия – это уникальное «государство-цивилизация». Скрепляющей эту цивилизацию основой является русский народ и русская культура. Таким образом, русский народ является государствообразующим по факту существования России. Своевременность и историческая обоснованность подобных тезисов несомненны уже потому, что нынешнее, доставшееся в наследство от либеральных 90-х, положение русского народа иначе как бедственным назвать нельзя. Чем регулярно пользуются псевдорусские маргиналы, стремясь обратить вполне справедливый гнев русского народа (а это 80% населения) против самого государства и, в первую очередь, против Путина.
«Русско-кавказская инициатива» впервые за последние четверть века целенаправленного замалчивания «русского вопроса», поставила его «ребром». Как вылезти из законсервированной в России идиотской ситуации, когда русские, составляя 80% населения и имея все основания считать себя создателями этой страны, являются в ней юридически «неизвестно кем», а по факту – «дискриминируемым по этническому принципу большинством»? Как разрешить в России «национальный вопрос», который не решить, не решив прежде «русского вопроса»? Как не ущемить при этом самоуважение других российских этносов, включая имеющих в России свою территорию «национальных республик», где они, даже будучи в численном меньшинстве, всё же – «государствообразующий народ» и «титульная нация», и жутко опасаются всё это потерять?
Проблема видится неразрешимой ровно до тех пор, пока не найдено «ключевое звено, ухватив которое, можно вытащить всю цепь»! И мы это звено нашли – оно в самом понимании понятия «русский». Которое никак не этническая категория (поди найди сегодня «этнически чистого русского» с «чистыми» предками в пяти – шести поколениях!), и даже не «духовно-культурная». Всё на свои места расставил Донбасс, где с обеих сторон сражались русские и нерусские, христиане и мусульмане, «левые» и «правые». Если в XIX веке друг с другом боролись нации и империи, а в XX-м – военно-политические блоки, то XXI век – время борьбы цивилизаций, цивилизационных проектов и систем ценностей. На том же Донбассе сошлись Русская и Западная цивилизации, «Русский мир» и те, кто хочет уничтожить «Русский мир». Всё стало ясно.
Соответственно, отвечающий СОВРЕМЕННЫМ РЕАЛИЯМ подход к «русскости» (т.е. – кого считать «русским») строится на «цивилизационной» основе и состоит из трёх уровней. «Русские» сегодня – это и «русские по крови» (великороссы, малороссы и белорусы), и «русские по духу» (которые, не будучи этническими русскими, причисляют себя к носителям русской культуры и духовности, что зачастую гораздо важнее этнической принадлежности), и «русские по цивилизационной принадлежности» – люди, твёрдо приверженные культуре и традиции своего этноса, но не отделяющие себя от Русской цивилизации и её системообразующего русского народа.
Те кавказские общественные деятели, которые вместе с нами запустили «Русско-кавказскую инициативу», это в цивилизационном плане, несомненно, «русские кавказцы» – люди с нормальным «имперским» мышлением, понимающие, что без своего русского фундамента наш общий дом Россия непременно рухнет при любом серьёзном внешнем напоре, похоронив под своими обломками всех нас. Понимают это не только на Кавказе – в поддержку нашей инициативы высказались более 20 национальных объединений Москвы и Питера, в работе Оргкомитета активно участвует «Изборский клуб» и другие аналитические структуры, нас поддержали ряд добровольческих и русских патриотических организаций. Первые серьёзные результаты уже есть – РКИ обсуждалась в Общественной палате, а к Государственной Думе по ней выступил на пленарном заседании наш известный режиссёр депутат Владимир Бортко.
Таким образом, несмотря на целенаправленное замалчивание РКИ центральными СМИ, число наших сторонников растёт и будет расти. Ибо, в отличие от наших предшественников, ошибочно пытавшихся объединить для решения «русского вопроса» только РУССКИХ, мы объединяем всех, кто ЗА РУССКИХ. А таких в стране – большинство.
При этом важно понимать, что от того, как именно будет решаться (или не решаться) «русский вопрос», зависит наш мировоззренческий выбор – ответ на вопрос о сущности нынешней «вставшей с колен» Российской государственности: «Кто мы»? Ведь если мы, Россия, как сообщил некогда в своём новогоднем обращении тогдашний президент Дмитрий Медведев, являемся «молодой двадцатилетней государственностью» — это одно. Тогда всё верно: строим всё «с чистого листа», ценности берём западные (как «наиболее прогрессивные» и «общечеловеческие»), русское большинство считаем аморфным безнациональным «цементом», призванным скреплять монолитные кирпичики этносов и диаспор в «единую российскую нацию» — сообщество эгоистичных одиночек, объединённых исключительно одинаковым паспортом, языком общения и подчинением общим законам. Или же мы, Россия, – самобытная Русская цивилизация со своими ценностями и цивилизационным проектом. И тысячелетняя государственность, сложившаяся исторически из множества этносов и культур вокруг государствообразующего Русского народа и его культурно-исторической доминанты. Умеющей, как справедливо писал Иван Ильин: «Не искоренить, не подавить, не поработить чужую кровь, не задушить иноплеменную и инославную жизнь, а дать всем дыхание и великую Родину… всех соблюсти, всех примирить, всем дать молиться по-своему, трудиться по-своему и лучших отовсюду вовлечь в государственное и культурное строительство».
Первый из этих двух путей навязывается России со времён распада СССР и безусловного идеологического и культурного доминирования самой оголтелой либеральщины, подкреплённого всею мощью государственной машины пропаганды и подавления инакомыслия. Второй только-только начал со скрипом пробиваться при президенте Путине, писавшем в своей предвыборной статье 2012 г. «Россия: национальный вопрос»: «Русский народ является государствообразующим — по факту существования России. Великая миссия русских – объединять, скреплять цивилизацию… скреплять русских армян, русских азербайджанцев, русских немцев, русских татар… Скреплять в такой тип государства-цивилизации, где нет «нацменов», а принцип распознания «свой-чужой» определяется общей культурой и общими ценностями. Такая цивилизационная идентичность основана на сохранении русской культурной доминанты, носителем которой выступают не только этнические русские, но и все носители такой идентичности, независимо от национальности».
Какой из двух вариантов выберет российская власть, покажет готовящийся вскоре закон «О российской нации», вокруг которого должна развернуться серьёзная борьба. Будут ли, в соответствии с либеральной концепцией, считать российской нацией некое безнациональное население, одиночек с одинаковыми паспортами. Либо Нацией будет объявлен «союз народов России, объединившихся вокруг государствообразующего русского народа (под каковым мы понимаем все три его ветви – великороссов, малороссов и белорусов)». За правильный выбор, право же, стоит драться – ибо от него в значительной степени зависит наше будущее.
Владимир Хомяков, сопредседатель Оргкомитета «Русско-кавказской инициативы»