Неудобные мысли
Депардье, обидевшийся на налоговую систему Франции и вдруг решивший стать гражданином России, уже стал героем анекдотов. Сам Путин вручил ему российский паспорт, губернаторы встали в очередь дарить ему, нищему, квартиры, пока их не остановили. Потом так же помпезно вручили российский паспорт какому-то вышедшему в тираж боксёру. По этому случаю тоже много было барабанного боя. С месяц назад преподнесли паспорт гражданина России другому актёру, уже голливудскому. Грудь распирает от гордости: растёт, ширится Россия!
Ежегодно в Москве собирают Форум соотечественников за рубежом: президент, депутаты Государственной думы за государственный счёт приглашают потомков именитых князьёв, графьёв и прочую знать. Они ведут речи о матушке России, которая снова стала великой и снова готова взять всех под своё крыло. Но графья, князья и бароны не очень-то торопятся в Россию, потому как большинство из них бежали из страны, как нынешние олигархи, как крысы с корабля, ещё до революции и Гражданской войны. И в большинстве случаев ничто, кроме громких фамилий, с Россией их не связывает. И не встанут они за станки, не сядут за штурвалы комбайнов, в шахты тем более не спустятся. Взгляните на заседания Всемирного русского народного собора: Патриарх, опять-таки графья, князья, непременные борцы за русское счастье Зюганов и Жириновский. А в это время десятки и сотни тысяч бывших граждан России, которая называлась СССР, по 10, 15 и 20 лет бьются, словно рыба об лёд, чтобы получить российское гражданство. Отставим на минуту в сторону такой непреложный нравственный и юридический вопрос, что все граждане бывшего СССР, по крайней мере в пределах нынешней России, должны автоматически получать российское гражданство.
Почему не посмотреть на это дело сугубо с практической стороны? Ведь в недалёком будущем России грозит демографический кризис. Чтобы выйти из кризиса экономического, кроме новых технологий, нужны рабочие руки. С высоких трибун провозглашается одно, а на деле совсем другое. Вот два случая, с которыми я столкнулся. В аксаковском Надеждине (под Уфой) до последнего времени настоятелем храма был беженец из Западной Украины отец Пётр. В течение восьми лет он с семьёй каждый год вынужден был пересекать границу Украины, чтобы с поставленным штампом пересечения границы и тяжким грузом пережитых унижений вернуться обратно. Это давало ему право на продление вида на жительство. В конце концов, я не выдержал, позвонил тогдашнему секретарю Совета по безопасности при президенте Башкирии и в весьма резком тоне высказал всё, что думаю по этому поводу. И услышал в ответ: «Даю слово офицера, что через полмесяца он получит паспорт». Через полтора месяца он позвонил и растерянно сообщил: «Я не представлял, насколько это сложно, что у нас такое запутанное законодательство. Но я сдержу своё слово, гражданство он получит». Законодательство это не с неба свалилось, его придумали наши сытые, ухоженные, при хорошей зарплате, народные избранники.
В Париже я познакомился с таксистом Юрой, бывшим десантником. В Афганистане, тяжело раненный, он попал в плен, пять лет был в неволе. Выкупила его какая-то католическая благотворительная организация. Прямых путей в Россию не было. Окольными путями добрался он до юга Франции, где нашёл работу. Два года поездок в Париж. Российское консульство для подачи документов принимает почему-то в рабочее время всего два дня по два часа. Огромные очереди, ночёвки в сквере, объяснения с полицией и работодателем. Кончилось тем, что пришло из дома письмо: умерла мать, последнее, что связывало его с Россией. «Давай, я попробую помочь», — предложил я. «Нет, теперь уже не хочу. Россия стала для меня злой мачехой», — таков был ответ.
Решившего вернуться на родину встречают равнодушием, унижением человеческого достоинства, хамством, десятками и сотнями всевозможных мелких и крупных препон. Государство, помимо всего прочего, организовало на человеческой беде циничный бизнес: каждая бумажка, кроме нервов, стоит немалых денег, которых у простого люда просто нет…
В газете «Республика Башкортостан» недавно прочитал горькую статью Галины Тряскиной «Неродные на родине?». Из Казахстана в Россию, не выдержав издевательств от переселившихся туда по приглашению Назарбаева монгольских казахов, перебралась русская семья. Так во время войны выходили из окружения: с оружием, со спасённым знаменем. Семья Харьковых — четверо взрослых и пятеро детей — пересекла границу не с протянутыми руками — с двумя орловскими рысаками, козами, поросятами, гусями, другой живностью. Словом, с целым крестьянским хозяйством, а главное — с рабочими руками. Оркестров, разумеется, не было. Но оркестра они и не ждали. Они ждали, что Родина, в своё время отправившая их поднимать целину, радостно примет их. Но начались мытарства. С них, русских, в частности затребовали сертификат на знание русского языка!? Кипа бумажек на каждого — 60 тысяч рублей, и неизвестно ещё, где брать эти бумажки!.. Вот такое современное продолжение знаменитого в своё время фильма «Иван Бровкин на целине», которым изредка, перед выборами, и теперь ещё потчуют зрителя наши телеканалы!
Но сейчас вопрос скорее не к нашему человеколюбивому государству. В конце статьи газета обратилась к руководителям сельских районов, предприятий, общественных и иных организаций республики, просто к гражданам с просьбой помочь семье, пока не соберёт она роковые бумажки. Помочь трудоустройством, деньгами, одеждой, едой наконец.
И я потрясённо узнаю, что НИКТО, НИ ОДНА ДУША не откликнулась на этот призыв. Ни велеречивые депутаты самой народной в мире партии «Единая России», по наследству от КПСС унаследовавшей махровую демагогию, провозгласившую, к примеру, непримиримую борьбу за чистоту русского языка и тут же навязавшую народу ублюдочное заимствование из американской выборной системы — слово «праймериз» (первичное голосование). Ни депутаты и рядовые члены «Справедливой России» (название-то какое!), ни самые ярые борцы за народное счастье — зюгановцы и жириновцы. Ни один глава района, ни один руководитель предприятия, ни одно государственное или фермерское сельское хозяйство, разумеется, ни один из банков, халявными кредитами заманивающих людей, а потом отдающих их на съедение коллекторам. И самое печальное: никак не откликнулся ни один рядовой житель Башкирии!
Можем ли мы после всего этого называться великим народом? Возмутился было я, а объяснение тому может быть самое простое: по нынешней нищете простой люд газеты теперь не выписывает.
Неужели семье Харьковых теперь остаётся уповать только на Господа Бога?
P.S. В приёмной газеты «Республика Башкортостан» в углу я увидел узлы, пакеты. «Для Харьковых. Сотрудники газеты собирают. Помогаем как можем», — пояснили мне.
P.P.S. «Неудобные мысли» и другие произведения Михаила Чванова можно читать на сайте писателя: михаил-чванов.рф
Михаил Чванов
Источник – Слово