24 января – многими забытый за долгие десятилетия памятный и скорбный для казаков день – начало геноцида казачества
Забытый потому, что о страшных событиях того времени нельзя было говорить, тема расказачивания стала запретной даже в исконно казачьих краях. Называть себя казаком, признавать верующим, вспоминать своих предков-казаков – и это было небезопасно. Те, кто пережил ужас геноцида казачества, не очень охотно вспоминали и рассказывали самым близким о пережитом. Так фронтовики, участники кровопролитных сражений, старались забыть ужасы войны, в отличие от тех, кто на передовой не был и того ужаса не испытал. На войне врагами были немцы-фашисты. А вот против казаков выступили как против врагов свои соотечественники.
Чтобы вспомнить и почтить память терских казаков, пострадавших от репрессий расказачивания, в краеведческом музее имени Багратиона собрались представители казачества, общественных организаций, священнослужители, военнослужащие Кизлярского батальона, работники культуры, воспитанники воскресной школы и казачьего класса школы-гимназии №6. Устроители мероприятия ставили своей целью рассказать присутствующим о малоизвестных страницах истории, воспитывать молодежь на казачьих традициях верности православной вере и служения Отечеству.
Молитвенным песнопением «Отче наш» мероприятие открыл Государственный кизлярский терский ансамбль казачьей песни. Стоя, присутствующие прослушали «Гимн терских казаков» в исполнении этого же коллектива. Затем благословление отца Сергия.
Содержательное, талантливо преподнесенное повествование о трагических событиях столетней давности ведущей Любови Мстиславской – директора музея имени Багратиона, подкрепленное слайдами и кадрами из фильмов о казачестве, заставляло зал сопереживать. Тем более, что предки некоторых из присутствовавших на мероприятии на себе испытали ужасы расказачивания. В частности, О.В. Артюхов – секретарь Координационного совета по Северному региону РД при Правительстве Республики Дагестан рассказал о своих репрессированных родственниках. Отец потомственного казака, председателя совета стариков Нижне-Терской казачьей общины М.П. Горбунова тоже пострадал в период геноцида казачества. Кстати, Михаил Петрович внес предложение переименовать улицу Кизляра, названную в свое время именем одного из руководителей молодого советского государства и инициаторов расказачивания Якова Свердлова в улицу нашего современника, погибшего от рук террористов казака Петра Стаценко. «Любо!»- так терские казаки отреагировали на предложение увековечить память своего товарища.
Уже нет свидетелей и участников событий столетней давности. Потери были жестокие – это десятки тысяч убитых и пострадавших. Их не вернёшь, историю не переиначишь. Но нам надо знать о павших, репрессированных, о людях и о событиях того времени. Чтобы объективно и взвешенно оценивать эти события, не впадать в крайности, не путаться, но видеть и достижения революционной эпохи, и трагедии, и преступления.
Прямым следствием октябрьской революции 1917 года и утверждения власти большевиков стал геноцид казачества. Иначе и не могло быть. Новая идеология исключала всякую религию как духовную основу – это опиум, обман народа. Вместо православия – торжество атеизма. Казачий хозяйственный уклад тоже никак не вписывался в программу всеобщей коммуны. Казаки у нас на Кавказе с лёгкой руки одного из известных деятелей революции получили прозвище народа-помещика. Ну а что надо было делать с помещиками, и делали, – это известно.
Согласно принятому в ноябре 1917 г. декрету «Об уничтожении сословий и гражданских чинов», казачество как сословие тоже уничтожалось и таким образом лишалось своих прав. Но при этом нужно заметить, что терское казачество в общем лояльно отнеслось к новой власти, было и немало искренне сочувствующих, позже ставших красноармейцами. Казаки ведь тоже за народовластие, равенство, освобождение от гнёта чиновников и высших сословий. И то, что провозглашалось, лозунги советской власти не противоречили чаяниям казачества. Главное, за что беспокоились казаки как хранители родной земли – это обеспечение порядка и спокойствия. Но могло ли быть в тот период спокойствие…
Панихиды по репрессированным казакам в поминальный день 24 января прошли по всей России. Состоялись они и в кизлярских храмах. «Тягостно за предков. Бог судья тем людям, кто допустил расправу над казачеством. Но мы должны об этом помнить и не допускать подобных событий, братоубийственных войн»,- сказал в своем выступлении атаман Кизлярского особого приграничного казачьего общества ТКВ Валентин Иванов.
О трагических событиях в истории казачества, о значении и проблемах его возрождения говорили атаман Нижне-Терской казачьей общины Владимир Старчак и Петр Лиховидов – член правления. Последний поблагодарил устроителей поминального мероприятия за интересный, содержательный рассказ о важной, особенно для молодых казаков, странице в историческом пути казачества.
Терский ансамбль казачьей песни – непременный участник всех проводимых музеем имени Багратиона мероприятий – своим подобранным, по случаю, репертуаром патриотических песен и сценкой «Проводы казака на службу» сделал встречу запоминающейся.
Великий русский писатель Лев Толстой сказал, что народ нельзя убить. Так вот и казачество, несмотря на пережитые испытания, геноцид, забвение, возрождается на новом этапе современной истории. Потому что кизлярская земля когда-то ещё с незапамятных времён впитала в себя дух казачьей вольницы и его невозможно вытравить, уничтожить совсем. Потому что в казачестве органически соединяются и этот вольный народный дух, и святая вера, которая идёт от древних русичей. И это неистребимо, это не может быть реликтом или пережитком прошлого. На этом держится душа русского человека и душа народа. А душу нельзя убить.