Глядя, как госсекретарь США Хиллари Клинтон во время посещения Казани в октябре 2009 года ставит свечку в православном храме, невозможно не задуматься о влиянии миловидности на успех политика
На выборах президента США хищной бабушке Клинтон преградила дорогу лучезарная жена Трампа. Американцы поверили, что если этой красавице-славянке с мужиком хорошо, то хорошо с ним будет и всей Америке. Людей с пониженной потенцией нам не надо!
Мари Ле Пен проиграла выборы во Франции ещё до их начала, не потрудившись похудеть и сделать свой облик чуть менее мужиковатым.
Даже Дмитрия Медведева, когда из него «лепили» президента, заставили похудеть и научили лучезарно улыбаться.
Вот и Рустаму Миннеханову, унаследовавшему Татарстан от великого мудреца Шаймиева, одного лишь мужского обаяния не один год вполне хватало для управления республикой… Но грянул банковский кризис. Ограбленные «эффективными менеджерами» вкладчики на своих акциях протеста почти слово в слово повторяли слова В.В. Путина, что зарубленная Родионом Раскольниковым старуха-процентщица – сущий ангел рядом с нынешними «дарителями кредитов».
Что-либо возражать было бы проявлением нелояльности.
А так как в банковской катастрофе Татарстана нет ничего такого, чего не было бы в других национальных республиках – на 3-й Съезд народов в Казань слетелись дорогие гости из республик поменьше. Посмотреть, готов ли «витринный» регион отстаивать свои «особые права» в споре с Москвой, не торопящейся спасать банкротов из Поволжья.
Если у татар получится всё оставить «как есть» – и другим можно будет по-прежнему жить «с верой в завтрашний день».
В шикарном отеле «Корстон» почти все собравшиеся были в свежепошитых национальных костюмах народов Поволжья, надеваемых в лучшем случае раз в десять лет для сабантуев вроде нынешнего. В бальном зале отеля по всему периметру установили кабинки для гостей с занавесями из бордового плюша. Не хватало только привядших березовых ветвей.
Вдоль стены, занятой старинными фотографиями из народной жизни, стремительно двигался Рустам Минниханов. Следом бежали женщины библиотекарского вида с книгой старинного этнографа Риттиха, пытаясь привлечь президентское внимание к «статистической таблице племен Казанской губернии».
А выражение «губернизация», год от года нравящееся всё большему числу руководителей страны, владык национальных республик повергает в ужас.
Открывая заседание, глава Совета Ассамблеи народов Татарстана Фарид Мухаметшин сообщил,что на съезд прибыли 500 делегатов от муниципальных образований и 230 – от землячеств, и что татар среди участников – 30 процентов, русских – 18, чувашей – 7… далее по убывающей..
Первый такой съезд был созван в 1992-м, чтобы добавить легитимности итогам эпохального референдума (того самого: «Согласны ли вы, что Республика Татарстан – суверенное государство…»), второй состоялся лишь 15 лет спустя, дабы мобилизовать народы на правильное волеизъявление на решавших многое выборах в Госдуму 2007 года…
Когда власти требуется единодушный народный глас – народы, как Сивка-Бурка, тут как тут.
Вот и сейчас народам республики предстояло потребовать от федерального центра перезаключения договора с Татарстаном о разграничении полномочий, срок которого истекает в июле.
Первым выступил «Наставник и Учитель» Ментимер Шаймиев, Он напомнил, как 24 апреля 1991 года была учреждена должность президента Российской Федерации, а в республике раздавалось все больше голосов в пользу учреждения поста президента и в Татарстане. Как Ельцин сказал Шаймиеву: «Если на то будет воля народа, на это надо идти». В итоге в один и тот же день – 12 июня 1991 года – были избраны президент России и президент Татарстана.
Про то, что за президента России в «памятный исторический день» смогли проголосовать всего около десятой части всех избирателей («русские» бюллетени на избирательных участках республики выдавали лишь тем, кто особенно настойчиво их требовал), мудрец Шаймиев упоминать не стал – сейчас это было бы неуместно. Зато подчеркнул, что с тех пор «в сознании нашего народа укрепилось трепетное отношение к названию «президент» высшего должностного лица республики» И это, мол, «укрепляет наши позиции – на случай возобновления в федеральной повестке темы незаконности наименования «президент» для главы отдельного региона»…
В год проведения II cъезда народов Татарстана состоялось подписание второго договора о разграничении полномочий между Татарстаном и федеральным центром, напомнил Шаймиев: “Сегодня, учитывая созидательный характер договора, результаты которого мы видим в успешном развитии республики, он имеет право на жизнь. Договор может быть продлен без внесения каких-либо изменений в содержание. Как конституционная норма, способствующая укреплению федеративных основ нашего государства – пожалуй, самого сложного федеративного государства в мире!”
Старец прозрачно намекнул: без продления договора с Татарстаном федеративные основы могут оказаться не такими уж и крепкими…
А когда восторг по поводу дружбы народов в республике выразил зам. главы Администрации Президента РФ экс-президент Дагестана Магомедсалам Магомедов, в ответном спиче г-н Мухаметшин заметил: «Вы ведь сами успешно руководили национальной республикой. А до вас ваш отец успешно руководил этой национальной республикой…»
Наблюдатель, плохо ориентирующийся в реалиях регионов, мог бы подумать, что эти национальные республики не такие уж и республики, раз власть в них переходит от отца к сыну… Поправить ситуацию бросился сидевший в президиуме Съезда нынешний глава Дагестана Рамазан Абдулатипов.
Он еще шел к трибуне, а в президиуме все уже заранее радостно улыбались. Знали, что этот матерый человечище способен оживить любое нудное мероприятие. И не ошиблись. Г-н Абдулатипов сделал татарам самый лучший комплимент, какой только мог придумать дагестанец:
– По старейшему переводу, татары – «люди с гор»! Потому что «тат» означает горы, а «ар» – человек… Татары раньше были горцами! Это показывает и развитие Татарстана…
Как говорится, а иначе с чего они такие умные…
В заключение своей пламенной речи Рамазан Абдулатипов вручил Минтимеру Шаймиеву (юбилей старца уже прошел!) орден «За заслуги перед Республикой Дагестан» и кубок из металла желтого цвета, на котором кубачинские мастера выполнили портрет г-на Шаймиева и надпись: «150 лет без капитального ремонта!»
Наставник и Учитель растрогался, вспомнил самого известного дагестанца – мятежного имама Шамиля, и заявил, что тому после пленения русскими войсками «царем была оказана высокая честь: жить на территории Российской Федерации и заложить основы дружбы народов»…
“Как дорого стоит межконфессионный и межнациональный мир!..” – вдохновенно восклицал вице-спикер Госдумы РФ, глава парламентской фракции «Единой России» Владимир Васильев.
Рустам Минниханов в 40-минутном выступлении еще раз напомнил народам Татарстана: о двух предыдущих съездах народов; о вкладе национально-культурных объединений республики в дружбу народов Татарстана; об экономике и инвестиционной привлекательности республики
Он заявил, что относительно паритетного обучения русскому и татарскому языкам в школах Татарстана «достигнут общественный консенсус, менять который недопустимо». А «сохранение и развитие (!) русского языка и литературы для нас всегда было одним из приоритетов». Минниханов напомнил про V конгресс Российского общества преподавателей русского языка и литературы, состоявшийся в Казани в октябре 2016-го, заявил о «несостоятельности политизации языковых вопросов» (похоже, он имел в виду проводимый в Казани в тот же день Обществом русской культуры митинг под лозунгом «Против языковой тирании в Республике Татарстан!»…).
На третьем часу мероприятия дали, наконец, слово руководителю Русского национально-культурного объединения РТ Ирине Александровской. Она поведала, что русские чрезвычайно гармонично вписаны в национальную структуру республики, а «русское национально-культурное объединение, созданное в декабре 2012 года, развивается».
Почему-то никого особо не удивило, что русское национально-культурное объединение появилось в Татарстане всего четыре года назад – намного позже объединений куда менее многочисленных диаспор… Ну, не признаваться же, что организация создана по велению властей, дабы вытеснить из публичного поля то самое Общество русской культуры, долгие годы требующее увеличения количества часов преподавания русского языка в школах.
Ну, что ещё можно сказать о неутомимых чиновниках Казани?!
Лучше литературного персонажа, ярко проявившего себя именно в Поволжье, пожалуй, не скажешь: «Предположим,что вот этот гражданин хорошо играет в шахматы, а вот этот – плохо… И никакими лекциями, товарищи, этого соотношения сил изменить невозможно!» (Из речи Остапа Бендера в Васюках)
Аналитическая служба СРН