Дело Раиса Сулейманова: итоги

 

Проходивший в 2015-16 годах процесс в отношении крупного религиоведа, политолога, специалиста по этнорелигиозным проблемам Поволжья Раиса Равкатовича Сулейманова, обвинявшегося по «экстремистской» 282-й статье Уголовного кодекса РФ, завершился

Дело было прекращено за отсутствием состава преступления. По времени оно совпало с периодом «холодной войны» между Россией и Турцией, а потому является примером того, как влияние одного государства в одном из регионов нашей страны может привести к неприятным последствиям для человека, много лет изучающего эту политико-идеологическую экспансию в своем регионе.

Несколько слов о Сулейманове. В течение многих лет он занимается изучением этноконфессиональных отношений в Татарстане, в котором проживает с рождения. В постсоветский период в регионе усилилось зарубежное влияние из Турции, Саудовской Аравии и других мусульманских стран, что привело к распространению и усилению пантюркизма, ваххабизма и иных деструктивных этнорелигиозных идеологических направлений. Сепаратизм, поднявший голову в период распада СССР, тогда активно поддерживался местными властями в Татарстане. Воспользовавшись ослаблением федерального центра в Татарстане в 1990-е годы, в эту республику Поволжья стали прибывать эмиссары из Саудовской Аравии и Турции под видом проповедников, бизнесменов и представителей зарубежных НКО, которые рассматривали регион как зону своих геополитических интересов.

Когда 24 ноября 2015 года был сбит Турцией российский боевой самолет в Сирии, что было воспринято президентом России Владимиром Путиным как «удар в спину», началась российско-турецкая «холодная война». Это противостояние Анкары и Москвы позволило выявить степень влияния Турции в некоторых регионах России, в особенности значительный масштаб этого влияния был заметен в Татарстане. Раис Сулейманов подготовил и опубликовал ряд статей по «мягкой силе» Турции в Поволжье, о религиозном влиянии Анкары, о пантюркизме и турецком лобби в Татарстане. Это вызвало резкую ярость у местной этнократии и протурецких правящих кругов в Татарстане, после чего началось преследование ученого.

8 февраля 2016 года Сулейманова вызвали в Следственное управление Следственного комитета РФ по Татарстану, вручив предварительно повестку, что его приглашают в качестве свидетеля. Однако уже в кабинете следователя ему объявили, что возбуждено уголовное дело по пункту «б» ч. 2 статьи 282 Уголовного кодекса РФ («Возбуждение ненависти или вражды с использованием своего служебного положения»). Сулейманову поставили в вину, что он в своих статьях якобы писал о «наличии в Республике Татарстан бандподполья радикальных исламистов, активных групп национал-сепаратистов и поддержке их большим числом сторонников из числа мусульман и татар, а также со стороны духовенства и представителей власти республики». Согласно заключениям экспертов, на которых ссылаются следователи, материалы Раиса Сулейманова могут «спровоцировать возбуждение ненависти и вражды между представителями различных взглядов, воззрений, интересов», а также «рост социальной напряженности в обществе».

Неясно, как бы это уголовное преследование завершилось, если бы не общественная реакция: возмущение, заявления в поддержку, сбор подписей, статьи с негодованием о произволе в отношении пророссийски настроенного ученого в Татарстане. Спустя 5 месяцев после возбуждения уголовного дела его официально прекратили за отсутствием состава преступления. Здравый смысл восторжествовал.

Николай Казанцев

 

Подписаться
Уведомление о
guest

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

0 комментариев
Inline Feedbacks
View all comments