«Нам всем вместе по пути до седьмого дна идти!» – пели матросы в популярной советской оперетте «Вольный ветер». Но ветер «реформ», замучивший нас, уже четверть века всё никак не кончится
Вроде бы достигли «дна» к детской радости министров, как вдруг оказывается, – продолжаем тонуть.
Шеф Минфина заявляет, что уже в нынешнем году мы полностью вычерпаем Резервный фонд, но в следующем году якобы ему «всё вернем».
Как часто за минувшие годы мы слышали от власти обещания «всё вернуть», но ничего никому ещё не вернули. Неужели она способна не выполнить обещанного?!
И так как в пополнение казны за счет нефтегазовых доходов наши «шейхи» уже и сами не верят, остается многократно проверенный метод: побольше у граждан отобрать, чтобы потом им кое-что вернуть как великую милость.
Тут годится абсолютно все: и зверская дань на недвижимость, и пока ещё не оформившаяся инициатива с налогом на бездетность и даже малодетность: «Денег нет, но вы рожайте!»
Особенно впечатляет, что налог на бездетность предложил вернуть из «советского прошлого» зампред Мосгордумы Николай Губенко, в молодости лихо исполнявший роль Пугачева на сцене Театра на Таганке.
Господин коммунист предполагает обложить «состоятельных людей», а вырученные средства отправить на поддержку многодетных семей. При этом Губенко не уточнил, какие граждане подпадут под определение «состоятельных». Кроме того, по мнению Губенко, новый налог поможет в реализации «национальной идеи о сохранении, сбережении и умножении нации».
И слепому видно, что инициатива несправедливая.
Первым делом это коснется людей, которые не могут иметь детей по состоянию здоровья. Также сомнительно, что удастся стимулировать рождаемость – вряд ли те, кто не имеет детей, будут их рожать только для того, чтобы избежать налогов. Не вдаваясь в моральные аспекты проблемы, остановимся на экономических.
Введение новой дани – «удовольствие» весьма недешевое.
И пока никто не словом не обмолвился насчет исчерпания возможностей налога, регулирующего перераспределение доходов граждан – НДФЛ.
По экспертным оценкам, собираемость основного прямого налога на доходы физических лиц (НДФЛ) составляет около 65%, при этом ставка налога низка. Имеется огромный ресурс, который не реализуется.
Для того, чтобы облегчить положение многодетных семей, у государства есть возможность поднять ставку НДФЛ для «состоятельных людей» (терминология Н. Губенко) и снижать для малоимущих и многодетных размер подоходного налога путем установления реальных налоговых вычетов, а не вводить дополнительные налоги.
Для реализации такой меры требуется только политическая воля, механизм налогового вычета действует, только необходимо увеличить сумму вычета на работника и каждого иждивенца с 400 (!) рублей до прожиточного минимума в регионе. Пусть это сильно не улучшит ситуацию с благосостоянием многодетных семей, но ведь даже это не делается.
Что касается плоской шкалы НДФЛ, ее давно надо отменить и перейти на прогрессивное налогообложение. Как в нормальных странах.
С нас вполне достаточно налога на добавленную стоимость и налога на доходы физических лиц.
НДФЛ – второй по значению налог, и первый для бюджета регионов и муниципалитетов, касается абсолютно всех граждан России. Доля его в консолидированном бюджете РФ составляет около 10 процентов. Поступления подоходного налога в бюджетах развитых стран значительно выше: в США он дает около 35 процентов, Великобритании и Германии — около 25—30%, Франции — около 15%.
НДФЛ в России остается налогом на фонд заработной платы со ставкой 13%, перечисляемый в бюджеты региона и муниципального образования, где зарегистрировано предприятие.
Для того, чтобы НДФЛ выполнял свои фискальные, распределительные, социальные и политические функции, необходимы следующие шаги в его реформировании:
– отказ от пропорционального обложения и переход на прогрессивную шкалу в зависимости от размера дохода гражданина, на первом этапе 2-х ступенчатую;
– перечисление НДФЛ в бюджет региона (муниципалитета) постоянного проживания гражданина и/или его семьи;
– постепенный переход на налог доходов граждан и домохозяйств, с учетом необлагаемого минимума (с вариацией по регионам), семейных обстоятельств, иждивенцев и др.
Что касается прогрессивной шкалы НДФЛ, на первом этапе предлагается ставка 0 для доходов ниже прожиточного минимума в регионе, доходы выше прожиточного минимума обложить по ставке 18% (не ниже ставки НДС), т.е., двухступенчатая шкала плюс налоговый вычет на каждого иждивенца в размере прожиточного минимума. («Концепция реформирования налоговой системы России» http://www.deloros.ru/tahir-davletshin-o-koncepcii-reformirovaniya-nalogovoj-sistemy.html).
При этом двухступенчатая шкала не приведет к росту поступлений НДФЛ, а окажет действие на экономику через перераспределение доходов и увеличение спроса на отечественные товары со стороны граждан с низкими доходами, улучшив их материальное положение. Граждане с доходами ниже 35 тысяч рублей почувствуют уменьшение налога, а при доходе 80 тысяч рублей будут платить на 2 тысячи рублей больше – революции не произойдет.
Непродуманные налоговые инициативы, на которые в последние годы щедры чиновники, затягивают проведение реальных реформ в налоговой сфере, без которой не возможен экономический подъем, а значит, и благосостояние населения.
Тахир Давлетшин, Республика Дагестан