12 апреля в конференц-зале Изборского клуба прошла презентация книги «Всероссийская этнографическая выставка и Славянский съезд 1867 года» в рамках пресс-конференции, посвящённой подготовке к Юбилейному Всеславянскому съезду, который состоится в мае-июне 2017 года и соберёт на борту теплохода «Княжна Анастасия» славянских делегатов из всех славянских государств
Международный союз общественных объединений (МССО) «Всеславянский Союз» является организатором грядущего мероприятия и преемником русских славянофилов, по инициативе которых был проведён Славянский съезд в мае 1867 года в Петербурге. Специально к 150-летней годовщине МСОО «Всеславянский Союз» совместно с Институтом русской цивилизации издан труд, посвященный этому историческому событию. О нём и о майской программе говорили представители издательского коллектива и единомышленники по славянофильскому делу.
Книга «Всероссийская этнографическая выставка и Славянский съезд 1867 года» вышла в свет впервые за полтора столетия. Обращаясь к её теме и содержанию, председатель президиума Всеславянского Союза О.А. Платонов (отв. редактор книги. – прим. ред.) говорил об особенностях эпохи, обусловивших проведение съезда. Он возник в виде частной инициативы в рамках Этнографической выставки, но стал закономерным ответом на актуальные запросы времени, когда происходило объединение Италии и Германии, крепла германская национальная идея, вызревал пантюркизм, а славяне оставались в поле влияния чужих культурных кодов, но нуждались в своей скрепляющей идее. Славянский конгресс 1848 года в Праге имел в своей основе деструктивную идею, поскольку был направлен на разрушение Российской Империи, чего не скрывали стоящие у его истоков революционные деятели вроде М.А. Бакунина. В отличие от него, Славянский съезд 1867 года предлагал созидательную основу с центром притяжения в Российской Империи ради духовного и общественно-политического союза. Такой подход вызывал опасения в соседних странах, где традиционно проживало славянское население. Возникали даже слухи о создании Федераций западных славян и отдельно Федерации южных славян под протекторатом Российской Империи. Хотя в программе съезда не было пленарных заседаний и секций, зато именно там рождались новые идеи и смыслы, повлиявшие на развитие мировоззрения народов и на ход истории, в первую очередь идеей славянского единства и взаимности и возможностью у ревнителей панславизма из разных стран вместе подумать о судьбе народов. Мысли, озвученные в 1867 году в Петербурге, по убеждению Олега Анатольевича, материализовались в поворотных событиях второй половины XIX века, таких как восстание в Боснии и Герцеговине или Русско-турецкая война, приведшая к освобождению славян от османского ига. Поэтому именно этот съезд он считает первым настоящим Славянским съездом. Гостей было более 80 человек, большую часть составляли чехи, сербы и хорваты; другие национальности представляли буквально по два делегата, но даже с такой численностью удалось достичь значимых результатов. Когда паровоз с участниками съезда следовал через Варшаву и Псков в Петербург, тысячи русских людей собирались на вокзалах, чтобы радушно встретить славян – с братскими чувствами. В рамках съезда делегаты имели высокие аудиенции, посещали светские рауты, балы и концерты, приглашались в дома интеллектуальной и аристократической элиты империи. На встречах единомышленники обсуждали злободневные вопросы, постепенно поднимая славянофильский дискурс и качество международной коммуникации на новый уровень.
Среди новых ключевых идей обозначилась позиция знаменитого панслависта В.И. Ламанского, увидевшего антагонизм цивилизаций в культурных устремлениях Запада и славянских народов, поскольку Западный мир строится на индивидуализме и рационализме, а Славянский мир сохраняет приоритет общинного над личным, духовного над материальным. Отсюда же последовало наблюдение, что природа взаимодействия с другими народами у западного человека имеет насильственный, завоевательный характер, в то время как славянин чаще выбирает мирную хозяйственную работу. Эти заключения вызвали резонанс в печати и обострили отношения с противоположным лагерем, тем более и так не все было благополучно ввиду отношений с поляками и сочувствующими сепаратистам. Концепция славянского единства как духовного союза с опорой на Россию легла в основу русской славянофильской мысли, однако требовалась оптимальная форма, позволяющая осуществить это объединение вокруг России, но с сохранением идентичности. Эти и другие актуальные для тех лет задачи ставились на повестку дня такими классиками, как М.П. Погодин, С.М. Соловьев, И.С. Аксаков и В.И. Ламанский, что и отражено в книге.
Учёный секретарь МСОО «Всеславянский Союз» П.В. Тулаев в ходе обсуждения отметил, что русские деятели, включая В.И. Ламанского, М.П. Погодина, М.Ф. Раевского, обосновывали ключевую роль Российской Империи в установлении славянской взаимности, но, несмотря на взаимные симпатии делегатов друг к другу, им не удалось договориться о конкретных формах политического единства. Западные делегаты заявили, что речь может идти о единстве в разнообразии. Лишь немногие приняли тезис о культурной и политической гегемонии России, а тезис о русском языке как об общеславянском поддержали русины и болгары. Польский вопрос действительно оказался болезненным: в 1863 году поляки поднимали антирусское восстание, полностью бойкотировали съезд в Петербурге и в разгар праздничных торжеств организовали покушение на императора Александра II.
Многие грандиозные замыслы: создание Славянского университета в Варшаве, основание Всеславянского журнала, общей библиотеки, славянской книжной лавки в Вене, написание словаря всех славянских наречий, – не были осуществлены. Создать единый центр всеславянского движения в Москве тоже не удалось. Вместе с тем, как отмечает Павел Владимирович, съезд 1867 года имел большое просветительское и религиозно-воспитательное значение. Результатом гостеприимных встреч стали добрые воспоминания гостей о России. На фоне многочисленных критических и иронических реплик в западной прессе появились и доброжелательные публикации. Усилился общий интерес славянской интеллигенции к русской истории и культуре, а русских – к Славянскому миру.
Отдельного внимания заслуживает вкладыш с 64 фотопортретами с автографами иностранных гостей Славянского съезда. Как рассказал работавший над изданием сотрудник Института русской цивилизации Дмитрий Орлов, этот уникальный коллаж, по счастливой случайности обнаруженный в архивах и вошедший в книгу, стал единственным сохранившимся источником сведений о внешности некоторых участников съезда – впоследствии видных общественных деятелей, художников, учёных, писателей. Столь же интересны портреты ещё молодых заслуженных мужей, ранее знакомых только по изображениям в зрелом или преклонном возрасте. Аналогов нет не только в России, но и на родине этих людей. Важно, что в архивах есть и другие материалы, которые ждут своих исследователей.
Далее участники заседания говорили об организационной части юбилейного форума. Своё приветствие в адрес русских единомышленников передал член президиума Всеславянского союза, руководитель словацкого общественного объединения «Славица» Милош Зверина. Глава МСОО «Всеславянский союз» О.А. Платонов рассказал, что по состоянию на середину апреля подготовлены списки делегаций всех славянских стран – на данный момент около 220 человек, определены секции и основные доклады, на основании чего сформирована программа. Юбилейный съезд откроется пленарным заседанием в Москве, а завершится в Санкт-Петербурге. Значительная часть мероприятий пройдёт непосредственно на борту четырехпалубного теплохода «Княжна Анастасия». В течение 7 дней участников съезда ждёт научная работа, тематические секции, творческие встречи, презентации, концерты, экскурсии по старинным городам и монастырям России. В ходе съезда делегаты и гости посетят Углич, Ярославль, Кирилло-Белозерский монастырь, Александро-Свирский монастырь, Валаам, Кижи, Александро-Невскую лавру, где их будут встречать хлебом-солью и с приветствиями. Собравшиеся оценили логотип юбилейного съезда – с изображением святых Кирилла и Мефодия, выражающим преемственность с историческим съездом. Также их вниманию был представлен проект медали В.И. Ламанского и наградных грамот. На данный момент готовы 24 флага славянских делегаций, которые предстоит разместить на борту «Княжны Анастасии». Как и в 1867 году, будет и хоругвь Кирилла и Мефодия.
О международной педагогической конференции в Чехии и заседании президиума Всеславянского комитета поведал заместитель председателя С.К. Комков. По его ходатайству Департамент образования города Москвы предложил помощь в проведении Юбилейного съезда. Словом, работа идёт, но есть свои технические сложности, и многое предстоит сделать для обеспечения успешного функционирования форума.
Филипп Лебедь
Скачать книгу «Всероссийская этнографическая выставка и Славянский съезд 1867 года»
Источник – Всеславянский Союз