Пока буйная молодежь на улицах Москвы и Питера 12 июня надрывала глотки, выкрикивая угрозы коррупционерам, трудолюбивые оперативники и следователи с величайшим вниманием изучали следы напряженной творческой деятельности Олега Бударгина, гендиректора «Россетей» и председателя Совета директоров Федеральной сетевой компании
В Интернете ещё полно рекламы, призывающей покупать акции «Россетей», сулящей дивные дивиденды смельчакам, покупающим эту «бумагу». А в «открытом доступе» полным полно текстов, утверждающих, что акции «Россетей» стоят НОЛЬ (!) рублей. И что последний губернатор Таймырского автономного округа (ликвидированного за ненадобностью!) якобы доедал те остатки некогда могучей советского энергетики, которыми побрезговал Чубайс, раздробив очень логично организованную структуру на фирмы и фирмочки, где никто ни за что не отвечает.
Про состояние энергетических сетей, про всякие там магистральные линии и распределительные подстанции мы чаще всего вспоминаем, когда в ежемесячной платежке за электроэнергию цифры уж слишком безумно скачут. Или когда в деревне и дачном поселке без предупреждения отключают электроэнергию. И наши восхитительные бабушки, сокрушаясь, что не успели накормить свои семьи горячим обедом, отложив в сторону электроплитки, срочно растапливают печки, вспоминая ещё не вполне забытые навыки.
А между тем г-н Бударгин без лишнего шума (пока!) отправлен в отставку.
Его подчиненные обвиняются в хищении 240 миллионов бюджетных рублей и обвинительное заключение уже направлено в суд.
А для их начальника то ли камеру в Лефорово всё никак не подберут, то ли боятся ненароком задеть бывшего директора Федеральной службы охраны Евгения Мурова, своим статусом обеспечивавшего неуязвимость бизнеса сына, бывшего главы Федеральной сетевой компании.
В руках Мурова и Бударгина все минувшие годы был тот самый «общенациональный рубильник», управление которым молва приписывала Чубайсу. Хоть три четверти акций компании и принадлежат государству.
Пять лет назад ФСК обезопасило себя от внимания непрошеных экспертов созданием «дочки» АО НТЦ ФСК, которая должна была заниматься сертификацией и аттестацией высоковольтного оборудования по всей стране.
Но очень быстро НТЦ стало активно проникать на рынок проектно-изыскательских работ, заказчиком которых было само ФСК. Скорее всего отдельные товарищи, решили подзаработать на инвестиционных программах ФСК и «отжать» лакомые кусочки у «неродных» структур, благо и заказы, и конкурсные процедуры регулируются ими самими.
И получилось, что за 3-4 года все крупные заказы ФСК получила родная дочка самого ФСК.
Специализированные проектные организации с многолетним опытом и изряднейшим творческим потенциалом оказались фактически изгнаны с рынка проектных работ ФСК.
И, что удивительно, Антимонопольный комитет (ФАС), неоднократно проверявший ФСК по жалобам других участников рынка, не находил в этом нарушений. В то время в рамках ФСК эти работы курировал некто Гончаров, первый зам. председателя. В настоящее время Гончаров под следствием, но «дело» его живо. И никого не волнует, что в результате их «коммерческой» деятельности разрушаются трудовые коллективы, теряется опыт десятилетий. В таких случаях говорят «только бизнес», но тогда мы должны сказать, что интересы национальной безопасности – это забота компетентных органов.
Ведь от качества работы ФСК прямо зависит энергетическая безопасность страны. Эта компания не один год является единственным заказчиком строительства новых объектов электроэнергетики.
Сама заказывает, проверяет, принимает и сама же исполняет существенную часть заказов.
Благодаря «выдающемуся профессионализму и безупречному трудолюбию великих «энергетиков», ещё не переваливших рубеж сорокалетия, кормившиеся возле них фирмы-субподрядчики за короткий срок «переварили» более ста миллиардов рублей.
И, правда, почему бы не выиграть конкурс на проект с большими инвестициями, если сам же этот конкурс и проводишь?!
Когда Андрей Муров сорвал выполнение поручения Владимира Путина, затянул прокладку морского кабеля из России в Крым более чем на год и вынудил крымчан несколько зимних месяцев жить при свечах, его отец, генерал армии Муров был отправлен в отставку, а сын его был взят в оперативную разработку.
По слухам, иностранные компании, также участвовавшие в конкурсе на поставку Крыму высоковольтного оборудования, провели собственные расследования. И организовали «утечку информации». Далеко не все зарубежные профессионалы боятся антироссийских санкций США и ЕС, и далеко не все склонны мириться со сложившейся практикой деловых отношений в России.
А потом в работу включились российские «компетентные органы».
Очень надеемся на этих замечательных профессионалов!
Аналитическая служба СРН