«Мы столкнулись с грузинским танком, который в нас целился. Потом над нами начал кружить грузинский самолет. Папа схватил меня и побежал в лес», – рассказывает 13-летний житель Цхинвала Алан Чочиев. Девять лет назад, когда тогдашний президент Грузии Саакашвили развязал военную авантюру против Южной Осетии, Алан был совсем маленьким. Он, как и тысячи граждан республики, надеется, что это была последняя война на их земле.
В 9-ю годовщину «пятидневной войны» героев и жертв грузинской агрессии поминали в Южной Осетии, Абхазии, России. В ночь на 8 августа 2008 года грузинская армия подвергла Цхинвал массированному обстрелу из залповых установок «Град», затем началась танковая атака на город. Разрушенный город, сотни погибших мирных жителей, убитые российские миротворцы, немногочисленное югоосетинское ополчение, пытающееся остановить захватчиков, – страшные картины тех дней. Только благодаря вводу 58-й российской армии агрессию Грузии удалось остановить. В «пятидневной войне» пали 67 российских военнослужащих.
«Мы всегда будем вспоминать тех, кто погиб в борьбе с врагом, защищая Южную Осетию и ее народ, – бойцов вооруженных сил республики, ополченцев. А главное – помощь России. Эта помощь – спасение населения Южной Осетии», заявил в ходе акции «Болью пропитана память» президент республики Анатолий Бибилов.
«Этот день навсегда останется в памяти каждого жителя Южной Осетии и Абхазии. Политическое руководство России приняло смелое решение по поддержанию Южной Осетии и недопущению ее уничтожения. Вечная память тем, кто погиб и отстоял свободу и независимость», – сказал президент Абхазии Рауль Хаджимба. В Абхазии на днях будут отмечать еще одну трагическую годовщину: 14 августа исполнится 25 лет грузинского вторжения в эту республику. Та война длилась более года, ее жертвами стали тысячи человек.
По итогам «пятидневной войны» Россия наконец признала независимость Южной Осетии и Абхазии, завоеванную ими большой кровью и жертвами еще в начале 90-х.
В Грузии же в эти дни традиционно говорят о «российской оккупации». Но во имя чьих интересов погибли в августе 2008-го и сотни грузин, кто в этом виноват?
«Войну начал Саакашвили. Ответственность за эти трагические события лежит в первую очередь на нем. Но до сих пор, несмотря на выводы расследования комиссии ЕС, несмотря на заявления Хайди Тальявини и всеобщее понимание того, что произошло на самом деле, в Грузии неудобно говорить о том, что войну начал Саакашвили», – убеждена бывшая его соратница Нино Бурджанадзе.
Время многое расставило по своим местам. Михаил Саакашвили сполна проявил себя: он бежал из Грузии, так как там ему предъявляют обвинения в коррупционных преступлениях, лишился не только поста одесского губернатора, но и предоставленного ему нынешней русофобской киевской властью гражданства Украины. А годовщину развязанной им агрессии отмечал в Вильнюсе – на антироссийском митинге. В Литве Саакашвили тоже предложили гражданство и убежище, но он пока отказывается.
Для будущего Грузии крайне важно сделать выводы из событий девятилетней давности. Но не менее важно это и для России, особенно ныне, когда у наших границ уже более трех лет продолжается война на истребление жителей Донбасса. Какова судьба никем, в том числе и Россией, не признанных донбасских народных республик, где до победы и до мира далеко? В тревожном напряжении и непризнанная, но существующая четверть века Приднестровская молдавская республика.
Если бы Россия не откладывала на долгие годы признание Абхазии и Южной Осетии, возможно, не было бы и пятидневной войны. Какими жертвами и бедами чревато продолжение такой невнятной политики? Девять лет назад «Советская Россия» опубликовала целый ряд материалов с анализом политики России в связи с событиями 08.08.08, была издана брошюра, объединившая эти статьи. Представляем вашему вниманию краткий вариант статьи Елены Винокуровой «Черные круги» – одну из публикаций тех дней, которая, на наш взгляд, актуальна и сегодня.
* * *
Черные круги
Неизбежные плоды отложенных решений
КАТАСТРОФА, будь то в природе или в обществе, всегда разражается неожиданно. Нужно уметь выделить предупредительные сигналы, свидетельствующие о накоплении условий для возникновения катастрофы. Если на такие сигналы сознательно не реагировать, удивляться катастрофе не приходится.
Тот слой граждан нашей страны, что представляет самую богатую, политически влиятельную, владеющую крепкими зарубежными связями часть населения, уверяет народ в полной безопасности любых решений, принимаемых развитыми странами Запада, а благополучие собственной страны связывает с необходимостью дисциплинированно подчиниться этим решениям. Такая схема отношений народу преподносится не как внешний тоталитаризм, а как «свобода» и «демократия». «Демократия» исходит от Запада по определению, а «свобода» должна заключаться в выборе той группировки, которой Западом будет доверено его решения озвучивать.
Проводники идей указанного слоя – если угодно, класса – заполонили средства массовой информации; по аналогии с поверхностными явлениями можно сказать, что все поры общественного эфира забиты идеологией этой особой формы послушания – непротивления Западу. Оказывается, врагов у России нет, кругом одни друзья и партнеры. Действия, которые кажутся враждебными, никоим образом, дескать, не направлены против России и для нее абсолютно безопасны. Некоторые малоприличные жесты вроде сноса военных памятников, претензий и угроз со стороны стран, «настрадавшихся» от «русского тоталитаризма», следует понять и смириться. Правящие политические круги страны, порождение ориентированного не только на западные ценности, но даже интересы слоя, старались выстроить жизнь так, чтобы ни в коем случае не прогневить владык однополярного мира.
Когда НАТО в очередной раз угрожающе двинулось на Восток с размещением элементов американской ПРО в Польше и Чехии, далеко не все в России сохранили невозмутимость. Однако нашей прозападной элите и продвижение НАТО было нипочем. С телевизионных экранов либеральные сторонники западной демократии заверяли народ в благородных намерениях НАТО и полной безопасности новых затей для России. Я помню, как в очередном обсуждении этой проблемы на телевизионном экране часто мелькающий журналист Леонид Радзиховский на прямой вопрос, представляет ли угрозу приближение НАТО к границам России, ответил: «Не представляет». Упоминаю это имя не потому, что оно весомее или хуже других, а потому, что он одним из первых прямо, без экивоков заявил, что НАТО для России не представляет опасности. Такие люди слепо верят в Запад, не замечают признаков надвигающейся катастрофы и убеждены, что их-то катастрофа не коснется.
В конце восьмилетнего срока правления В.В. Путину и его преемнику Д.А. Медведеву вроде бы стало понятно, что умилостивить Запад не удастся и уступок потребуется все больше; зашла речь о развитии, однако неспешном и эволюционном. Стране требуется 15–20 лет жизни без потрясений – уговаривали свой народ бывший и настоящий президенты и принимали решения с соответствующей скоростью.
Разве не было понятно, что Приднестровье, Южная Осетия и Абхазия нуждаются в защите России, а ушедшая от ельцинизма и козыревщины Россия обязана защитить своих естественных, уже немногочисленных союзников, многие из которых являлись гражданами России? Когда из тела Сербии Запад вырвал Косово, поднялась высокая волна общественного мнения в пользу признания Россией Приднестровья, Южной Осетии и Абхазии независимыми государствами. Однако при президенте В.В. Путине раздумчивая российская дипломатия посчитала, что время еще не пришло. А ну как Запад обидится? Там, на Западе, наш любимый Стабилизационный фонд, здесь же в результате рыночных авантюр растеряна продовольственная и лекарственная безопасность; да в случае чего на территории России ни гвоздя, ни гайки, ни цемента отечественного не сыщешь! А какие санкции умеют накладывать США – о-го-го! Российские предприятия, не угодившие Штатам, это хорошо знают. К тому же не ровен час, под зорким оком Запада внутри России могут возникнуть сепаратистские претензии. В результате народу было объявлено, что мы не станем себя вести подобно маленьким обиженным мальчикам. Действительно, глупыши в случае обиды могут и с кулачонками полезть. Мы не такие; мы, как большие дяди, утремся, сделаем вид, что ничего не случилось, и будем хранить территориальную целостность Грузии.
Между тем оказалось, что колоссальную угрозу несет не только само НАТО, но даже истерическое желание осколков бывшей великой страны вступить в НАТО. В Грузию на ковре из роз из Соединенных Штатов спустили президента Михаила Саакашвили и выдали колоссальные деньги на вооружение. Для поднятия воинского духа и скорейшего решения территориальных проблем прислали (и нынче вновь направили) Кондолизу Райс – и смертоносный поток обрушился на спящую Южную Осетию. Внезапно разразилась не какая-нибудь, а полномасштабная военная катастрофа.
Пока Грузия закупала американское, украинское, израильское, болгарское вооружение, пока десятки и сотни американских военных инструкторов обучали грузинских военных, подготовка к войне шла и на другой стороне – в российском радиоэфире. Здесь работали на поражение России. За два месяца до нападения на Южную Осетию в небе Абхазии был сбит грузинский беспилотный самолет. Юлия Латынина, обозреватель «Новой газеты» и радиостанции «Эхо Москвы», так откомментировала это событие: беспилотник – часть интегрированной системы управления огнем. У Грузии это есть, у нас этого нет. Результат столкновения нашей армии с грузинской может быть таким же, как у арабов с Израилем. Латынина сделала ряд смелых оценок и предположений: если наши десантники, замаскированные под абхазов, высадятся в Кодори, генералы с ними не высадятся. Оккупация нашими войсками Абхазии – то же, что оккупация Эстонии в 40-х годах. Абхазы в России, по ее мнению, граждане второго сорта. Сколько абхазских добровольцев будет постреляно нашими войсками и сколько грузинскими? Сейчас 80 тысяч абхазов. Если их останется 70 тысяч, российский генерал получит санаторий в курортной Абхазии; если останется 20 тысяч, генералы получат 5 санаториев. Когда-то русских выгнали из Грозного, развивала свою мысль Ю. Латынина, не пытаемся же мы вернуть Грозный. Есть вещи, которые лучше забыть. Нет ни единой выгоды от войны с Грузией, здесь планируется неудача России. Кольцо молодых демократий с ужасом смотрит на то, что собой представляет Россия («Эхо Москвы», передача «Код доступа», 07.06.2008).
Когда начались нападения на наших миротворцев, Ю. Латынина заметила: разъезжали с ракетами по территории чужого государства, а теперь грозятся военным ответом – это к Институту Сербского (там же, 21.06.08). Своеобразное, надо признать, отношение к международным соглашениям о миротворчестве и к взглядам самих абхазов по этому вопросу…
…В ночь на 8 августа шквальным огнем была полностью разрушена столица Южной Осетии – город Цхинвал – и стерты танками с лица земли близлежащие села. В условиях разразившейся катастрофы российской власти пришлось принимать немедленные решения.
Российские войска остановили взлелеянную американцами грузинскую армию. Не помогли беспилотные самолеты. Российские военные пришли в Южную Осетию, где нет ни моря, ни курортов – одни только настрадавшиеся, уцелевшие в подвалах жители, живые вместе с мертвыми, и разбомбленный город без воды, продуктов и электричества. В Кодорском ущелье не пришлось высаживаться десантникам. Грузины бежали по милосердно оставленному гуманитарному коридору, и абхазы заняли ущелье, практически не будучи «пострелянными». На владение санаториями, таким образом, генералы не претендовали. От присутствия российских миротворцев ни «оккупированные» абхазы, ни осетины не собираются отказываться. Россия спасла южных осетин от геноцида. Не думаю, что произошедшие события повлияют на ход мыслей Юлии Латыниной. С ментальностью ничего не поделаешь.
Южная Осетия понесла огромные потери в том числе и потому, что осталась никем не признанным государством. По воле США президенту Грузии был выдан карт-бланш, он мог на своей территории делать что хотел, а Михаил Саакашвили хотел уничтожить «югоосетинских сепаратистов» всех до единого, от грудничков и несовершеннолетних, вместе с матерями, до старцев, предпочтительно спящими. Первые англоязычные отклики на грузинскую агрессию гласили: Южная Осетия и Абхазия – несуществующие страны…
Долготерпение России расценивается как слабость и уступчивость. Любое оказание помощи Южной Осетии и Абхазии вызывало буйное негодование и провокации со стороны грузинского руководства. В Совете Безопасности ООН, куда обратилась Россия с началом грузинской агрессии, американский представитель упорно повторял: Грузия – сторонник США. Этим-де все сказано. США и их сторонники всегда правы, им все позволено, они даже на боеголовках снарядов несут своим жертвам свободу и демократию…
В худших традициях начала Второй мировой войны Россию объявили агрессором, которому не может быть оправдания. Буш заявил, что Россия так и не вписалась в западный мир. Этот мир сознательно расколол и уничтожил Югославию, бесконечно унизил Сербию, залил кровью и разорил Ирак – и не охнул. А Россия не дала свершиться геноциду, заступилась за уничтожаемый народ и, естественно, «не вписалась»…
Саакашвили, потерпев военное поражение, объявил Грузию границей между добром и злом. После того как от звука летящего самолета на глазах всего мира Михаил Саакашвили ринулся в бега – видимо, для того чтобы спрятаться под кроватью и был спрятан под бронежилетами охранников, президенты стран «кольца молодых демократий» приехали в Тбилиси оказать ему помощь и поддержку и расписаться в ненависти к России.
…Наша армия устояла, а сумеют ли устоять перед Западом наши правители? Слишком много у России отложенных в дальний ящик нерешенных проблем. Если каждую доводить до катастрофы – никаких денег на оказание помощи живым и на похороны погибших не хватит…
Я не могу даже мысли допустить, что через несколько лет по расчету и прихоти очередного американского президента мой внук и наш украинский родственник увидят друг друга через прорезь прицела…
Елена Винокурова
Источник – Советская Россия