Разрушение среднего класса приведет к всемирному восстанию технократов против транснациональных элит
- В ПЛЕНУ КУЛЬТА МЕНЬШИНСТВ
Обычно выделение элиты в «особый народ», презирающий население собственной страны, инкриминировали России. На Западе же, мол, все иначе. Там, дескать, говоря словами Авраама Линкольна, правят правительства народа, из народа и для народа. Однако эти представления явно устарели. Обособление элит от своих рядовых сограждан становится чумой нового века – века глобализации.
Кто на Западе больше всего кичится своими демократическими традициями? Американцы. Их верхи всегда любили подчеркивать свою народность в противовес аристократичности и кастовости Старого Света.
Но с недавних пор американская элита все больше превращается в некую космополитическую силу, устремления которой прямо противоположны интересам подавляющего большинства граждан Соединенных Штатов. Причем четкие линии разлома проходят по отношению к таким явлениям, как глобализация, членство в ВТО, экономический ультралиберализм, многокультурность и политкорректность.
Криз американской идентичности начался в 1960-1970-х годах, когда американские элиты вместо того, чтобы сплачивать американцев в единую нацию с общим языком, культурой, ценностями, верой и историческими героями, сделали ставку на культ меньшинств. Национализм, патриотизм, христианство (протестантского толка) были объявлены «старомодными».
Гибель СССР и политика «неограниченного капитализма» ускорили процесс раскола американского общества. Народилась «глобоамериканская» элита, «золотые воротнички» (они же – «давосские мальчики» и «космократы»). Как считает Хантингтон, к 2000 году на планете насчитывалось около 20 миллионов «золотых воротничков», 40% коих имели гражданство США. В самой Америке «золотоворотничковый слой» насчитывает не более 4% населения. Но именно эти 4% обладают львиной долей богатства и влияния в современных США. Их психология цинична и космополитична: мол, в ближайшие годы только политиков будут заботить государственные границы. «Космократы» больше связаны с международными сетями и корпорациями, нежели собственно с Америкой.
За богатством потянулись и академические круги. Слово «патpиотизм» в США 1990-х годов стало, как и в ельцинской РФ, ругательным. «Профессор Марта Нуссбаум из Университета Чикаго определяет патриотическую гордость как «морально опасную эмоцию», доказывает этическое превосходство космополитизма над патриотизмом: Профессор Эмми Гутман из Принстона утверждает, что американским студентам «просто стыдно узнавать: прежде всего они, оказывается, граждане Соединенных Штатов»: Профессор Ричард Сеннет из Нью-Йоркского университета отвергает «порок общенациональной идентичности» и называет эрозию национального суверенитета «принципиально позитивным явлением». Профессор Джордж Липсиц из Калифорнийского университета (Сан-Диего) полагает, что «в ближайшие годы в патриотизме начнут искать прибежища мерзавцы всех сортов и мастей». Профессор Сесилия Олири из Американского университета считает, что проявлять патриотизм означает позиционировать себя как милитариста, «ястреба» и белого мужчину-англосакса. Профессор Бетти Джин Крейг из Университета Дорджии нападает на патриотизм за его «тесные связи с воинской доблестью»:» – с иронией и болью пишет Хантингтон, ненавязчиво подчеркивая неанглосаксонские фамилии этих интеллектуалов.
И это при том, что американский народ в большинстве своем как раз уважает патриотизм. Хантингтон говорит об острейшем противоречии между «патриотической публикой» и «денационализированными элитами».
«Американский истеблишмент, как частный, так и государственный, все больше отдаляется от американского народа. Политически Америка остается демократией, поскольку лидеры страны становятся таковыми через свободные и честные выборы. Во многих других отношениях Америка сделалась непредставительной демократией, поскольку в ряде аспектов, особенно касающихся национальной идентичности, мнение избранных лидеров категорически не совпадает с мнением народа. Можно сказать, что американский народ все в большей степени отчуждается от государственной политики и сферы управления», – с горечью отмечает Хантингтон.
Он приводит обширную статистику, доказывая: в то время, когда подавляющее большинство американцев выступает против неограниченной свободы бизнеса (и за протекционизм), против наплыва мигрантов и политики многокультурности, против эрозии англоязычности, против феминизма и засилья меньшинств, американская элита, наоборот, все это неуклонно проводит в жизнь. (Например, за отмену протекционистских пошлин на импорт товаров в США в 1994 г. высказались 79% представителей элит и только 40% – народа). Причем занимается сокрушением «американскости» элита в первую очередь финансовая, от которой зависят и политики, и университеты, и масс-медиа.
Вырисовываются даже некие закономерности. Итак, если с 1960 по 1979 г. общенародные интересы публики и государственной политики совпадали в 63% случаев, то с 1980 по 1993 г. процент снизился до 53%.
«Нежелание национальных лидеров «заигрывать» с народом имеет вполне предсказуемые последствия. Когда политика правительства принципиально не совпадает с мнением общества, мы вправе ожидать утраты общественного доверия к правительству и интереса к политике, а также поиска альтернативных средств реализации своих убеждений, неподконтрольного политической элите:» – пишет Хантингтон.
Чтобы хоть как-то сплотить расползающуюся нацию, чтобы остановить рост пропасти между элитой США и народом, потребовалось устроить шоу 11 сентября 2001 года и последующий бушизм. На какое-то время этого хватило.
Однако эффект «одиннадцати-сентябрьского патриотизма» оказался недолгим. Откровенный идиотизм и авантюристичность бушизма вернули все на круги своя. И снова идет слом идентичности, а элита отдаляется от народа, становится все больше глобалистски-денационализированной.
- ЕВРОПЕЙСКИЙ ПОСТФАШИЗМ
Вариант того же явления – появившийся в Европе некий «постфашизм». Термин был порожден знаменитым интеллектуалом и культурологом Умберто Эко, который применил его по отношению к правлению в Италии медиамагната Сильвио Берлускони.
Итак, его черты: оболванивание народных масс с помощью дебилизирующих, возбуждающе-развлекательных СМИ, которые ломают способность к цельному, логическому мышлению. Став дебилами (немыслящим большинством), массы с упоением голосуют за политических шоуменов, что могут в один и тот же день говорить взаимоисключающие вещи (чтобы понравиться разным отрядам электората). За тех, что ловко жонглируют популистскими лозунгами. За тех, что кичатся своим богатством и в открытую используют власть для извлечения прибылей в своих деловых империях, и при этом не стесняются, как раньше, совмещать власть с бизнесом. Более того, оболваненный электорат умиляется: каков шельмец! Смог украсть для себя – украдет и для нас. Или же так: он уже наелся – значит, воровать не будет.
Отличительная черта европейского постиндустриального постфашизма – беззастенчивое манипулирование электоратом. Его дурачат почти в открытую. При этом материальное положение масс ухудшается (ведь производство уходит из Европы в Азию), демонтируется система социального государства. Размывается средний класс, растет число бедных – но зато сверхбогатая верхушка все больше выделяется в некую «высшую расу». Она превращается в те самые космополитические «золотые воротнички».
Отличительная черта нынешних богачей – крикливая, показная роскошь. Умопомрачительная дороговизна их одежд, жилища, пищи, развлечений.
Глядя на богачей США и Европы, «элиты» остального мира принимаются им подражать. В РФ мы это видим во всей красе. Несмотря на некую реабилитацию патриотизма, РФ-«элиты» ведут себя как «высшая раса», живут в Лондоне, учат за рубежом детей, покупают там предприятия, виллы и футбольные клубы. В Азии элиты просто купаются в роскоши, выкидывая на нее миллиарды долларов за счет сверхэксплуатации своих народов. И глядят на своих соотечественников как на грязь под ногами.
- ПОСТИНДУСТРИАЛЬНАЯ НРАВСТВЕННОСТЬ И «НОВОЕ ВАРВАРСТВО»
Мы можем с полной уверенностью утверждать, что отделение элит от народов и слияние оных элит в сообщество глобальных «хищников» связано со многими другими явлениями. И взаимосвязи эти установлены самым что ни на есть опытным путем.
Итак, элитарное свинство всегда сопровождается процессом деиндустриализации и укреплением власти не какого-нибудь, а именно финансового капитала. Промышленность либо разрушается физически (как в РФ), либо уводится в Китай (как в случае США и Европы). Экономика творчества, грандиозных научно-технических программ и прорывов заменяется бесплодной экономикой финансовых спекуляций, психических манипуляций, коррупции и сырьевого экспорта. Технический прогресс сводится к бесконечному усовершенствованию компьютеров, телевизоров, мобильных телефонов и электронно-виртуальных игр.
При этом явно деградирует образование (и школьное, и высшее). В наступление переходят сторонники феминизма, прав всяческих меньшинств и «мультикультурализма» (по-русски – многокультурности). Расцветает теория о том, что добродетели (честь, совесть) – это пережитки уходящей эпохи, а в торжествующем постиндустриализме добивается успеха тот, кто не имеет никаких моральных ограничений. Это, мол, и есть «постиндустриальная нравственность». Любовь к своему народу объявляется «фашизмом». Расцветают наркомания и разветвленная индустрия порока. Бизнес и власть начинают апеллировать к самым низким и темным сторонам человеческой натуры. Начинается яростная атака на традиционные религии – их норовят заменить даже не атеизмом, а откровенным сатанизмом. Гибнет культура чтения – ее заменяет примитивная видеокультура, воскрешающая нравы и представления дописьменной эпохи. СМИ садистски смакуют чужие страдания, катастрофы и войны. Начинается погружение во «вторичное варварство». Политика превращается в вечное шоу с использованием катастроф и терактов, провокаций и наглой лжи. И все это идет на фоне разрушения общества, раскола его на супербогатых и бедных, с ослаблением и разрушением среднего класса.
Корень зла всегда один: засилье спекулятивного капитала. Создание «экономики глобального казино». Абсолютизация принципа «прибыль – как можно скорее и прежде всего».
Попытки повернуть общества к патриотическим ценностям, не меняя при этом элиты и не затрагивая в целом экономической основы, были предприняты в США после 2000 года и в РФ в тот же период. Пока означенные попытки не привели к сколь-нибудь заметному успеху.
Но, с другой стороны, эра господства финансовых спекулянтов и манипуляторов массовой психологией явно кончается. «Постиндустриальный» мир входит в тяжелый системный кризис, в полосу катастроф и потрясений. Длившееся с начала 1980-х годов господство ультралибералов истощило экономику и инфраструктуру некогда промышленно развитых стран, привело к демографическому кризису, накопило тяжелейшие проблемы. Теперь снова нужно заниматься наукой и технологиями, строить инфраструктуру, осваивать новые виды энергии, летать в космос. Проще говоря, творить новую революцию в производительных силах. Такую же, как революция XVIII-XIX веков, когда человечество перешло от использования энергии ветра, воды и мускульной силы к экономике машин, химической энергии и электричества, к эпохе фабрик и заводов.
Подобный прорыв необходим и сейчас. Причем и для США, и для Китая, и для Европы, и для РФ новая технологически-промышленная революция становится условием элементарно выживания. Все названные игроки погрязли в своих тяжелых проблемах, напоминающих гордиев узел: распутать уже невозможно – надо разрубать. Чем? «Мечом» новой научно-технической революции.
- СРЕДНИЙ КЛАСС ЗАМЕНИТ ПРОЛЕТАРИАТ МАРКСА
Но со старыми элитами сделать подобное невозможно. Элиты нужно кардинально менять. Финансовый капитал бесплоден: он лишь до бесконечности эксплуатирует созданное до него. Надо выводить к вершинам власти людей с новой психологией, с иным взглядом на мир. Нужны не банкиры и обслуживающие их политики и юристы, а генеральные конструкторы, дерзкие мечтатели и создатели «того-чего-раньше-не-было».
В этом смысле в завтрашнем мире победит тот, кто первым совершит смену элиты, кто покончит с отрывом ее от народа. Тот, кто осуществит старый советский лозунг «Народ и партия едины» (подразумевая под партией именно элиту) в рамках грандиозного строительства нового мира.
Конечно же, мы мечтаем о том, чтобы этот процесс первым восторжествовал именно в Русском мире. Однако реальность к нам немилосердна: в РФ элита по-прежнему оторвана от народа. Несмотря на рост ВВП, идет углубление материально-имущественного расслоения, не преодолена неэффективность государственного аппарата и его неописуемая коррупция. Не преодолена до сих пор и инерция «криминального ультралиберализма» в экономике.
Впрочем, в США тоже хватает проблем. Надо признать, что ближе всего к желаемому состоянию подошла именно китайская элита. Ведь она никогда не была финансово-спекулятивной и медийной, она инженерна и проектна по сути своей.
Судя по всему, старые элиты «золотых воротничков» не отдадут власть без боя. Главной же революционной силой (аналогичной пассионарному рабочему классу начала ХХ века) станет уничтожаемый глобализацией и ультралиберализмом средний класс, состоящий из инженеров, исследователей, специалистов с высшим образованием, университетских людей, программистов, рабочих высшей квалификации. Следуя исторической логике, именно они должны вступить в борьбу с финансово-медийной элитой на Западе и с сырьевыми олигархами и коррумпированным чиновничеством – на Востоке.
Еще в апреле 2007 г. был опубликован доклад контр-адмирала Криса Пэрри, главы Центра развития, концепций и доктрин Военной академии в Уилтшире министерства обороны Великобритании, посвященный стратегическому контексту через тридцать лет. «Средний класс может стать одним из революционных классов, приняв на себя роль, которую Маркс отдавал пролетариату»,- говорится в докладе. Этот тезис основывается на все увеличивающемся разрыве между средним классом и супер-богачами, который угрожает общественному порядку. «Средние классы мира могут объединиться, используя свой доступ к знаниям, ресурсам и умениям». Марксизм может быть возрожден, говорится в докладе, кроме того, и из-за глобального неравенства. Усиливающаяся тенденция к прагматическим ценностям будет способствовать тому, что люди примутся искать «убежище, предоставляемое более жесткими системами верований, включая религиозную ортодоксальность и доктринерские политические идеологии, такие как популизм и марксизм…»
Все это также согласуется с выводами о том, что нынешняя глобализация и ультракапитализм уничтожают средний класс. Об этом особенно громко говорит современный русский историк Андрей Фурсов. Оно и понятно: глобализм выводит производство из стран Запада в Азию. Исчезают условия, породившие западный средний класс: существование Советского Союза, который заставлял капиталистов разворачивать громадные государственные программы в области вооружений, науки и техники, образования, в сфере социального обеспечения. А сегодня «середняки» больше не нужны. В глобальном порядке востребованы суперэлитарии, небольшая прослойка специалистов высшего класса – и тупые малоквалифицированные рабы в больших количествах.
Однако средний класс образован, обладает знаниями и явно не хочет молча терять свой статус. Он революционизируется и попытается дать ответ на вызовы глобального капитализма. Так же, как когда-то рабочий класс и технократы дали ответ на вызовы Первой глобализации начала ХХ века, потерпевшей крушение в Мировой войне 1914-1918 годов.
С нашей точки зрения, в XXI веке неминуем подъем и неокоммунизма (очень высокотехнологичного и сумевшего учесть ошибки коммунистов ХХ века), и усовершенствованные версии рузвельтовского «Нового курса», и религиозного фундаментализма. Принципиально новым может стать движение «нейросоциалистов», куда войдут продвинутые коммунисты и сторонники делиберативной демократии (демократии диалога). Они выдвинут проект создания самоуправляющегося сетевого общества с минимальной бюрократией, с созданием «разумных организаций». (Этот вариант описан в «Будущем человечестве» Игоря Бощенко и автора этих строк).
Юноше, обдумывающему планы на жизнь в наши дни, придется выбирать среди этих течений. Революционизирующийся средний класс и креативный капитал будут распределяться именно между этими воскресшими проектами. При этом на повестку дня станут новая НТР, создание человека нового типа, нового общества и т.д. Вполне возможно, что мы увидим возникновение технократически-проектых, нацеленных на прорывы – и крайне нелиберальных диктатур.
И все это – в условиях ужесточающейся войны с финансово-медийными элитами, жесткой конкуренции с Китаем и противостояния исламским движениям. Вполне возможно, что и США попробуют преодолевать свой кризис через погружение мира в полосу постоянных войн. (В принципе, это началось уже сейчас – идут войны на руинах Ирака, Ливана, к которым вскоре могут присоединиться Пакистан и Иран).
Чтобы сохраниться и победить, Россия, по логике вещей, должна сыграть на опережение и оседлать бурные потоки истории. Нам отчаянно необходимо поменять элиту и перейти на траекторию инновационного развития, развития проектного, с новыми прорывными пятилетками. В противном случае РФ падет из-за ожесточенного общественного конфликта внутри себя, в силу неэффективности государственного аппарата (управленческого дефолта) и под ударами внешних сил.