Синдром невозврата

  • Post category:Статьи


Недавно мне пришлось беседовать с одним учёным-экономистом. И в процессе беседы он задал вопрос: «А нет ли здесь той же ситуации, что и в ряде других сфер нашей экономики, в авиастроении, например, когда, как утверждают специалисты, просто уже пройдена точка невозврата?»

Постановка вопроса весьма симптоматична. Действительно, это как же нам задурманили головы, что мы уже с готовностью принимаем идею существования таких «точек невозврата»? Причём с возможностью их определения заранее, даже без самой попытки этого «возврата»?

Кстати, представим себе, что мы согласились бы с подобным подходом применительно, например, к спорту. И что — были бы возможны сейчас победы наших футболистов и хоккеистов, которые праздновала вся страна?

А ведь подобный подход применяется нашей властью не к спортивным играм, а к государственной научно-технологической, а значит, и оборонной политике, образованию и другим жизненно важным сферам. А если бы осенью сорок первого восторжествовала подобная идея, что «точка невозврата» нами уже пройдена — оснований тому ведь тогда было несопоставимо больше, нежели сейчас применительно к любой сфере? То же можно было сказать на определённом этапе и об атомном проекте, затем — и о сфере ракетно-ядерного противостояния…

Вообще мы не первые, кто когда-нибудь в чём-то отставал. Но только одни затем навёрстывают, другие — чувствуют себя большими «реалистами» и оправдывают своё ничегонеделание тем, что «точки невозврата» пройдены…

Так, во времена нынешние, уже сравнительно мирные и либеральные, французские автомобили после ряда попыток проникновения были практически выброшены с американского рынка. И что — в связи с тем, что японские и немецкие машины лучше, французы должны были отказаться от собственных разработок, научных и технологических школ, от собственных брендов, наконец? Нет, им подобное и в голову не пришло. Отстали — значит, надо работать, навёрстывать упущенное. Станут ли в результате французские автомобили когда-нибудь лучшими в мире — неизвестно. Точно так же неизвестно и то, вернутся ли когда-нибудь эти машины на американский рынок. Но тем не менее французские и президенты, и чиновники ездят на машинах собственного производства, эти машины колесят по дорогам не только Франции, но и доброй половины мира, в том числе пользуются вполне заслуженным спросом и у нас. Выводы очевидны.

Более того, даже и в сферах современного мира уже совершенно эксклюзивных, таких, как авиастроение, лидерство тоже никому не даруется на века. И пока мы всё рассуждаем о «точках невозврата», Китай, ранее научно-технологического задела подобного нашему не имевший, создаёт уже полностью свой широкофюзеляжный гражданский самолёт, который, можно уверенно прогнозировать, в обозримом будущем вытеснит американских и европейских конкурентов сначала с китайских внутренних линий, а затем и чем чёрт не шутит…

Конечно, высокие технологии — не футбол-хоккей. Здесь, если мы хотим выйти на конкурентоспособный уровень, и цена вопроса, и степень сопротивления, и необходимая воля, и масштаб инвестиций — совершенно несопоставимы с тем, что требуется для побед спортивных. Но всё возможно. Главное — захотим ли — не только в спортивных играх, но и в сферах более важных, определяющих нашу роль и место в мире, способность защищать свой суверенитет и быть не марионеткой в чужих руках, а субъектом глобальной политики.

Есть ли в этой связи надежды на новое правительство?

Прежде всего, если рассматривать администрацию президента и правительство как единую управляющую систему, то, конечно, руководство у нас осталось прежним, тем самым, что спокойно ориентируется на якобы уже пройденные нами «точки невозврата»… И главная проблема, которую надо решать, не инфляция, уже превысившая все прогнозы. Главная проблема — непоследовательность и противоречивость проводимой политики, попытка усидеть одновременно на нескольких стульях, между которыми на глазах разверзается пропасть…

В целом следует отметить, что общая картина экономической ситуации в стране и в мире настолько угрожающа и одновременно показательна, что не понимать, какие нужны действия, довольно сложно даже и самому идеологизированному сознанию. Набор необходимых действий напрашивается сам собой. Но только как можно ожидать подобных решительных действий от тех, кто ещё вчера уверенно убеждал нас в том, что государству стимулировать ничего не нужно — рынок сам всё отрегулирует, нужно лишь накапливать финансовые ресурсы на чёрный день, и ничего ценнее бумажного доллара, на который мы меняем свои невозобновляемые энергоресурсы, в мире нет и быть не может. Эти люди остались и в «новом» правительстве — на ключевых постах…

…В отличие от бывшего министра культуры Соколова, отправленного в отставку по неизвестной причине. Или в конфликте с Третьяковской галереей он был неправ? Или он был неправ в конфликте с руководителем Агентства по культуре Швыдким? К сожалению, у нас не принято объяснять обществу подобные вещи, хотя, казалось бы, сфера культуры — не из числа засекреченных из военно-стратегических соображений.

Проблемы, перед которыми стоит страна, не решаются лишь декларированием намерения развиваться при продолжении по существу прежнего губительного экономического курса. Инфляция за пять месяцев даже официально уже превысила пять процентов. Если бы это была издержка интенсивного развития, то можно было бы терпеть. Но научно-технологического развития-то так и нет…

Кстати, новый президент провозгласил, что власти не нужны ни комплименты, ни какое-либо её «облизывание». Это обнадёживает. Правда, не совсем понятно, что же мы слышим целыми днями по телевидению и радио. Или это всё — вопреки выраженной воле власти?

Тем не менее если глава государства не пошутил, может быть, и на деле пора прислушаться не только к придворному пулу политологов и пропагандистов, но и к тем, кто весьма критичен к прежним достижениям нашей власти и предлагает альтернативные рецепты развития?

Точка зрения авторов колонки может не совпадать с позицией редакции




http://www.lgz.ru/article/id=4354&top=26&ui=1211349722105&r=675




Публикации автора на нашем ресурсе »»»