Сорок сороков московских

Вспоминаем русского писателя-патриота Петра Паламарчука (1955–1998)

Петр Георгиевич родился 29 декабря 1955 года в семье морского офицера, Героя Советского Союза Георгия Михайловича Паламарчука. Дед по материнской линии – дважды Герой Советского Союза маршал Петр Кириллович Кошевой, родословная которого восходила к кошевым атаманам Запорожской Сечи.

Он жил в знаменитом «адмиральском» доме у метро «Войковская». Самая большая комната была отведена под уникальную библиотеку Русского Зарубежья. Редкие рукописи и издания заполняли стеллажи, и ничто не пылилось – все, что называется, было в работе.

В 1978 году Петр Георгиевич окончил МГИМО, работал в Институте государства и права Академии наук.

Большую часть своей жизни – с 1977 по 1996 год, Петр Георгиевич посвятил подвижнической работе над уникальным четырехтомником «Сорок сороков», содержащим краткую иллюстрированную историю всех московских храмов, сохранившихся и разрушенных. Труд впервые вышел в Париже в 1988–1990 годах.

Тома были разбиты по исторически сложившимся частям города, содержат более восьми с половиною сотен отдельных описаний и около трех тысяч старых и новых снимков, а также перечень источников по каждому храму, включая самиздатовские рукописи и «потусторонние» издания.

По сравнению с первым изданием, отечественный вариант полностью переработан, снабжен пятью тысячами дополнений и поправок и доведен до конца 1990 г.

В 1982 году П.Г. Паламарчук защитил диссертацию на соискание ученой степени кандидата юридических наук по теме «Правовой режим Советского сектора Арктики».

В этом же году дебютировал в Москве повестью «Един Державин», редкие достоинства которой были сразу же замечены весьма взыскательной в то время литературной критикой, присудившей автору премию «За лучшую первую книгу молодого писателя».

В середине 1980-х писательская жизнь столицы бурлила. Стараниями подвижников проводились совещания молодых литераторов. Мэтры, такие, как Вадим Кожинов, Михаил Лобанов, Валентин Распутин, Аполлон Кузьмин, читали многочасовые лекции жадно внимавшей аудитории. Все перезнакомились, читали друг другу рассказы и стихи, горячо спорили и наслаждались насыщенной духовной жизнью. Многие становились друзьями, порой на всю оставшуюся…

Паламарчук и выглядел, и был по сути старше своих ровесников, его искренне почитали за продуктивную и многогранную деятельность.

Обладая феноменальной памятью, он прекрасно знал легенды и поверья, былины и были родной старины и страны – от повествований Нестора-летописца и сказаний о граде Китеже и озере Светлояре до секретных циркуляров КГБ.

Свои первые литературные произведения Петр Паламарчук стал печатать под псевдонимами В. Денисов и В. Носов за рубежом в журналах: «Вестник Русского христианского движения», «Вече», «Континент», «Посев», «Русское Возрождение», в газетах «Русская мысль» и «Наша страна» (газета, основанная, кстати сказать, «Салтыковцем» Иваном Солоневичем).

Одновременно в России выступал в качестве публикатора и комментатора Державина, Батюшкова, Гоголя.

С самого начала творческого пути ясно выраженной стратегическим направлением деятельности Паламарчука были труды по отечественной истории, исследование святынь восточнославянского культурного наследия. Прошлое и настоящее трех составных частей Руси – Великой, Малой и Белой – перекрещиваются в нескольких его книгах: «Чисто поле» (1987), «Ивановская горка» (1989), «Козацкие могилы» (1990), «Векопись Софийского собора» (1991).

Удачное обретение нового жанра, сочетающего беллетристику и отечественное летописание, нашло наиболее полное воплощение в «Хрониках Смутного времени» (1993).

Роман «Нет. Да.» (1994) написан с использованием множества исторических источников, в том числе рукописей и разных архивных документов.

Имя Петра Паламарчука по достоинству вошло в «Лексикон русской литературы XX века» (Мюнхен, 1992; М., 1996) немецкого ученого Вольфганга Казака, где о нем сказано следующее: «Паламарчук принадлежит к писателям-патриотам, его творчество крепко связано с русской историей и Православием… Главной задачей Паламарчука всегда остается попытка понять современность, исходя из прошлого, воспринимать русскую историю не как 70 лет в XX веке, а как по меньшей мере десятивековой период развития нации».

Последние вышедшие произведения писателя – альбом «Крестный путь Русской армии генерала Врангеля» (Рыбинск, 1996), роман о Москве «Четвертый Рим» (журнал «Юность», №12, 1997), «Анафема. История и ХХ век» (М., 1998).

В последние годы Петр Георгиевич тяжело болел, но сохранял бодрость духа, был деятелен. Скончался он 14 февраля 1998 года в Боткинской больнице. Отпевание 17 февраля в Сретенском монастыре совершил игумен Тихон (Шевкунов), настоятель этой древней московской обители.

Игорь Дьяков

Источник: Русский Вестник

avatar

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.

  Подписаться  
Уведомление о
Закрыть меню