«Талибан» и мусульмане России

 

После триумфальной победы движения «Талибан» (запрещенная в России террористическая организация) в Афганистане 15 августа 2021 года, когда столица Кабул был взят без боя и сопротивления со стороны предыдущего проамериканского правительства Ашрафа Гани, многие аналитики задаются вопросом: что будет дальше?

«Талибан» не только смог сформировать свое правительство, но и достаточно быстро установил контроль над всей территорией страны. И на сегодняшний день де-факто это движение является объективно единственной властью в стране: с этим вынуждены считаться, как соседи Афганистана (Китай, Пакистан, Иран), так и крупные мировые державы, не имеющие с ним общих границ (Россия), пытаясь выстраивать отношения с талибами, даже если их внутренняя политика, памятуя об опыте их правления в 1996-2001 гг., вызывает вопросы. Для России и стран Центральной Азии сохраняется опасность превращения Афганистана в территорию, которая станет привлекательным для радикально настроенной части мусульманского сообщества всего мира местом притяжения. Ведь стопроцентно утверждать, что у талибов не может быть экспансионистских планов, особенно в отношении Центральной Азии, не стоит. Речь идет, конечно, не о завоевании, а об экспансии своей идеологии в эти страны, привлечении сторонников из республик СНГ и России с последующей их передислокацией на их территорию. Поэтому не стоит заниматься самоутешением и наивно полагать, что «Талибан» станет сугубо локальным явлением, как пытаются порой представить это движение как чуть ли не национально-освободительное сопротивление пуштунов под религиозными знаменами от американской оккупации и его местного марионеточного правительства.

На этом фоне весьма любопытно просмотреть реакцию российских мусульман на столь стремительную смену не просто власти в Афганистане, а всего политического строя с формально светского на подчеркнуто теократическое с полным переустройством общества. Здесь следует проговорить одну весьма важную деталь: дело в том, что идеология «Талибана» в теологическом плане базируется на ханафитском мазхабе (религиозно-правовой школе) и матуридитско-ашаритской догматике. Т.е. аналогично той, что является традиционной для заметной части мусульман Поволжья, Крыма и Северного Кавказа. И сложилась парадоксальная ситуация: к власти в Афганистане пришли те, кто в теологической части исламского вероучения идентичны российским мусульманам. Отсюда и та неопределенность и метания российских мусульманских спикеров, которые находятся в определенной растерянности как прокомментировать произошедшее в Афганистане. К власти на Среднем Востоке пришли ведь не ваххабиты, а самые что ни на есть ханафиты-матуридиты. И привычная антиваххабитская риторика, которую использовали российские мусульманские духовные лидеры, когда высказывали свою позицию по Сирии, применительно к талибам не работает.

Весьма характерна в этой связи реакция советника Главы Чечни по религиозным делам Адама Шахидова, который на комментарий о талибах на своей странице в Instagram отозвался: «Матуридиты-ханафиты всегда красавчики». Правда, через какое-то время этот комментарий был удален. Частично это можно объяснить тем, что Глава Чечни Рамзан Кадыров назвал происходящие события в Афганистане «очередной аферой США против мусульман» и призвал «готовиться к худшему» из-за «Талибана». Впоследствии Шахидов дал уточняющее пояснение: «Если талибы докажут, что они антисалафиты и что они против ваххабитов-экстремистов, то их тоже поддержу, потому это наш путь».

В отличие от Адама Шахидова татарские муфтии приблизительно месяц после взятия Кабула талибами предпочитали хранить молчание. Понять их можно: официальные мусульманские организации в России предпочитали воздерживаться от комментирования произошедшей смены власти в Кабуле, стараясь следовать выжидательной позиции генеральной линии российского МИДа, которое максимально сдержанно высказывалось по поводу неожиданного для многих триумфа талибов в Афганистане. Однако молчание более месяца (Кабул был взят талибами без боя 15 августа 2021 года) было оправданно только до тех пор, пока «Талибан» не взял власть над всей территории страны: существовавший в Панджшерской долине Фронт национального сопротивления Афганистана, возглавляемый Ахмадом Масудом-младшим и вице-президентом страны Амруллой Салехом, был разгромлен к середине сентября. К тому же «Талибан» окончательно сформировал свое правительство (премьер-министр Мухаммад Хассан Ахунд), дав понять, что теперь оно является единственной легитимной властью в Афганистане, с которым, нравится ли это кому-то или нет, но придется выстраивать отношения всему миру. Отметим, что с новым премьер-министром уже встретился спецпредставитель президента РФ по Афганистану Замир Кабулов вместе со своими коллегами из Пакистана и Китая, тем самым де-факто можно говорить о признании легитимности власти талибов в Афганистане со стороны Москвы.

Неудивительно, что только после этого 20 сентября 2021 года председатель Духовного собрания мусульман России Альбир Крганов одним из первых из числа российских муфтиев высказал позицию своего муфтията по случившемуся в Афганистане. В заявлении нет ни ликования по случаю триумфа талибов, равно как нет и осуждения от того, что теперь они являются властью в стране: просто констатация факта. Зато обвинение в случившемся целиком и полностью возложено на американцев: «В эти дни многие спрашивают: как такое могло произойти? Почему за двадцать лет навязывания чуждого образа жизни и присутствия американских военных на афганской земле ситуация там не просто не улучшилась, а стала катастрофической? Более того, государство, фактически, оказалось на грани распада и перед гуманитарным бедствием. Почему вместо искоренения харамного-запрещённого наркобизнеса, он расцвел там с новой силой?».

Обвинительный пафос заявления ДСМР обрушивается в адрес Вашингтона: «Сегодня же мы хотим задать один простой, но важный для миллионов афганцев вопрос: кто ответит за многочисленные жертвы среди мирного населения за 20 лет? Ведь по разным оценкам речь идет о десятках тысяч людей! <…> При этом за два десятилетия колоссальное число людей было ранено, оказалось лишено крова и средств существования. Наконец, под угрозу была поставлена стабильность в сопредельных странах, в частности, огромном регионе братской нам Центральной Азии».

При этом в адрес талибов Крганов постарался никак не высказываться ни критически, ни комплиментарно: оно и понятно, теперь «Талибан» – это новая власть в Афганистане, с которой, хочется того или нет, но придется выстраивать отношения. Поэтому если кратко суммировать сказанное Кргановым (а он один из тех российских муфтиев, кто обладает политическим чутьем и знает, где и как расставлять акценты, для чего и привлекался неоднократно российскими властями как яркий функционер «народной дипломатии»), то получается, что в трагедии Афганистана виноваты США, что вполне идентично выводам практически всех аналитиков и экспертов по Афганистану. Крганов даже предлагает провести целое расследование преступлений «иностранных военных против мирного афганского населения», намекая если не на международный трибунал, как в Нюрнберге или Гааге, то как минимум, на «учреждение международного особого совещания по Афганистану».

Однако нововведения в Афганистане, устанавливаемые талибами, для российских мусульман совершенно непривычны. Оно и понятно: вроде как власть в Афганистане взяли те, с кем российские мусульмане идейно близки в теории, однако на практике модель государства (исламский эмират) и общества, предлагаемая талибами, вызывает диссонанс у российских мусульман, привыкших жить в светском государстве. Так, в частности, ограничения для обучения девочек в школах, которые внедрили талибы, вызвали недоумение у Верховного муфтия России, председателя ЦДУМ Талгата Таджутдина, который впервые прокомментировал смену власти в Кабуле. «Это же дети — какое там может быть разделение. У нас даже в Российском исламском университете девушки посещают занятия. Это уже вопрос достижения совершеннолетия, потом обучение может быть раздельным», – сокрушался Таджутдин. По его мнению, талибы нарушают нормы исламского благочестия: «Что они даже из повеления Всевышнего «не убивать человека» делают! Друг друга режут. А теперь еще и детей разделяют и говорят, что это Всевышний повелел! Просто кощунство».

Красной линией практически всех прогнозов российских аналитиков по поводу прихода к власти талибов в Афганистане является мысль о том, станет ли эта страна таким же магнитом для исламистов со всего мира, какой стала Сирия после начавшейся на ее территории войны между законным правительством и исламистскими группировками. Россию такая перспектива превращения Афганистана в очередную зону нестабильности беспокоит, особенно в свете опасности влияния «Талибана» на республики Центральной Азии. Несмотря на идеологические отличия от ваххабитов («Талибан» в теологическом плане относятся к ханафитскому мазхабу и матуридско-ашаритской догматике), они смогут на взаимовыгодной основе сосуществовать: был же у них опыт сотрудничества с ваххабитской «Аль-Каидой» (запрещенная в России террористическая организация), почему же не может быть нового альянса с какой-нибудь из существующих и вновь появившейся ваххабитской организацией?

Наконец, хотелось бы напомнить, что в 1999 году в рядах “Талибана” появился “Джамаат Булгар” – объединение выходцев из Поволжья, которые совершили “хиджру” (переселение) в Афганистан. Иногда его еще называют “Булгарский джамаат” или “Уйгурско-Булгарский джамаат” (с середины нулевых годов его ряды пополняло заметное число уйгуров из Синьцзян-Уйгурского автономного района Китая). “Джамаат Булгар” был своеобразным землячеством выходцев не только из Поволжья, но затем и шире – со всей России.

Создали “Джамаат Булгар” 17 человек из г. Набережные Челны, среди которых заметной фигурой был бывший имам мечети “Тауба” г. Набережные Челны Айрат Вахитов (кличка “Салман Булгарский”), выпускник Казанского танкового училища Ирек Хамидуллин, заведующим продовольственным складом МЧС в пос. Новый г. Набережные Челны России Равиль Мингазов и др. Затем к “Джамаату Булгар” присоединилось гораздо больше человек, причем нередко люди переезжали с семьями (с женами, детьми). Фактически это был целый батальон.

После вторжения американцев в 2001 году часть членов этого джамаата были пойманы и помещены в печально знаменитую американскую тюрьму Гуантанамо. Значительная часть членов “Джамаата Булгар” перебралась на территорию Пакистана в провинцию Вазиристан и поселилась в районе деревни Дегон. Тем не менее, джамаат пополнялся россиянами, а сами члены “Джамаата Булгар” периодически возвращались в Россию для совершения терактов: например, Павел Дорохов из Афганистана приехал в Башкортостан, где в 2008 году планировал с сообщником взорвать в г. Салавате насосную станцию, но был ликвидирован в ходе спецоперации, а сообщник Рустем Зайнагутдинов получил 15 лет лишения свободы.

Когда началась война в Сирии, некоторые члены “Джамаата Булгар” решили отправиться на “джихад” в Сирию. В июле 2016 года из Пакистана в Сирию прибыли боевики «Джамаата Булгар», которые объединившись с другими выходцами из Поволжья, которые состояли в «Исламской северной армии» и создали джамаат «Джунуд Аль-Махди» («Солдаты аль-Махди»), состоящей из жителей Татарстана и Урала. Возглавил джамаат «Джунуд Аль-Махди» некто Сайфуддин аль-Татари.

Но остальная часть “Джамаата Булгар” осталась в Пакистане. И вот теперь более, чем наверняка, они попытаются перебраться в Афганистан. Вполне можно допустить не только реанимация его активности, но и появление иных землячеств из России.

Точно также, как из России в 2000-е годы многие радикалы отправлялись в Афганистан, а в 2010-е годы ехали воевать в Сирию, то сейчас в 2020-е годы нельзя исключать, что центром притяжения для российских исламистов станет опять Афганистан.

Возникает вопрос: возможны ли в будущем контакты между мусульманским духовенством России и исламскими деятелями талибанского Афганистана? Ведь в случае с Сирией таких взаимных контактов была масса: это и совместные конференции, и издание трудов сирийских богословов на русском языке в России (в частности, были изданы книги шейха Рамазана аль-Бути (1929-2013) и его сына Тауфика аль-Бути), и регулярные и официальные визиты исламских теологов Сирии в нашу страну, а российских – в Сирию? На наш взгляд, пока любые контакты с афганскими богословами, несмотря на схожесть религиозно-правовых школ мусульман России и Афганистана, не только не будут столь интенсивными, как в Сирии, но не факт, что вообще будут. Все-таки Москва в Сирии была союзником Башару Асаду, а в Афганистане Россия просто считается с «Талибаном» как с новой властью в стране. Да и объективно мы мало что знаем о том, как обстоит дело с исламским богословием в Афганистане последние полвека.

Несмотря на схожесть религиозно-правовых школ между российскими мусульманами и талибами, существует и огромное различие между ними: российские мусульмане имеют огромный опыт проживания в светском государстве в условиях православного большинства в стране, чего просто нет в Афганистане. В силу этого обстоятельства это наложило определенный отпечаток на исламскую религиозную мысль в России: некоторые нормы применения исламского законоположения на практике объективно не реализуется (вроде ограничения на женское образование) и не поддерживаются российскими мусульманами, воспринимаются как откровенная архаика.

Отдельно хотелось бы проговорить один нюанс, который нередко муссируется сейчас в интернете: а надо ли снимать статус террористической организации с «Талибана» на том основании, что с ним ведет открытые переговоры МИД России, а в Афганистане «Талибан» теперь у власти и сформирует правительство? Нет, такой статус снимать не надо. И вот почему.

Напомним историю почти десятилетней давности. Президентом Египта в 2012-2013 гг. был Мухаммед Мурси (1951-2019), член организации “Братья-мусульмане”, которая в России была признана в 2003 году запрещенной террористической организацией. К слову, в том же самом 2003 году и движение “Талибан” было признано террористической организацией.

Так вот то, что во главе Египта был член организации, признанной в России запрещенной, никак не привело ни к разрыву египетско-российских отношений, ни к лишению “Братьев-мусульман” статуса террористической организации внутри России.

Аналогичная картина и в других странах: например, деятельность коммунистических организаций запрещена в Саудовской Аравии, но это совершенно не мешает Саудовской Аравии иметь дипломатические отношения с Китайской Народной Республикой, во главе которой находится Коммунистическая партия. Так что независимо от того, что «Талибан» теперь во главе Афганистана, а Россия в конечном счете вынуждена будет признать сформированное им правительство как законное (аналогично поступят и другие страны, в конечном счете), это совершенно не означает, что следует легализовать деятельность «Талибана» в России и снять с него статус запрещенной организации даже тогда, когда над Посольством Афганистана в Москве будет развиваться флаг «Талибана».

Раис Сулейманов

Подписаться
Уведомление о
guest

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

1 Комментарий
старее
новее
Inline Feedbacks
View all comments
Сергей
Сергей
13/10/2021 14:08

Спасибо. Очень актуально и познавательно.