Русскому языку – статус родного языка!

Обращение защитников русского языка в национальных регионах России к политическим партиям и движениям


Накануне очередных выборов в Госдуму хотим обратить Ваше внимание на вопиющую ситуацию с изучением русского языка, которая наблюдается в ряде республик России уже с первой половины 2000-х. Наиболее тяжелая она в Татарстане, где для ее определения специалистами используется термин «этнолингвистический конфликт». Проблема в том, что в Татарии и ряде других подобных регионов даже в условиях отсутствия соответствующей языковой среды «национальные» языки являются обязательными для изучения в школах и детсадах, хотя многие родители, чьи дети не являются носителями «национального» языка, этого не хотят. При этом на изучение русского языка отводится меньшее количество часов, чем в «не национальных» регионах РФ, а в школах практически повсеместно используются учебные планы для этнических школ. При этом данная навязанная тенденция отнюдь не способствует сохранению «национальных» языков, вызывая у тех, кому он не является родным, их неприятие.

Причина проблемы – в федеральном языковом законодательстве. Об этом в депутатском корпусе ГД РФ вполне осведомлены, проблема неоднократно озвучивалась, однако конкретных действий по-прежнему нет, несмотря на многочисленные обращения родителей и целых сообществ.

Заявляем, что изо всех регионов России один Крым безоговорочно занял позицию добровольности – изучение крымско-татарского и украинского языков там проводится по желанию. В других этнических регионах местным администрациям удаётся проводить прежнюю политику в языковом вопросе, опираясь на пробелы в устаревшем языковом законодательстве страны.

Это законодательство уже настолько непригодное, что нигде в России русский язык, который является родным для более чем 80% граждан, не может иметь статус «родной язык».

Но в Госдуме данная тема замалчивается. Как гражданам, потенциальным избирателям, воспринимать бездействие депутатов Государственной думы и партийных фракций? Вероятно, как наплевательское отношение к одной из главных ценностей России – русскому языку. А также – ко всем русским и русскоязычным гражданам, оказавшимся заложниками порочной языковой политики региональных правителей.

При таком отношении к данной проблеме депутатов и руководителей фракций неудивительно, что в республиках так и не были выполнены поручения и рекомендации президента РФ, принятые по итогам совещания по русскому языку и межнациональным отношениям в мае 2015 года. Поправки к ФЗ «О языках…» так и не были вынесены на обсуждение в ГД РФ, поскольку их рассмотрение уже второй год торпедируется депутатами-лоббистами из упомянутых этнических республик.

Считаем, что при таких обстоятельствах ответственность за судьбу русского языка и межэтнических отношений в «национальных» регионах России несут персонально руководители парламентских фракций и одноименных федеральных партий, у которых есть право законодательной инициативы и принятия государственных решений.

Их бездействие наглядно показывает непригодность института «системных» политических структур для решения актуальных для страны социальных проблем.

Если какая-либо из парламентских фракций все-таки вдруг решит заняться своими прямыми обязанностями, то предложения для изменения законодательства, всесторонне обсужденные и выверенные в экспертных сообществах, остаются прежними.

Необходимо:

1. Для обеспечения реализации конституционного права на сохранение родного русского языка (гл. 3, ст. 68, п. 3 Конституции РФ), необходимо законодательно закрепить за русским языком наряду со статусом государственного языка Российской Федерации и статус родного языка.

2. Для создания оптимальных условий формирования гражданской общероссийской идентичности необходимо из всех образовательных нормативных актов (ФГОС, федеральные программы, примерные образовательные программы, рабочие образовательные программы, учебные планы и т.д.) изъять дефиниции «русский неродной», «родной нерусский», «русский как иностранный». Исключить противопоставление «родной язык» и «русский язык», так как русский язык также является родным, притом для большей части граждан. Ввести дефиниции: «государственный язык Российской Федерации для не владеющих русским языком», «государственный язык Российской Федерации для владеющих русским языком» и «родной русский язык». Необходимо также из законодательных норм ряда республик РФ вывести русский язык из статуса «государственный язык республики», сняв функциональное равноправие государственного языка Российской Федерации с государственным языком республики. Тем самым – восстановить конституционную норму русского языка в статусе государственного языка Российской Федерации на всей её территории.

3. Для сохранения единства образовательного пространства необходимо внести в федеральный закон «Об образовании в РФ» в ст. 12, п. 9. поправку в следующей редакции: «Примерные основные образовательные программы разрабатываются и утверждаются федеральными органами исполнительной власти с учетом….» далее – по тексту прежней редакции.»

4. В тот же закон в п. 3 статьи 14 (Язык образования) в последнем предложении внести поправку: «Преподавание и изучение государственных языков республик Российской Федерации должны осуществляться с учётом потребностей учащихся и их семей, по выбору, с согласия родителей и законных представителей учащегося, не в ущерб преподаванию и изучению государственного языка Российской Федерации».

Наши требования справедливы и соответствуют Конституции, которая гарантирует равенство прав всем гражданам на всей территории Российской Федерации.

От Республики Башкортостан:

председатель Комитета по образованию Собора Русских Башкортостана В.П. Афанасьев

председатель Совета православных родителей и педагогов РБ Л.Х. Калинина

администратор интернет-сообщества «Образование и русский язык в школах Башкирии» Г.Н. Лучкина

От Республики Татарстан:

председатель Общества русской культуры РТ, доцент КАИ М.Ю. Щеглов

сопредседатель движения РТ «Согласие», профессор В.А. Беляев

член Союза писателей СССР и России, член СП РТ Л.А. Кожевников

От республики Бурятия:

координатор Движения за добровольное изучение бурятского языка И.А. Гнеушева

От Республики Коми (Воркута):

координатор Движения за добровольное изучение языка коми А.В. Былина

экс-депутат Госсовета Коми Н.Е. Радостева

 

Источник изображения - tobolinfo.kz


Запись опубликована в рубрике Важное, Публикации с метками , , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.