Памяти митрополита Иоанна

Митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Иоанн Снычев (9 октября 1927 — 2 ноября 1995) — епископ Русской Православной Церкви, великий Русский мыслитель, публицист, ученый-богослов и историк. В либеральных кругах обычно критикуется за традиционализм, антисемитизм, монархизм, национализм и антизападничество

 

О митрополите Иоанне я узнал в конце 90-х — начале 2000-х годов со страниц известной тогда газеты «Евпатий Коловрат», в которой печатались его отдельные статьи. Позже я приступил к чтению его замечательных книг.

Владыка Иоанн стал для миллионов верующих источником чистоты Православной веры, лучом света посреди тьмы, надеждой на возрождение Святой Руси. С первых выпущенных им статей мощно и убежденно над всей страной зазвучал голос Духовника, Проповедника России, истинного сына нашего Отечества.

С того момента, когда владыка прибыл на служение в Санкт- Петербургскую епархию, он стал главным духовным наставником современной России, в проповедях и книгах которого содержались ответы практически на все вопросы, которые тревожат русского человека.

Принимая огонь на себя, владыка Иоанн повторяет путь святого Иоанна Кронштадского и цитирует его слова. Подобно великому святому митрополит Иоанн указывает на корни многих бед России. По его мнению, они уходят в талмуд и еврейский религиозный экстремизм, ставший основой либеральных и социалистических идей.

Неспособность русских подавить смуту в 1917 году митрополит объяснял падением христианской веры в русском народе. Только она могла спасти и объединить народ в борьбе с иудейскими экстремистами и масонами. Антирусская, антихристианская революция 1917 года повторилась в конце 1980 года — начале 1990-х годов. В результате русское государство разрушено. Русский народ расчленен на части границами новоявленных «независимых государств». Россия отброшена в своем территориальном развитии на триста пятьдесят лет назад. Общество оказалось совершенно беззащитным перед шквалом безнравственности и цинизма, обрушившимся на людей со страниц «свободной» прессы и экранов телевизоров. Церковь подвергается бешеным атакам еретиков и сектантов, понаехавших в Россию со всего света, чтобы «просветить» русских «варваров». Ростки здорового национально- религиозного самосознания погребены под грудой нечистот масскультуры и фальшивых ценностей «общества потребления». Страной правят богоборцы, космополиты и русоненавистники.

На вопросы многих людей, как бороться с антихристианскими силами, владыка неизменно отвечал, что единственный путь спасения — объединение вокруг русских вековых святынь и духовных ценностей, путь спасения русской соборности и державности, путь духовного прозрения и очищения. «Сумеем пробиться к Богу сквозь толщу лжи и клеветы, нагроможденную христоненавистниками, — учил владыка, — значит, сумеем возродить Святую Русь. Отступимся — Россия окончательно погибнет».

Статьи и выступления митрополита Иоанна перед православной и патриотической общественностью стали главным событием русской духовной жизни 90-х годов. Абсолютное большинство русских сразу же признали владыку Иоанна своим духовным вождем. Ярость и ненависть к нему со стороны врагов России стали подтверждением верности этого выбора. Злобные нападки и непрекращающаяся клеветническая кампания против владыки Иоанна в России и за рубежом продолжаются даже после его смерти.

Полемизируя со своими многочисленными оппонентами, митрополит Иоанн опроверг многочисленные измышления о «неспособности Церкви ответить на вызовы современности», о «духовном безсилии Московской патриархии», о «поголовной продажности иерархов» и «полной зависимости РПЦ от кремлевских политиканов». Он открыл для публичного, гласного и конструктивного обсуждения многие «запретные» темы. Но самое главное — то, что митрополит Иоанн сумел сформулировать целостную, подробную и исторически обоснованную идеологию русского национально-религиозного возрождения, соответствующую современным запросам общества, нынешнему положению Российского государства и русского народа.

«Доктрина митрополита Иоанна» сводится к нескольким важнейшим истинам:

— «Русская идея» — это неутолимое стремление к святости, праведности и чистоте;

— «Русская демократия» — это Соборность;

— «Русская идеология» — это Православие;

— «Русский порядок» — это Державность;

— «Русское государство» — это Россия во всем многообразии исторических форм ее существования;

— государственно-политический и одновременно нравственно-религиозный идеал России — Святая Русь;

— патриотизм — религиозный долг каждого благочестивого христианина;

— Русская Православная Церковь — соборная совесть народа;

— Православие или смерть.

Подготовил Алексей Захаров

 

Закрыть меню