Севастопольский горизонт российского будущего

  • Post category:Статьи

Современная повестка дня


В 2014 году Киевская «революция достоинства» растоптала идею российско-украинского союза, отвергла русские начала украинского общества и выбрала прозападный курс развития страны. В ответ население Крыма провозгласило свою общероссийскую цивилизационную идентичность и связало свое социально-политическое будущее с судьбой России. А вместе с Крымом вернулся в родную гавань содружества российских народов и Севастополь. Это повторное вхождение Крыма в социокультурное пространство современной России должно дать новый импульс ее прорыву в будущее, принести пользу обеим сторонам: оно, с одной стороны, обеспечит защиту традиционной культуры крымского населения от насильственной украинизации, а с другой стороны, обогатит духовный опыт российских народов особым мировосприятием крымчан. Что же нового могут предложить российскому социуму жители Крыма и прежде всего граждане города-героя Севастополя?

Вопрос о перспективах участия Севастополя в развитии современного российского общества совсем недавно (19 октября 2016) обсуждался на заседании Центра стратегических разработок в рамках программы реализации исследовательского проекта «Россия будущего. Позитивная повестка». В данной проекции следует признать, что будущее любой страны определяется, прежде всего, ее безопасностью от каких-либо угроз. В этом плане будущая жизнь российского социума будет зависеть от потенциалов трех его сил — армии, идеологии и экономики. Если армия защищает целостность государства от внешних угроз, а идеология нейтрализует внутренние угрозы общественному единству, то экономика спасает жизнь страны как от внешних, так и от внутренних угроз. В этой триаде «оборонительных сил» общества главная роль армии состоит в обеспечении «непрерывности» социально-исторического процесса, в защите позитивного опыта «прошлого» от внешних посягательств, тогда как идеология, устраняя внутренние конфликты, должна наметить единый образ желанного «будущего», а экономика, материально поддерживая жизнеспособность населения, практически обеспечивая в жизни страны совмещение опыта прошлого и надежд будущего, представляет собой культ «настоящего».

Оценивая с этих позиций общее состояние «оборонительных ресурсов» российского социума, надо признать, что наиболее мощным субъектом обеспечения безопасности РФ служит армия, тогда как экономика выступает значительно менее надежной опорой в утверждении российского будущего, а самым слабым началом современной российской действительности является идеология: статья 13 Конституции РФ от 1993 г. запрещает иметь в стране государственную общенациональную идеологию. В условиях нарастающей конфронтации РФ и западного военно-политического блока во главе с США такое отсутствие у россиян современной общенациональной идеологии, обеспечивающей их нравственную сплоченность в созидании совместного будущего, становится смертельно опасным для жизни страны. Поэтому параллельно усилиям российского государства по укреплению своей армии следует в экстренном порядке предпринять чрезвычайные усилия по разработке перспективной «идеологии России» в современных реалиях глобального социума, способной консолидировать общество в понимании наличной действительности, в стратегии разрешения жизненных проблем, в поддержании патриотического настроя народных массах. «Идеология» — это рационально организованная система представлений об окружающем мире и месте человека в нем, устанавливающая высшие ценности в нравственных ориентирах поведения людей и обеспечивающая сплоченность людских масс в достижении социально-значимых целей. Ценности представляют собой устойчивые сознательные установки людей в достижении жизненного благополучия, определяющие целенаправленный характер их практических действий.

В контексте намеченной общероссийской задачи повышения уровня обороноспособности страны возникает вопрос о возможностях Севастополя в деле укрепления трех сил безопасности современной РФ. Отвечая на него, надо признать, что роль Севастополя в укреплении российской армии существенна, но локальна, тогда как его влияние на состояние общероссийской экономики не только локально, но и малосущественно. Для полноценного самоутверждения Севастополя в общероссийском жизненном пространстве остается лишь сфера идеологии: Севастополь способен сыграть ключевую роль в обеспечении идеологической безопасности страны. Город-герой должен подкрепить свой воинский потенциал разработкой научно-философской идеологии социального лидерства России в современном мире, предложить российскому обществу свой формат реализации проекта «Россия будущего».

Севастопольский идеологический проект будущего России в XXI веке должен соблюдать в контексте глобализации мирового сообщества ряд принципов. Во-первых, принцип «преемственности»: современная «идеологическая концепция» не должна подрывать «православные скрепы» прошлой исторической жизни русского народа как основной этнической группы гражданского населения РФ. Во-вторых, принцип «новизны»: перспективная «идеология» должна обеспечивать инновационную стратегию развития страны путем рационального освоения данных современной науки. В-третьих, принцип «всеобщности»: разрабатываемая концепция должна обладать максимальной философской целостностью, универсальностью и единством, в проектировании перспектив развития РФ в условиях глобализации мирового социума. В четвертых, принцип «креативности», эта идеология должна представлять в максимальном объеме творческий потенциал народных масс России, направленный на созидание, а не разрушение бытия.

В соответствии с данными принципами разработка идеологических оснований жизни современной РФ должна выражать, в первую очередь, преемственность в историческом развитии российского общества, начиная с Киевских времен до революционных потрясений ХХ-ХХI веков. Если прошлая жизнь России направлялась традиционным духом православной веры, то первоистоком успехов современной социальной практики стали научные знания. Единство универсального духа религиозной веры и разнообразных знаний научного опыта обеспечивается логическим строем философской мысли. Поэтому главной идеологической опорой современной России должен стать философский разум, обеспечивающий связь традиций прошлого и инноваций настоящего творческой силой логического мышления в постижении действительности как объективной мировой целостности, обладающей внутренним единством и способностью саморазвития.

Содержание этой разумной целостности мироздания, согласно христианской доктрине, определяется жизненной энергией мировых стихий, скрепленных целостным, творческим настроем мирового Слова: «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог». (Иоанн: I–1). Поэтому исходным ориентиром отечественной научно-философской мысли в проектировании российского будущего должен стать принцип «онтологического символизма», проецирующий символические каноны жизни естественных языков на все мироздание (См.: Л.А. Гореликов, Идейные начала современного «русского мировоззрения» в научно-философской концепции «онтологического символизма» // «Академия Тринитаризма», М., Эл № 77-6567, публ.22199, 16.06.2016). Апостол Андрей принес эту благую весть о созидательной силе вселенского Слова в русские земли через Крым и Херсонес, историческим наследником которого стал современный Севастополь. Сегодня именно Севастополь должен наполнить православную идею о созидательной силе слова содержанием современного научно-философского познания. Разработка глобального «вербально-символического мировоззрения» должна стать ныне главной задачей отечественной научно-философской мысли и прежде всего представителей севастопольского интеллектуального сообщества как «идейных наследников» духовного опыта Андрея Первозванного. Действительность глобального социума требует «глобального мировоззрения», выражающего созидательную силу мирового Слова.

Лев Гореликов, доктор философских наук, профессор, академик Ноосферной общественной академии наук


Подписаться
Уведомление о
guest

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

0 комментариев
Inline Feedbacks
View all comments