Митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Иоанн Снычев (9 октября 1927 – 2 ноября 1995) – епископ Русской Православной Церкви, великий Русский мыслитель, публицист, ученый-богослов и историк. В либеральных кругах обычно критикуется за традиционализм, антисемитизм, монархизм, национализм и антизападничество
О митрополите Иоанне я узнал в конце 90-х – начале 2000-х годов со страниц известной тогда газеты “Евпатий Коловрат”, в которой печатались его отдельные статьи. Позже я приступил к чтению его замечательных книг.
Владыка Иоанн стал для миллионов верующих источником чистоты Православной веры, лучом света посреди тьмы, надеждой на возрождение Святой Руси. С первых выпущенных им статей мощно и убежденно над всей страной зазвучал голос Духовника, Проповедника России, истинного сына нашего Отечества.
С того момента, когда владыка прибыл на служение в Санкт- Петербургскую епархию, он стал главным духовным наставником современной России, в проповедях и книгах которого содержались ответы практически на все вопросы, которые тревожат русского человека.
Принимая огонь на себя, владыка Иоанн повторяет путь святого Иоанна Кронштадского и цитирует его слова. Подобно великому святому митрополит Иоанн указывает на корни многих бед России. По его мнению, они уходят в талмуд и еврейский религиозный экстремизм, ставший основой либеральных и социалистических идей.
Неспособность русских подавить смуту в 1917 году митрополит объяснял падением христианской веры в русском народе. Только она могла спасти и объединить народ в борьбе с иудейскими экстремистами и масонами. Антирусская, антихристианская революция 1917 года повторилась в конце 1980 года – начале 1990-х годов. В результате русское государство разрушено. Русский народ расчленен на части границами новоявленных “независимых государств”. Россия отброшена в своем территориальном развитии на триста пятьдесят лет назад. Общество оказалось совершенно беззащитным перед шквалом безнравственности и цинизма, обрушившимся на людей со страниц “свободной” прессы и экранов телевизоров. Церковь подвергается бешеным атакам еретиков и сектантов, понаехавших в Россию со всего света, чтобы “просветить” русских “варваров”. Ростки здорового национально- религиозного самосознания погребены под грудой нечистот масскультуры и фальшивых ценностей “общества потребления”. Страной правят богоборцы, космополиты и русоненавистники.
На вопросы многих людей, как бороться с антихристианскими силами, владыка неизменно отвечал, что единственный путь спасения – объединение вокруг русских вековых святынь и духовных ценностей, путь спасения русской соборности и державности, путь духовного прозрения и очищения. “Сумеем пробиться к Богу сквозь толщу лжи и клеветы, нагроможденную христоненавистниками, – учил владыка, – значит, сумеем возродить Святую Русь. Отступимся – Россия окончательно погибнет”.
Статьи и выступления митрополита Иоанна перед православной и патриотической общественностью стали главным событием русской духовной жизни 90-х годов. Абсолютное большинство русских сразу же признали владыку Иоанна своим духовным вождем. Ярость и ненависть к нему со стороны врагов России стали подтверждением верности этого выбора. Злобные нападки и непрекращающаяся клеветническая кампания против владыки Иоанна в России и за рубежом продолжаются даже после его смерти.
Полемизируя со своими многочисленными оппонентами, митрополит Иоанн опроверг многочисленные измышления о “неспособности Церкви ответить на вызовы современности”, о “духовном безсилии Московской патриархии”, о “поголовной продажности иерархов” и “полной зависимости РПЦ от кремлевских политиканов”. Он открыл для публичного, гласного и конструктивного обсуждения многие “запретные” темы. Но самое главное – то, что митрополит Иоанн сумел сформулировать целостную, подробную и исторически обоснованную идеологию русского национально-религиозного возрождения, соответствующую современным запросам общества, нынешнему положению Российского государства и русского народа.
“Доктрина митрополита Иоанна” сводится к нескольким важнейшим истинам:
– “Русская идея” – это неутолимое стремление к святости, праведности и чистоте;
– “Русская демократия” – это Соборность;
– “Русская идеология” – это Православие;
– “Русский порядок” – это Державность;
– “Русское государство” – это Россия во всем многообразии исторических форм ее существования;
– государственно-политический и одновременно нравственно-религиозный идеал России – Святая Русь;
– патриотизм – религиозный долг каждого благочестивого христианина;
– Русская Православная Церковь – соборная совесть народа;
– Православие или смерть.