Русский акцент Россини

  • Post category:Статьи

Его обнаружили в театре «Геликон-опера» на премьере
«Севильского цирюльника»

Театр солнечной радости, как называют «Геликон» его фанаты, завершил свой 17-й сезон премьерой. На этот раз, впрочем, как и всегда, художественный руководитель Дмитрий Бертман удивил зрителей, раскопав «русские корни» в опере итальянского композитора Джоаккино Россини.

Композитор в 1816 году, чтобы успеть к карнавальному сезону, написал «Севильского цирюльника» за 19 дней. Бертман же говорит: «Ещё ни один спектакль «Геликона» не репетировался так долго. Оказалось, что нет ничего сложнее, чем ставить комическую оперу».

И еще в этом театре перед любой постановкой обращаются к истории — музыкальной, досконально изучают биографию композитора, автора либретто или произведения «на заданную тему», словом, относятся к работе скрупулёзно. Итак, прежде чем начать работу над «Севильским цирюльником», как всегда были проведены исследования, и вдруг в опере итальянского композитора обнаружились… «русские корни». Дело в том, что в Риме перед работой над этой комической оперой Россини оказался желанным гостем в домах русских аристократических семейств, проводивших зиму в Италии, — Волконских, Опочининых. А по случаю именин княгини Екатерины Ильиничны Голенищевой-Кутузовой, вдовы фельдмаршала, Россини подарил ей кантату, в которой использовал русскую народную песню: «Ах, зачем было огород городить, ах, на что было капустку садить». Ее мелодия и вошла затем в «Цирюльника», став одним из русских украшений финала оперы. Русский след идет и дальше. В партитуре Россини нашли еще одну мелодию русской плясовой песни: «Ты поди, моя коровушка, домой». Ее поет по-русски служанка дона Бартоло — одного из главных персонажей оперы — Берта. Дмитрий Бертман со вкусом, в котором ему никак нельзя отказать, превратил эту самую Берту в русскую красавицу — пышнотелую матрешку. В кокошнике, сарафане, с косами и румяными щеками, служанка угощает гостей чаем из медного самовара, который раздувает… сапогом. А чай, как водится на Руси, с бубликами. Да и сам дон Бартоло не прочь приложиться вместе с прислугой к рюмочке «беленькой». А ещё он увлечен вязанием. Огромные клубки пряжи выполяют также и роль мебели. Говоря об интерьере спектакля, нельзя не восхищаться уникальной работой замечательных художников «Геликона» Татьяны Тулубьевой и Игоря Нежного. В этот раз на сцене зрители увидели севильский дворец со стенами из легкой черной крахмальной сетки, а по ней, как морозные узоры — серебристые кружева. Прямо-таки испанская сказка. Благодаря ярким красочным костюмам опера-буфф «Севильский цирюльник» напоминает веселый балаганный праздник, где смешались русские кокошники и венецианские карнавальные маски…

Говорить отдельно об актерах, исполняющих роли Фигаро и Розины, — дело неблагодарное. Все они разные и все заслуживают похвалы в той или другой степени. Мне посчастливилось увидеть версию с бритым Фигаро в исполнении Андрея Вылегжанина, которому в день премьеры указом Президента России Владимира Путина было присвоено звание Заслуженного артиста РФ. Роль Розины в этот день исполняла молодая и талантливая Карина Григорян, которую по словам Бертмана, нашли во время «музыкальных раскопок» в Ростове-на-Дону. Что касается раскопок: у главного режиссёра театра профессиональный нюх на талантливую молодежь. Идут к нему молодые работать с охотой и удовольствием. Благо атмосфера в театре редкостная: дружеская, интеллигентная и чувства юмора всей труппе не занимать.

Вписался в коллектив и юный режиссёр Константин Чудовский, несмотря на то, что в театре «без году неделя». Да в этом театре много таких. Бертман доверяет молодым. Чудовский, дирижируя в «Севильском цирюльнике», показывает творческие чудеса. То вдруг покинет пульт и даст оркестру самому «справляться» с партитурой. То возьмет гитару и аккомпанирует на ней влюбленному графу Альмавиве, якобы забыв про своих музыкантов. А то и на клавесине сбацает ритурнели. Словом, всё может. Да в «Геликоне» каждый на все горазд: хоть колесом пройтись по сцене, но как танцуют! Недаром массовку театра прозвали «хордебалет». А попробуйте петь да танцевать одновременно. Где еще, в каком театре певцы отплясывают так лихо?!

Есть в «Севильском цирюльнике» ещё один важный персонаж, уж не знаю, специально ли его вывел на сцену Бертман или он присутствует в партитуре у самого Россини? Это геликон — музыкальный инструмент. Его носит на себе Розина в финале оперы и даже немного на нём играет. «Подудеть» в него не прочь все персонажи оперы. Что очень символично и весело…

А ещё в «Севильском цирюльнике» Россини есть место импровизации, что, возможно, тоже привлекло незаурядного режиссера Бертмана к этому произведению. Во-первых, солисты вольны импровизировать каденции. Во-вторых, никто заранее не знает, какую арию споет Розина на уроке пения. В постановках 1816-1820-х годов звучали разные арии. К примеру, Полина Виардо, в 1843 году дебютировавшая в Петербурге именно в партии Розины, в сцене урока исполняла романсы Глинки. (Не из-за этой ли роли она стала так желанна большому русскому писателю Ивану Тургеневу?!) Предоставленная героине свобода выбора — гениальная драматургическая находка Россини. Ведь на уроке столь важный для комедии масок конфликт поколений достигает пика, вот автор и противопоставляет вечно старомодной ариетте Бартоло вечно обновляющуюся арию Розины.

Бомарше когда-то написал трилогию об остроумном, находчивом и плутоватом цирюльнике. Это «Севильский цирюльник», «Свадьба Фигаро» и «Керубино». К «Севильскому цирюльнику» обращались многие композиторы, но самым обожаемым как для зрителей, так и для музыкантов остался «Цирюльник» Россини. Музыку к «Свадьбе Фигаро» написал великий Моцарт, а Жюль Массне озвучил «Керубино».

По замыслу Дмитрия Бертмана в «Геликон-опере» поставят всю трилогию о Фигаро, и будет она идти три вечера кряду, такими «сериями». Тем, кто увидел премьеру «Севильского цирюльника» в нынешнем июле, повезло. Изящная опера Россини очень популярна на Западе, её любят ставить в «Метрополитен-опере». Именно поэтому последующие полгода геликоновский «Цирюльник» будет в разъездах — два фестиваля и гастроли (позже 90 «Цирюльников» покажут в Америке). А в конце сентября «Геликон-опера» начнет свой 18-й сезон опять с премьеры — второй части трилогии — «Свадьбы Фигаро» Моцарта. Позже поставят неизвестную пока в России третью часть — «Керубино» Массне.

Откроем один маленький секрет. Юный паж окажется внебрачным сыном одного из героев… Ну а уж надлежащим образом обставить эту интригу художественный руководитель «Геликон-оперы» сумеет. Раз у него так лакомо получилась самая комическая из комических опер — «Севильский цирюльник».