Всеволод Крестовский о современной России

  • Post category:Статьи

С большим интересом прочитал роман “Кровавый пуф” Всеволода Крестовского. В художественной форме, ссылаясь на подлинные документы, автор описывает ситуацию в западных губерниях России накануне польского восстания

 

Кадровая политика, приведшая к тому, что даже на исконных русских территориях насаждались польские порядки, русофобия, покрываемая ополяченными царскими чиновниками, стремящимися демонстрировать свой либерализм, коррупция, ведущая к предательству национальных интересов и т.д. И только начавшаяся кровавая резня заставляет Москву серьезно задуматься и прибегнуть к кардинальному переустройству системы управления регионом. Книга воспроизводит малоизвестные для русского читателя события и весьма поучительна, поскольку в ней можно найти массу аналогий с событиями, происходящими в современных «западных» губерниях России, в начале 90-х объявивших себя государствами.

Вот, к примеру, диалог героя романа Хвалынцева с православным батюшкой отцом Конотовичем о судьбе городов Вильны, Ковны и Гродны. Батюшка говорит, что это русские города, в окончании которых поляки стали писать букву «о», чтобы доказать их польский корень. И ссылается на документы, свидетельствующие, что в Гродне на 1593 год было 9 русских храмов и лишь один польский. Хвалынцев призывает батюшку судить о национальности края не по историческим документам, а по настоящему составу населения, в котором преобладают поляки. И батюшка с ним соглашается: «Да, преобладание, я с вами совершенно согласен! И особенно с того времени, как край этот отошел под власть России. Никто даже лучше не споспешествовал сему в ущерб народу, как русское правительство с русскими генерал-губернаторами!»

Уместно ли здесь провести аналогию с недавними событиями в Чечне, которая в результате действий современных «генерал-губернаторов» полностью освободилась от русского населения или передачу Казахстану заселенных русскими земель Семиреченского казачьего войска, казахам никогда не принадлежавших.

А вот военный врач Холодец рассказывает Хвалынцеву о человеке, ведущем в трактире беседу на польском и французском языках с двумя польскими панами. «Это батюшка мой, один из наших высоких губернаторских тузов. Случилось мне быть с ним как-то раз в одном доме – ну и наслушался же я. Во-первых презрение к нам грешным самой высокой аристократической пробы; во вторых, вероятно в силу этого презрения, его сиятельство по приезде постарался дружески сойтись с тутэйшими родовитыми панами и стал, в крутой ущерб холопу, тянуть во всем панскую руку; а в третьих беззастенчиво, при русских, не краснея, изволит проповедовать, что «помилуйте, мол, нас надо всех скорее выгнать отсюда. И как это Россия не видит, что в этом крае нет ничего русского…» Ну панам это и на руку, они ему рукоплещут, они его за это шампанским поят».

Подобных «губернаторских тузов» мне приходилось неоднократно наблюдать и в современной Адыгее. Обласканные местными «панами», они как-то очень быстро забывают, чьи интересы здесь поставлены представлять, и «тянут во всем панскую руку» в ущерб и государству, и «холопам». Потом их награждают, куда-то переводят, а России здесь становится все меньше. Отсутствие должного контроля со стороны Москвы приводит к соответствующей политике местных «панов», ведущих дело к абсолютному доминированию титульного этноса в административных учреждениях, бизнесе, силовых структурах, образовании и т.д. Особо следует сказать о судах. Ведь если у поляков того времени для расправы с «москалями» существовала своя система, на содержание которой собирали пожертвования, то в современной России можно вполне обойтись официальными судами. Ведь назначаемые из Центра судьи фактически подбираются местными «панами» и, соответственно, большинство из них «тянут во всем панскую руку». Помнится, несколько лет назад журналистка С. Болотникова дала на одном из сайтов в интернете материал, посвященный событиям в с. Белом, заселенном в 90-е годы курдами. Вполне объективно описала межэтнический конфликт, который в том числе благодаря этой публикации был-таки расследован и виновные наказаны. Но публикация портила внешний вид республики, официально представляемой как оазис мира и дружбы. И тогда решением местного районного суда эту статью приговорили к экстремизму. Не уведомив ни автора, ни редактора сайта. Так сказать, в назидание «москалям» – а не лезьте в наш калашный ряд со своим свиным рылом…

Очень интересные характеристики дает автор русским чиновникам поставленным блюсти закон и порядок в Западный край. Одни – либералы, приезжающие с убеждением, что здесь не Россия, а Польша. И не задаются целью разглядеть, действительно ли это так. «Ведь это будет не либерально, так отстало и – русски – патриотично. А вдруг чего доброго ещё в «Колоколе» отшлепают и всю карьеру тогда потеряешь. Другой тип – «просто взяточники и честолюбцы, которые потому тянут за панов, что те им в руку за это изрядно суют и всячески стараются для них темными путями о крестах, чинах и отличиях». «Третий сорт знай себе строчит только входящие и исходящие и ни до чего больше ему дела нет; он и слухом не слыхал, что это, мол, за зверь такой – польская пропаганда? Ему лишь бы к празднику наградные да месячное жалованье получить, а затем… как начальство-с прикажет! И будь тут Россия ли, Польша ли, Турция или Патагония – это ему решительно все равно!»

Нет, что ни говорите, а с тех пор в России ничего не изменилось…

Владимир Каратаев


Подписаться
Уведомление о
guest

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

0 комментариев
Inline Feedbacks
View all comments