Ногайская Степь – судьба моя и боль моя!

Ногайская степь занимает громадный четырехугольник, составляющий собой восточную часть Ставропольской губернии. В ногайской степи считается 1.132,000 дес., да около 300 тыс. дес. лежат между Кумой и Гайдуком. Длина и ширина степи почти одинаковы.

 

За последние 100 лет Ногайская Степь (полупустынная территория в Предкавказье, в междуречье Терека и Кумы) шесть раз передавалась в различные административные образования по разным субъектам Федерации. В результате раздела этнической территории возникла противоречивая общественно-политическая обстановка среди ногайцев.

Д. Моргун, к.ф.н., заместитель директора Московского детского эколого-биологического центра пишет: «Ногайская степь» … это звучное сочетание слов порождает в сознании образ чего-то удалого, лихого. Словно мираж диковинной, свободной, огромной земли, где действуют свои, дикие и не подвластные никому законы жизни… Степь для нас – это бескрайние травяные просторы, пропахшие мятой и полынью; задумчиво кружащийся орлан над курганом; пронзительный свист сурка среди звенящей тишины вечерних сумерек. Голоса жаворонков, которые тонут в травах. Простота и свобода, покой и торжественность. Еле заметно вздрагивал безупречный горизонт серо-зеленой степи, разбавленной песками и солончаками, словно степь предвкушала появление кого-то важного на своих пределах и в знойном напряжении замирала. (Дагестанская правда № 398-399 21 ноября 2009 г.).

Древность моего народа подтверждается многими историческими документами. «Замечательно, что в китайских источниках до Р.Х. (Рождества Христова – Я.А.) говоря о каком-то народе, сказано, что служили ногаям. Нужно справиться у отца Иакинфа??? (Чокан (Мухамме́д-Хана́фия) Велиханов «Избранные произведения». Издательство Наука. Москва – 1986 г. с. 85).

«Судьба ногайского народа в течение столетий была неотделима от истории коренного населения Северного Кавказа, а их предки были полными хозяевами степных пространств Юго-Восточной Европы, включая Северный Кавказ» (Федоров Я.А., 1983, с.117).

Н.А. Аристов отмечал, что «Степи западной половины улуса от Урала до Дуная служили для кочевок остатков половцев и предшествовавших им тюркских племен, объединившихся с частью кипчаков под общим названием ногаев» [5, С.128]. До 1920 года Ногайская Степь вместе с Кизлярским уездом находилась в составе Терской губернии. В одном из документов середины 20-х годов говорится: «Общая площадь земель Кизлярского района составляет 1793500 га. Население его по национальному составу распадается: русских с украинцами – 50109 – 72,8%, ногайцев – 14204 – 19,5%, прочих – 4426 – 6,4%. За годы советской власти эти земли 4 раза передавались из одного административно-государственного образования в другое. 18 января 1921 года ВЦИК постановил «Образовать автономную Горскую ССР, в состав которой включить территории, занимаемые ныне чеченцами, осетинами, ингушами, кабардинцами, балкарами, карачаевцами, ногайцами и живущими между ними казаками, и иногородцами, а именно: а). Чеченский округ (бывший Введенский и Грозненский округ правобережная часть Кизлярского отдела и восточная часть бывшего Сунженского отдела)».

95 лет назад ногайцы сделали исторический выбор в пользу союза и единства с Дагестаном. И что за это получили? Каким образом присоединяли ногайские и караногайские народы к Дагестану свидетельствует недавно обнаруженный в одном из Московских архивов среди дел, относящихся к секретариату Наркомнаца (протоколы заседаний Коллегии Наркомнаца Р.С.Ф.С.Р. №№ 21-27 за май 1922 года с материалами. Подлинники и черновики на 185 листах). Согласно титульного листа документы адресованы Председателю Совнаркома ДССР тов. Д. Коркмасову под названием «Докладная записка члена Даг. делегации Умара Алиева по вопросу о присоединении ногайских и караногайских народов к Даг. Республике». 2 апреля 1922 года в 5 часов вечера в городе Кизляре Терской области при наличии 8-ми делегатов от Кара-Ногая и 4-х делегатов от Ногая, на котором присутствовали заинтересованные проведением съезда кумыки, корчагайцы, персы и другие, состоялся I съезд ногайского народа. На повестке дня был один и единственный вопрос: «О формах административной организации караногайцев и ногайцев». Делегаты единодушно поддержали прозвучавшие в докладе представителя ВЦИК Умара Джашуевича Алиева (карачаевца с кумыкскими корнями) мысли о закреплении административного права ногайцев на свою этническую территорию, о предоставлении проживающему в Ногайской Степи народу широкой (полноправной) автономии. Представитель Кизлярского окружного исполкома Панченко, выступая на съезде, заявил: «Пусть караногайцы и ногайцы осваивают русскую культуру и русский язык, и никакой помощи в этом соплеменного им Дагестана не нужно». Точно такие возражения выдвинул ответственный секретарь окружного парткома т. Сюра, заявив: «Нельзя допускать присоединение русских и ногайцев к Дагреспублике, ибо это есть насилие над одной нацией (русской) ради другой». После долгих прений съездом была принята резолюция: «Приветствовать самоопределение караногайских и ногайских народов и вместе с тем просить остаться их в составе Терской губернии». Но ногайскому народу до сих пор остается неразгаданной тайной, почему на этом съезде было принято постановление, состоящее из трех противоречащих, взаимоисключающих пунктов, которые гласят:

-1. Организовать в составе ДАССР отдельного округа, имеющего уездное право.

-2. Поставить перед вышестоящими органами (Наркоматом и ВЦИК) вопрос о предоставлении ногайцам, проживающим в Ногайской Степи, полноправной автономии.

3. Поручить Сонаркому ДАССР внедрить в жизнь принятых на съезде решений. (Общий Гос.архив ДАССР, ф. 37-6., Л. 83-84).

Партноменклатура ДАССР, которой поручалось «внедрение в жизнь решений съезда», в первую очередь постаралась присоединить к своей республике эти обширные земли.

В те времена в этих вольных степях имелись разные ориентации и агитации.

В спешном порядке, 11 апреля 1922 года в ставке Ачикулак состоялся объединенный съезд Ногай, Караногай и Туркмен, где вновь рассматривался вопрос об общественно-политическом положении вышеназванных народов и об их дальнейшем обустройстве. Съезд был назван «объединенным», потому что на нем, для придания «авторитетности» принимали участие и представители Кара-Ногая, хотя их съезд в отдельности был уже проведен в Кизляре. На этом съезде представители дагестанской партноменклатуры провели соответствующую «разъяснительную работу» для того, чтобы присоединить к своей республике этнические земли ногайцев. В Центральном Государственном архиве имеется немало документов, из которых явствует, что руководители республики прилагали определенные усилия в расширении территорий своей республики. И лишь ради платформы делегатам съезда были предложены пять вариантов решения ногайского вопроса по закреплении их административного права на свои земли:

– 1. Создать автономную единицу, область наподобие Калмыкии;

– 2. Войти в составы Горской республики (Горская АССР);

– 3. Войти в состав Дагестанской республики;

– 4. Объединиться с Кабардой;

– 5. Статус-КВО: остаться в составе Терской области Ставропольской губернии.

И все это было на руку дагестанской партноменклатуре, которая не преминула воспользоваться благоприятным стечением обстоятельств.

Существование республик в составе РФ признается важнейшей формой этно-территориального самоопределения и дальнейшего развития федерализма, разнообразных и разностатусных взаимоотношений с федеральным центром и другими субъектами федерации, формулируется как одна из приоритетных задач государственной национальной политики федерального и республиканского уровней.

Среди ногайского населения особую тревогу вызывает неэффективное использование земель отгонного животноводства, причина межнациональных конфликтных ситуаций, которую наши руководители приравнивают в разряд бытовых. Уникальный для Республики Закон РД «О статусе земель отгонного животноводства в Республике Дагестан», принятый Народным Собранием РД 26.09.1996 г., с изменениями и дополнениями от 7.12.1999 г.; от 12.07.2001 г.; от 29.12.2003 г. противоречит Земельному кодексу РФ, введенного в действие в 2001 году и принятым в соответствии с ним федеральным законам, регулирующих земельные отношения. Имеются грубые нарушения при исполнении статей и пунктов:

– целевое и рациональное их использование и охрану;

– сохранение и улучшение кормоемкости естественных кормовых угодий;

– предотвращение эрозионных и деградационных процессов, опустынивания кормовых угодий и других отрицательных последствий антропогенного воздействия;

– сохранение и воспроизводство природных ландшафтов;

– сохранение национальных и культурных ценностей административно-территориальных районов.

Существенным недостатком является отсутствие достоверного и полного реестра пользователей и арендаторов земель отгонного животноводства, составленного по материалам инвентаризации и кадастрового учета земель, без чего нельзя представить реальную картину эффективности их использования. Имеют место факты, когда лица, за которыми числятся земли отгонного животноводства, не используют их самостоятельно, зачастую не знают даже, где расположены эти земли, а передают их в субаренду, имея в результате неучтенные доходы.

Руководители Республики Дагестан (президенты и главы) приходят и уходят. А ногайцы остаются со своими проблемами один на один. Хотя Основным законом страны установлено, что деятельность главы республики должна быть направлена на обеспечение прав и свобод. На самом деле, история с ногайскими землями, как в 1920-х-1950-х годах и произошедшая в 1957 году прошлого века вновь повторяется, только в более изощренной и циничной форме, прикрытая официальной глазурью цивилизованности, идет завуалированное отторжение ногайцев от этнических земель предков. На территориях родовых аулов, где ранее проживали наши предки, лежат огромные пространства безжизненной земли, – фактором которого является бесконтрольное хищническое использование так называемых земель отгонного животноводства.

Всё это воспринимается мучительно и разрушительно для нравственных устоев, и для самого физического существования ногайской общности и возмутительно для национального самосознания ногайцев, не признающих насильственного отчуждения пастбищ на территории бывших родовых аулов, которыми испокон веков пользовались наши предки. Для коренного ногайского народа региона это политический, эколого-демографический, санитарно-эпидемиологический, антропогенный, экономический, этно-культурный и морально-нравственный кризис этногеноцида.

Ценности, завещанные предками, особенно территории традиционного природопользования далеких пращуров для потомков остались святой и заветной мечтой, так как этническая территория ногайцами считается как святое сакральное понятие.

Принимаемые на федеральном уровне многие поправки, касающиеся земельных вопросов, мне кажется, в последующем скажутся негативно в судьбах равнинных народов Республики Дагестан, в частности ногайцев, терских казаков и кумыков.

К сожалению, в последнее время Ногайская Степь стала стратегически важным районом для осуществления попыток инвестирования проектов строительства космодрома, сахарного проекта и освоения территории традиционного природопользования коренного ногайского народа. В Республике Дагестан многие из чиновников при осуществлении своих «проектов» освоения территории традиционного природопользования коренного ногайского народа зачастую нас ногайцев считают препятствием на пути бессистемного использования Ногайской Степи как пастбища для отгонного животноводства. В 2008 году некоторые скептики Дагестана вспомнили об отвергнутом специальной комиссией в начале 1950-х годов втором варианте (западное побережье Каспийского моря на территории Дагестана) сооружения ракетного полигона для запуска межконтинентальных баллистических ракет.

«Главным достижением Дагестанской организации Всероссийского общества охраны природы в 1980-90 годах является отклонение неоднократных и настойчивых предложений Госплана СССР о строительстве атомной электростанции в поселке Глав Сулак». (А.Г.Коршунов. Дагестан: Годы и События. С. 210. Махачкала, 1998).

Свежо в памяти, как 29 мая 2011 года в Ногайской Степи прошел съезд ногайцев, на котором собралось более пятисот делегатов. Поводом проведения съезда стал проект «Дагагрокомплекс» по строительству крупного завода по переработке сахарной свеклы на 100 тыс. га площади территории, что составляет 9% земель Ногайского района. После протестных выступлений в Ногайском районе под сахарный проект были выделены в Тарумовском районе из земель ПК «колхоза имени Александра Невского» – 1186 га и в Кизлярском районе – 1200 га. из земель села Ново-Крестьяновка, входящего в МО Сельское поселение «Сельсовет Новокохановский». После проявления неудовольствия населением вышеуказанных поселений, в связи с изъятием земель, руководили сахарного проекта успели вспахать и обваловать 1000 га из выделенных земель, куда входили и личные паи населения. А 200 га земель население села Ново-Крестьяновка распределило между собой.

На бывших землях Асса-Аульского сельского совета была начата практическая реализация строительства объектов птицекомплекса Московского проекта «Создание и развитие Агротехнопарка «АгроДагИталия» под руководством генерального директора Золотокопова А.Я., на основе итальянских агромодулей на переданном компании «АгроИнвест» в долгосрочную аренду земельном участке с кадастровым номером 05:01:000201:19 на территории Бабаюртовского, то есть на территориях традиционного природопользования наших предков.

Ушли в небытие строительство агротехнопарка «АгроДагИталия» и проекта «Дагагрокомплекс». При осуществлении своих «проектов» освоения территории традиционного природопользования коренного ногайского народа зачастую мы выглядим как препятствие на пути бессистемного использования Ногайской Степи как пастбища для отгонного животноводства. «Существующие мелкоконтурность и чресполосица земель являются серьезными препятствиями применения современных агротехнических процессов» (Перспективное территориальное и экономическое зонирование (на примере Республики Дагестан).

Терекли-Мектебская декларация и программа действий (принята 30 марта 2008 г. в селении Терекли Мектеб на очередном съезде Региональной Общественной Организации «Бирлик» (Единство) ногайцев Республики Дагестан) гласит:

9. Для справедливого удовлетворения потребностей нынешнего и будущих поколений в области развития и окружающей среды требуется осуществление научно-обоснованных и комплексных мер по экологической безопасности. Съезд Региональной Общественной Организации «Бирлик» (Единство) ногайцев Республики Дагестан признает, что продолжающееся опустынивание Ногайской Степи, в результате дикой приватизации степи и в связи с бессистемным, бесконтрольным выпасом скота на землях отгонного животноводства представляет потенциальную серьезную угрозу для права каждого ногайца на жизнь и здоровье.

Буквально за несколько часов до официальной отставки экс-глава Республики Дагестан Абдулатипов Р.Г. своим распоряжением № 154-рг от 2 октября 2017 года выделил ООО «АСЕРААГРО» без проведения торгов находящийся в собственности РД земельный участок площадью 428 га с кадастровым номером 05:50:000068:1 из земель сельхозназначения, расположенных в границах МО «Кумторкалинский район».

Янгурчи Аджиев, вице-президент МОО «Конгресс Тюркских Народов», член Высшего Совета Федеральной Национально-Культурной Автономии ногайцев России

 

Подписаться
Уведомление о
guest

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

0 комментариев
Inline Feedbacks
View all comments