Российских олигархов взяли в оборот

  • Post category:Статьи

Недооценка зарубежных спецслужб выходит российским бизнесменам боком

 

Внезапное задержание в Ницце дагестанского сенатора-миллиардера Сулеймана Керимова (21-е место в списке «Форбс» – 6,3 млрд. долл.) по подозрению в отмывании денег и уклонении от уплаты налогов при покупке недвижимости (вилла площадью в 12 тыс. кв. м) воскресила в памяти слова незабвенного советского классика Корнея Чуковского, которые можно переиначить так: «Дяди богатеи! Ни за что на свете не ходите в западные страны вы гулять! Там же есть спецслужбы. Разные и злые. Будут за аферы в тюрьмы вас сажать!». Правда, в случае с Керимовым французский судья ограничился пятимиллионым залогом и отобранным загранпаспортом, сделав того невыездным на весь период следствия. Недовольная таким поворотом местная прокуратура обжаловала его решение.

В последнее время российские бизнесмены, привыкшие чувствовать себя неприкасаемыми хозяевами жизни на родине, всё чаще оказываются беззащитными перед иностранным правосудием. Вседозволенность и бесшабашность сыграли со многими из них злую шутку. То, что сходило им с рук в российских пенатах, оказалось почему-то преступным в странах развитого капитализма. Странно было бы, если б это было не так.

Несмотря на череду громких арестов отечественных бизнесменов в Европе, остальные не стали от этого более осмотрительными. По всей видимости, они, как и прежде, воспринимают Запад не иначе как «край непуганых идиотов», не могущих распутать их хитроумных замыслов. Хотя опыт последних лет убеждает нас в обратном.

Осенью прошлого года в испанский переплёт попали глава совета директоров «Первого Клиентского Банка» Григорий Мухин, акционер этого банка Михаил Савульчик, а также их сотрудник Станислав Байков. Все они обвиняются в отмывании более 60 млн. евро и уклонении от уплаты налогов в составе организованной группы. По версии следствия, капиталы вывозились из России первоначально в офшоры, в том числе в Андорру, после чего переправлялись в Испанию – наличными или посредством банковских переводов. При этом речь идёт о суммах, «которые превосходят все, что фигурировали в делах других иностранцев, в том числе россиян, привлекавшихся к суду за отмывание денег в Испании за последнее десятилетие». На эти средства было приобретено около двухсот объектов недвижимости в разных провинциях страны.

А в начале текущего года в Швейцарии было завершено расследование махинаций с кредитами, фигурантами которого являются двое россиян. По данным женевской прокуратуры, специализирующаяся на торговле металлоломом компания Nori SA, владельцем которой является Пётр Теребов, взяла в восьми банках ничем не обеспеченные кредиты на 25 млн. долл. под гарантии поставок продукции от Ростовского электрометаллургического завода (РЭМЗ). Обвиняемые сознались в содеянном.

Весной Гражданская гвардия (жандармерия) Испании объявила о заключении сделки с бизнесменом Андреем Петровым, обвинявшимся в отмывании 56 млн. евро и подкупе мэра города Льорет де Мар (провинция Жирона) Хавьера Креспо. По условиям сделки, россиянин, отсидевший под стражей с февраля 2013 года по январь 2015 года, сознаётся в отмывании денег в обмен на двухлетний приговор со штрафом в 5,5 млн. евро. Кроме того, двум его компаниям придётся выплатить штрафы на общую сумму 900 тыс. евро. Конфискуют также и имущество на 11 млн. евро. Заключённая сделка повлекла за собой также прекращение дел в отношении остальных обвиняемых, которые были выделены в отдельное производство. На скамье подсудимых могли оказаться «боссы» Петрова: гендиректор НПО «Спецнефтегаз» Виктор Канайкин, его заместитель Сергей Налимов и казначей организации Андрей Зинченко, находящиеся в России.

В конце сентября всё те же гвардейцы взяли в оборот владельца футбольного клуба «Марбелья» Александра Гринберга, владельца завода по производству бутилированной воды «Agua de Mijas» Олега Кузнецова и одного из топ-менеджеров ОАО АФК «Система» Арнольда Спиваковского, арестовав их по подозрению в отмывании 30 млн. евро. Кстати, футбольные клубы всплывают в криминальных сводках всё чаще: летом прошлого года в Португалии по обвинению в создании преступной группы, отмывании денег, подделке документов и налоговом мошенничестве арестовали владельца ФК «Униан Лейрия» Александра Толстикова. Следствие по этому делу продолжается.

Месяц спустя кассационный суд швейцарского кантона Невшатель оставил в силе прошлогодний приговор чеченскому бизнесмену и экс-владельцу футбольного клуба «Ксамакс» Булату Чагаеву, осуждённому на три с половиной года тюрьмы за недобросовестное ведение дел клуба, растраты, попытку мошенничества и подделку документов. Свою вину бизнесмен так и не признал.

По подсчетам агентства Knight Frank, за последние 13 лет из России уехали 20 тыс. долларовых миллионеров и миллиардеров, причём около 6 тыс. из них – за последние три года. По этому показателю наша страна стала пятой в мире. Среди причин называются нездоровое вмешательство государства в сферу бизнеса, непостоянство законодательства, антизападные настроения властей и закон о деофшоризации 2014 года.

Согласно недавнему опросу адвокатского бюро «Егоров, Пугинский, Афанасьев и партнёры», 40% из 300 состоятельных россиян, являющихся бенефициарами офшоров, перестали быть налоговыми резидентами, а 9% перевели свои активы на родственников-нерезидентов. То есть теперь с их сверхдоходов бюджету не перепадает ни копейки.

«Россия вошла в пятёрку стран с наибольшей долей финансовых активов, хранящихся в офшорах», – говорится в докладе Национального бюро экономических исследований (NBER). Состоятельные россияне держат там средства, эквивалентные 46% ВВП, или около 590 млрд. долл. (по данным Центробанка, за 1994-2016 годы чистый отток капитала из России составил всего 672,4 млрд. руб.). Впереди нас только Саудовская Аравия, Венесуэла и ОАЭ. При этом для России исследователи NBER привели и альтернативную оценку офшорного капитала, в которой не учитываются активы лиц, сменивших налоговое резидентство, – около 14% ВВП или 179,6 млрд. долл. Сверхбогатые россияне держат в офшорах около 60% всех своих активов, что превышает показатели США (около 10%), Западной Европы (30-40%) и Скандинавии (5-10%). Предпочтительными налоговыми гаванями для них остаются Швейцария и Кипр.

Однако российский стиль ведения бизнеса, как видим, не приживается за границей. Более того – получает там соответствующую уголовно-правовую оценку. При этом иностранные правоохранители всё чаще сетуют на незаинтересованность российских коллег в расследовании финансовых махинаций приехавших бизнесменов. Одна из возможных причин – наличие у тех высокопоставленных покровителей во властных кругах (например, испанское дело Геннадия Петрова и др. (2008 г.). Оттого и приходится им рассчитывать только на собственные силы в изобличении внешне респектабельных россиян, наводнивших страны Евросоюза и США в последние годы.

То ли ещё будет. По британскому закону «О криминальных финансах», вступившему в силу в сентябре, английские власти смогут конфисковать любое имущество у иностранцев, если те не смогут доказать законность его происхождения. Расследование может начинаться в отношении недвижимости, драгоценностей, предметов искусства стоимостью свыше 50 тыс. фунтов у «политически значимых лиц», которыми считаются бывшие или действующие госслужащие и сотрудники госпредприятий, члены их семей и связанные с ними лица.

В свою очередь, закон «О противодействии противникам Америки посредством санкций» (CAATSA), подписанный президентом США Дональдом Трампом 2 августа, предписывает к февралю 2018 года (в самый разгар президентский гонки в России) Минфину, директору Национальной разведки и госсекретарю представить Конгрессу подробный доклад «о наиболее высокопоставленных политических деятелях, олигархах, определяемых их близостью к правящему режиму и их чистым капиталом». Попадание в этот перечень может грозить введением персональных санкций, предполагающих запрет на въезд на территорию США, замораживание активов и запрет на ведение дел с американскими гражданами и компаниями.

Особого внимания заслуживают статьи 241 и 243 этого закона, которые de facto расширяют возможности применения санкций в отношении неопределённого круга российских юридических и физических лиц. Если ранее основанием для включения в санкционные списки были действия, нарушавшие территориальную целостность Украины или режим ранее введённых санкций, то теперь задачей ставится «выявление наиболее значимых высокопоставленных политиков и олигархов, определяемых по их близости к российскому режиму и размеру их состояния», оценка «отношений между означенными лицами и президентом В. Путиным или другими членами правящей российской элиты», «их вовлечённости в коррупцию», а также «состояния и источников дохода данных лиц и членов их семей (включая супругов, детей, родителей и братьев/сестер), их активов, инвестиций и бизнес-интересов» (п. А-D ст. 241). При этом американским властям предстоит «находить, изучать, документировать и пресекать незаконные финансовые потоки, связанные с Россией», если они затрагивают финансовую систему США или их союзников (п. 1 ст. 243). В частности, Минюсту, управлению директора Национальной разведки и Министерству внутренней безопасности придётся значительно увеличить количество расследований, касающихся приобретаемой российскими гражданами или в их интересах американской недвижимости (п. 5). В этой связи Соединённые Штаты планируют сотрудничать «с отдельными странами в Европе и Евразии», чтобы «гарантировать неиспользование их финансовых систем для сокрытия незаконной финансовой деятельности членов российского правительства или лиц из ближайшего окружения президента В. Путина, наживающихся на коррупции» (п. 9 ст. 252).

За составление санкционных списков отвечает Office of Foreign Assets Control (OFAC), подразделение Минфина США, которое в 2014 году включило в санкционный список SDN (Specially Designated Nationals) Геннадия Тимченко, Аркадия и Бориса Ротенбергов, Юрия Ковальчука, мотивировав это тем, что они входят «в личный круг президента Путина», а позже и других, в том числе главу «Роснефти» Игоря Сечина.

Закон CAATSA предусматривает финансирование сбора компромата, определив вознаграждение для информаторов, способствующих получению интересующих их сведений (ст. 323), а также учреждение Фонда противодействия российскому влиянию (Countering Russian Influence Fund), которому на 2018-2019 годы будет выделено 250 млн. долл. (ст. 254).

Таким образом, американский Закон опасен для России не столько возможным ужесточением ограничительных мер в сфере финансирования государственных долговых обязательств, кредитования компаний с госучастием и усилением давления на энергетические компании, сколько тем, что даёт старт «охоте» на правящую элиту. Даже если американские власти не применят к её представителям каких-либо прямых санкций, само по себе раскрытие информации об их теневых активах окажется весьма болезненным, так как противоречит антикоррупционным и антиотмывочным обязательствам, взятым на себя Россией в соответствии с Конвенциями ООН, ОЭСР и СЕ, а следовательно, дискредитирует её руководство на международной арене. Ну, а кроме этого, ставит под сомнение легитимность самой власти в России.

Александр Сухаренко

 

Источник – Завтра

 

Подписаться
Уведомление о
guest

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

0 комментариев
Inline Feedbacks
View all comments