Принятый бюджет вызывает целый ряд вопросов. Пока Россия всего один год прожила с номинально замороженными расходами и ощущается это очень тяжело. Насколько реально удерживать расходы еще два года, и тем более – откуда в 2020 году на нас свалится дополнительный триллион?
Госдума приняла в третьем чтении закон о федеральном бюджете на 2018 год и плановый период 2019-2020 годов.
Согласно закону, доходы бюджета РФ в 2018 году составят 15,26 трлн рублей, в 2019 году – 15,55 трлн рублей, в 2020 году – 16,3 трлн рублей. Расходы запланированы на уровне 16,53 трлн рублей в 2018 году, 16,4 трлн рублей в 2019 году и 17,155 трлн рублей в 2020 году.
Дефицит федерального бюджета составит около 1,3 трлн рублей, в 2019 году – 819,1 млрд рублей, в 2020 году – 870 млрд рублей.
Принятый бюджет вызывает целый ряд вопросов. Пока Россия всего один год прожила с номинально замороженными расходами и ощущается это очень тяжело. Насколько реально удерживать расходы еще два года, и тем более – откуда в 2020 году на нас свалится дополнительный триллион?
Возможно, ответ кроется в предполагаемой девальвации (очередной!). Уже на стадии подготовки Минфин планировал среднегодовой курс 70 рублей за доллар в 2018 году, а далее – рост. Это значительно выше чем курс рубля за последние полгода – менее 60. Правда, в итоговый версии фигурирует цифра 65 на 2018 год, далее 70 – но есть стойкое ощущение, что сразу после выборов или после ЧМ по футболу Правительство намерено получить “дополнительные доходы” за счет обвала рубля и немедленного повышения цен, что резко ухудшит положение населения ( реально располагаемые доходы граждан падают уже три года подряд!). Не учитывается, что такой “маневр” усложнит выполнение бюджета далее – расходы вырастут, да и автоматически похоронит планы даже минимального предполагаемого роста ВВП – 2% в год.
Предусматривается также существенный рост долговой нагрузки – для покрытия дефицита, ввиду исчерпания резервных фондов. Пока неясно, как вообще наша экономика будет функционировать без подушки безопасности – ведь даже в относительно хорошем 2017 году ввиду роста нефтяных цен пришлось тратить значительные суммы из Резервного фонда и ФНБ, что же будет с расходами, когда накопленные триллионы иссякнут? Да и обслуживание долга, особенно если перевести его на рыночную основу легко может превратиться в одну из крупнейших статей бюджета.
Может оказаться, что трансферт ПФР вместе с платежами по долгу составят основу расходов, особенно если к ним прибавить помощь регионам и бесконечное покрытие дыр в банковских балансах.
Что же остается на развитие? Практически ничего – уменьшаются расходы на “Национальную экономику”, инфраструктуру, промышленность, сельское хозяйство. Поскольку нет средств на государственные инвестиции, остается уповать только на привлечение частных. Но это требует радикального изменения институтов, структурной перестройки, инвестиционного климата, повышения деловой активности и роста производительности, адекватной денежно-кредитной политики. При нынешней бюджетной “стратегии” латания тришкиного кафтана все это не просматривается. И пока не появится реалистичная программа развития, основанная на новых идеях и принципах, нацеленная на прорыв – мы так и будем заперты в тупике: на пенсии денег не хватает, налоги повышать нельзя, и так высокие, в долг на внешнем рынке не возьмешь, внутренний еще создавать надо, сократить расходы нереально, а доходы уперлись в потолок, обвалишь рубль, цены скакнут – получается порочный круг.
Андрей Бунич, президент Cоюза предпринимателей и арендаторов России, член Зиновьевского клуба – для Агентства СЗК
Источник – Агентство СЗК Зиновьевского клуба